Смекни!
smekni.com

Воспитание этической культуры у младших школьников (стр. 3 из 8)

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему – признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание – это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать причину конфликта» [14, С 24]. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классе учитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда, запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе все хорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувства ребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение, а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость и требовательность учителя – необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся являются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

Таким образом, взаимоотношения учителя с учениками должно основываться на соблюдении определенных моральных норм, что способствует воспитанию у учащихся этической культуры.

И так, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителями и учащимися. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляется во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует у учащихся нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход к оценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимое отношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанников отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. «Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных особенностей, гуманитарное отношение к ним, забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс этической культуры школьников сознательным и целенаправленным» [13, С.149]

4. Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников

Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной деятельности, вне уроков учитель учит детей быть добрыми, делиться с товарищами. Что же делать? Как поступить ребенку? Такого рода противоречия вызывает раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождает хитрость, приспособленность. В результате у ребенка не может спокойно сложиться четкость представлений, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае. Родители должны обращать внимание на то, насколько искренни поступки детей. Например, мальчик просит прощения за совершенный поступок. Просьба его может быть искренней: мальчик осознал свои действия и ему стыдно. Но он может просить прощение и по другой причине – чтобы быстрее избавиться от наказания, но как только его простят он совершает тот же поступок. «К сожалению родители иногда в силу непонимания мотивов поведения детей, способствуют зарождению в нем озлобленности, которая влияет и на его сверстников, как правило» [6, С.24]. Грубые методы воздействия, нетактичность по отношению к провинившемуся ничем не могут оправданы: ни желаем установить дисциплину в коллективе, ни желанием перевоспитывать ребенка. Так, в школе проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал. И только один Алеша выделялся среди них своим неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была помята и запачкана (1-й класс). После утренника учительница сказала ребятам, что все хорошо пели, танцевали: «А вот Алеша нас подвел пришел на праздник не аккуратный». Как будто ничего особенного, просто замечание. Учитель не выяснила почему таким пришел на утренник Алеша. А ведь его маму увезли в больницу. А брат не смог подготовить Алешу к празднику. В учительской газете, 1999 г. в статье «Само собой не приходит» - рассказывается о переживаниях матери, сын которой вырос эгоистом, не уважает старших, не помогает им. «Рос как в сказке, ничего не заставляли делать, ни к чему не принуждали. А он вон каким вырос себялюбивым» удивляется мать. Надо показать родителям, что только систематические упражнения в труде приучающие детей делать добрые дела для других, воспитывают любовь к родителям, к людям. На консультациях для родителей, родительских собраниях, в беседах с родителями ставятся вопросы нравственного воспитания детей, формирования основ этической культуры. Велика роль в работе с семьей консультации для родителей, где решаются вопросы воспитания этической культуры у младших школьников. Тематикой родительских собраний могут быть: «Уроки хорошего тона», «Папа, мама, я – читающая семья», «Культура поведения младших школьников», «Как помочь ребенку хорошо учиться» и др. Родителям необходимо разъяснить, что внимание, сочувствие тесно связано с воспитанием у учащихся доброты, заботы о тех, кто нуждается в помощи, защите. «Современные родители образованные, начитанные, интересующие проблемами воспитания, способны участвовать в деловом решении сложных педагогических вопросов» [5, С.18]. Надо учителям видеть в ребенке равных в себе союзников. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном отношении стали бы естественными, ограниченными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений [6, С.128]. Учителю, способному внушить родителям, что он не посторонний человек для их ребенка, легче раскрыть отцу и матери опасности слепой любви к сыну или дочери, легче убедить родителей в том, как правильно готовить учащихся к жизни, к серьезной трудовой и общественной жизни. Очень трудно учителю сформировать уважительное отношение ребенка к родителям, которые ведут паразитический, мещанский образ жизни, да ещё некоторые и нетрезвый образ жизни. Здесь необходимо вмешательство актива школы, продумать различные формы работы с этими семьями: привлекать их к участию в мероприятиях, запланированных в школе, давать поручения школы, класса, проводить беседы и консультации. Дети через полученную в школе систему этических знаний строго и бескомпромиссно оценивают поведение своих родителей. Работа с семьей, где царит мещанство, нетрезвый образ жизни, чрезвычайно сложно и требует своевременного вмешательство в личную жизнь ребенка. Но эта работа под силу учителю, обладающему духовностью и нравственной культурой.