Смекни!
smekni.com

Воспитание в игре (стр. 6 из 8)


Глава II. Экспериментальное изучение влияния дидактической

игры на эффективность повторения знаний.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

- Актуальность дидактического материала;

- коллективность;

- соревновательность.

Исследование я проводила в три этапа. На первом этапе - Констатирующий эксперимент, выявила при помощи среза на уроке русского языка уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и провела анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе - формирующий эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом - с использованием дидактической игры. На третьем этапе - контрольный эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.

Констатирующий эксперимент

Цель: Выявление реального уровня качества усвоения знаний во 2-м классе.

Содержание эксперимента:

Исследование проводилось во 2-м классе.

Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных».

«Пришла зима.

Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (Д. Мамину - Сибиряку)».

Формирующий эксперимент.

Цель: Проверить воспитательное влияние дидактической игры на эффективность повторения знаний по теме "Падежные окончания имен существительных" на уроках русского языка во 2-м классе.

Содержание эксперимента:

В ходе данного эксперимента среди учащихся 2-го класса экспериментальной группы мною целенаправленно и систематически при повторении темы "Падежные окончания имен существительных" применялись дидактические игры, тогда как в контрольной группе данного класса эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.

В экспериментальной группе на уроках русского языка я подготовила и провела следующие дидактические игры.

1. Поход в гости.

Воспитательная задача: научить правильно вести себя в гостях.

Дидактическая задача: Повторить склонения имен существительных

Игровая задача: Посетить все падежи.

Содержание игры: Я представила учащимся дом, в котором живут падежи. "Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово (стол (окно, доска)в гости ко всем падежам". Кто правильно определить падежные окончания данных слов, тот будет считаться самым желанным и интересным в общении гостем.

Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)

Им стол окно доска
Р.
Д.
В.
Т.
П.

2.Сбежавший медведь

Воспитательная задача: воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого "сбежал" медведь.

Содержание игры: "Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово "медведь" в предложения, заменяя окончания по вопросам".

Материалы: "Не каждому охотнику довелось повстречать, (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам многоинтересного (о ком?) о …»

3. Бал

Воспитательная задача: воспитание любви к родной природе, трудолюбие, взаимопомощи.

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

4. Играя, обучаем и воспитываем

«Загадки леса» (познавательная игра для младших школьников)

Цель игры: воспитание любви к окружающей нас природе, бережное отношение к дарам леса.

Игру можно проводить на экскурсиях и прогулках, во время отдыха на поляне в лесу.

Дети сидят полукругом на поляне. Ве­дущий раскладывает карточки с изобра­жением растений и начинает загадывать загадки. Тот, кто правильно отгадает за­гадку, покажет растение на карточке, а затем найдет на поляне, получит награ­ду — лепесток.

1. Стоит столб до небес,

а на нем — шатер-навес,

красной меди столб точеный,

а навес сквозной, зеленый.

(Сосна.)

2. Что же это за девица,

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год.

(Ель.)

3. Не сосна я и не елка,

только осень на порог –

скину с веток все иголки,

до единой, точно в срок.

(Лиственница.)

4. На лугах и лесных опушках часто встре­чается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки, и каждая долька имеет ажур­ные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровотечения.

(Тысячелистник.)

5. Носит этот мальчик желтый сарафанчик,

подрастет, нарядится в беленькое платьице,

пышное, воздушное, ветерку послушное.

Он заметный, золотой, постарел и стал седой.

А как только поседел — вместе с ветром улетел.

(Одуванчик.)

6. А вот это лекарственное растение можно встретить везде: в поле, в саду, в лесу, вдоль дорог. Цветы его помогают от многих болезней. И есть
про него загадка:

Растут в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

7. Русская красавица стоит на поляне,

в зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Березка.)


8. На припеке у пеньков

много тонких стебельков,

каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки, собираем огоньки.

(Земляника.)

9. На кусточки, под листочки

кто-то бусы бросил.

Вся поляна — в черных точках

у зеленых сосен.

Под листом, на каждой ветке,

сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

руки вымажет и рот.

(Черника.)

10. Ягоды — не сладость,

зато глазу — радость,

и лесам — украшение,

и дроздам угощение.

(Рябина.)

Выполнить задание: поставить слова-отгадки в Р.п., Д.п., Т.п. и определить окончания.

Им сосна, ель, лиственница, тысячелистник, одуванчик, ромашка, береза, земляника, черника, рябина
Р.
Д.
П.

К концу игры у многих детей получа­ется букет разноцветных лепестков, полу­ченных за правильные ответы.

Трое детей, набравших наибольшее ко­личество лепестков, получают звание «Лучшего Знатока Природы» и награжда­ются призами.

«Путешествие по лесу» (Игра-соревнование)

Цель игры: воспитание коллективизма, отзывчивости, ловкости, гибкости.

Игра расширяет и обобщает базовые знания детей о растениях и животных леса. Позволяет вырабатывать у детей физические качества, дает навыки преодоления пре­пятствий, встречающихся в лесу.

• Игра командная.

• Две и более команд-участниц.

• Состав команды 6—8 человек.

• Возрастная категория: школьники начальных классов.

• Место проведения: территория лаге­ря, турбаза, ровная открытая поляна в лесу, стадион и т.п.

Ход игры.

Ведущий предлагает детям совершить путешествие алее по лесной тропинке.

Дорогу будут указывать растения и животные. А узнать их помогут загадки и вопросы, которые помещены в конверты.

После того, как команды отгадают за­гадки и ответят на вопросы, они выходят на маршрут, где им повстречаются различ­ные препятствия.

Время финиша каждой команды за­считывается по последнему участнику игры.

Первое испытание: «Лесной бурелом».

Вопросы:

1. Какие насекомые относятся к груп­пе так называемых общественных, живу­щих семьями? (Пчелы, осы, муравьи.)

2. Почему муравья можно считать си­лачом? (Он тащит груз в 111 раз больше своего веса.)

Ответив на все вопросы, команды под­ходят по тропе к «лесному бурелому».

Имитация преодоления буреломного участка леса создается поперечными ве­ревками, расположенными в пределах шага друг от друга, длиной 5 м и при­поднятых над землей на 25 см. Коман­ды по очереди должны преодолеть этот участок тропы. Перешагнуть нужно че­рез все веревки, не потеряв равновесия. Если участник падает, ему нужно вер­нуться на исходную позицию этого уча­стка тропы.

Задание: определите число отгаданных существительных и выделите окончания.

Второе испытание: «Переправа через «болото».

Загадки:

1. Клюв крючком,

глаза пятачком,

ушастая голова,

это...

(Сова.)

2. В деревне есть такие часы —

не мертвые, а живые,

ходят без завода,