регистрация / вход

Воспитательная функция фольклора

Малые фольклорные формы в жизни детей. Проблема взаимодействия танца и фольклора. Творческая направленность в танцевальной деятельности детей. Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора.

Содержание

Введение

1. Значение малых фольклорных форм в жизни детей

2. Проблема взаимодействия танца и фольклора

3. Выявление творческой направленности в танцевальной деятельности детей

3.1 Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ

3.2 Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора

Заключение

Список литературы

Введение

Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Большое значение в такой ситуации имеет большое значение применение различных форм фольклора.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.

К детскому фольклору как средству характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. В.И. Даль в своем сборнике "Пословицы русского народа" значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, считалкам.

К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования объединились позднее в книге "От двух до пяти".

В.П. Аникин говорил о том, что детский фольклор русского народа чрезвычайно богат и разнообразен. По его мнению, в детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова[1] .

Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения.

Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления - все это дает крылья творческому воображению

Танцевальных ансамблей и школ у нас сейчас много. Среди них мы видим коллективы яркие, своеобразные, активно, по крупицам собирающие и пропагандирующие народное искусство. Но есть и такие, которые похожи один на другой, как близнецы, их репертуар преимущественно состоит из заимствований у других авторов и коллективов.

Цель данной работы - изучить влияние фольклора на формирование гармонично развитой, творческой личности.

Задачи:

изучить значение фольклора в жизни детей;

выявить взаимосвязь фольклора и танца;

исследовать творческое развитие детей в танце.

В качестве базы исследования были использованы:

хореографическая студия при ДДЮТ "Рассвет" (ул. Лесосечная, 4);

хореографический класс школы искусств №29 (ул. Депутатская, 48).

1. Значение малых фольклорных форм в жизни детей

Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии:

1) игровой фольклор;

2) потешный фольклор;

3) сатирическая лирика;

4) бытовой фольклор;

5) календарный фольклор.

М.Н. Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания произведений народного творчества.

Поэтика колыбельной песни находится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием, с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон - непременное условие быстрого роста и развития[2] .

Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха[3] .

Начиная с момента рождения, с помощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве и гибкости русского языка. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке.

В последнее время происходит проникновение в колыбельную поэзию произведений художественной литературы и других различных жанров фольклора, что может привести к угасанию и разложению жанра колыбельной песни. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно - музыкальными произведениями и соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.

В поэзии пестования закреплены многие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническую функции.

Пестушка закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей.

Потешка, как было сказано ранее, призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимая информация (познавательный материал) для этого. "Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала"[4] .

Потешки не только готовят ребенка к игре, раскрывают перед ним эстетическую суть игры, но и воспитывают эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре. Таким образом, появилась прибаутка, как игра взрослых с детьми на уровне слов, понятий.

"Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре - писал М.Н. Мельников, - представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки"[5] .

Пестушки - приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто - своеобразная зарядка с приговорами. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой.

Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся и их ожидаемых результатов. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки - это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно.

М.Н. Мельников пишет: "При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания"[6] .

В дальнейшем развитии потешки сменяются прибаутками.

Существует несколько определений. В.П. Аникин определял прибаутки как "маленькие сказочки в стихах"[7] .

М. Мещерякова говорит, что "прибаутки - сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой"[8] , а М.Н. Мельников считает, что "прибаутка - смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок".

Прибаутки имеют эстетическую функцию: яркая образность, богатство аллитераций, рифмованность произведений. Обилие фантастического материала, небыличных элементов способствуют развитию воображения детей. Художественная структура прибауток дает ребенку обширную сумму знаний, обеспечивает их прочное запоминание, ведет к пониманию причинно-следственных связей.

Значение поэзии пестования для развития и воспитания ребенка трудно переоценить. М.Н. Мельников считает, что "в жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего потока нервных импульсов, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования"[9] .

Все остальные виды малых фольклорных форм предназначены для детей не только младенческого и раннего дошкольного возраста, но и их значение для развития и воспитания детей огромно.

К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить и позабавить себя и сверстников. Это поддевки, скороговорки, загадки, небылицы - перевертыши, словесные игры, молчанки.

Словесная игра отличается от спортивной и драматической тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения, а весь интерес выражен в слове.

М.Н. Мельников отмечал, что для словесных игр характерны интонационно - мимические компоненты игры, с помощью которых удается создать эмоционально - приподнятое состояние, опоэтизировать прозаический текст[10] .

Молчанки имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать.

Похожей на молчанку, детской игрой является голосянка . В голосянке основной целью является, как можно дольше тянуть гласный звук.

Игровой фольклор включает в себя разнообразные игры (с игровыми припевами, с игровыми приговорами, без поэтически организованного текста, игры - импровизации), жеребьевые сговорки и считалки.

Мы не будем останавливаться на играх, но рассмотрим то, что предшествует играм - это сговорки и считалки.

Термин "жеребьевая сговорка" указывает на характер действия - сговорку, и на цель - жеребьевку. Она представляет собой двучленную загадку, в которой образы сопоставляются или противопоставляются. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что язык жеребьевых сговорок богат красочными эпитетами, сравнениями, метафорами, что даже при потере рифмы не делает речь прозаической[11] .

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма[12] .

При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В.П. Аникин выделял две главные особенности считалок:

в основе большинства считалок лежит счет;

считалки поражают нагромождением бессмысленных слов.

Г.С. Виноградов, рассматривая возможные способы классификации, приходит к выводу, что "едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный состав описываемых произведений".

Таким образом, он выделил три группы считалок:

считалки - числовки, содержащие счетные слова;

заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми;

3) считалки - заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.

М.Н. Мельников классифицировал считалки по признаку единства поэтики, в первую очередь композиции:

1) заумные считалки, в основе композиционного построения которых лежит звуко-ритмический принцип;

2) сюжетные считалки, которые имеют повествовательное или драматическое развитие сюжета;

3) кумулятивные считалки имеют накопление, объединение образов без видимой логической необходимости.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Загадки - иносказательное изображение какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать[13] . Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами.

Предлагая детям загадки, взрослый учит не только узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует его наименование в качестве упражнений для развития фонематического восприятия: умение слышать определенный звук в слове - отгадке, отличать от другого звука, близкого по произношению и звучанию. Отгадывание загадок развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не только отгадывать и загадывать известные им загадки, но и придумывать свои. Умение придумывать свои загадки (охарактеризовать предмет, поставить подразумевающийся вопрос, найти соответствующее определение к предмету) развивает логическое мышление и речь.

Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но так как мы придерживаемся классификации по функциональному признаку, то к бытовому фольклору можно отнести те жанры, для которых характерна многофункциональность. Это детские народные песни, заклички и приговорки, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.

Заклички - это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки - стихотворные обращения к живым существам.

М.Н. Мельников относит заклички и приговорки к бытовому фольклору, а Г.С. Виноградов и В.П. Аникин объединяли их в календарный детский фольклор, объясняя это тем, что заклички и приговорки имеют связь с определенным временем года, погодой, праздниками.

Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые дали начало дразнилкам. Прозвища прикрепляются к какому - либо лицу в качестве устойчивого эпитета. Дразнилки применяются только к случаю и не закрепляются за отдельным лицом.

Г.С. Виноградов относил прозвища и дразнилки к детской сатирической лирике, так как этим термином он объединял все коммуникативно-речевые виды детского фольклора.

Прозвища и дразнилки бытуют в среде дошкольников и младших школьников. М.Н. Мельников отмечает: "Эстетическая и нравоучительная ценность дразнилок весьма сомнительна"[14] .

Детские народные песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.

О.И. Капица выделяет три основных группы:

1) песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

2) песни - осколки, обрывки песен взрослых;

3) песни, целиком, без изменений пришедшие от взрослых к детям.

М.Н. Мельников в основу своей классификации положил опять же композиционный признак, поэтому он выделили четыре основные группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные;

3) песни с припевом;

4) песни - перегудки[15] .

В последние годы в детский песенный репертуар все интенсивней проникают произведения художественной литературы. Большое распространение получили песенки, созданные под воздействием сказок.

О.И. Капица к детским сказкам относила те сказки, которые "рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу".

М.Н. Мельников считал, что в детских сказках можно выделить три группы произведений:

1) сказки взрослых для детей;

2) ассимилированные детьми сказки взрослых;

3) сказочные импровизации детей.

Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями.

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека. М.Н. Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: "Фантастика для ребенка - средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать".

Л.С. Выготский говорил о том, что "творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии"[16] .

Огромное педагогическое значение имеют словесные игры. Играющие должны уметь подчинять эмоции рассудку (воспитание воли), в любой критической ситуации помнить запреты (мнемоническая заданность), научиться быстро формулировать свои мысли, уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции.

При всем разнообразии словесных игр и видимой бытовой функции - позабавить себя и своих товарищей, на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая, нравоучительная, мнемоническая, эстетическая. Немаловажным фактором в системе эстетического воспитания являются игры - молчанки. Они вырабатывают в детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями.

Если жанры поэзии пестования ребенок воспринимает до известной степени пассивно, то жанры бытового и потешного фольклора способствуют активному развитию логического мышления. Отсюда, задача перевертышей - активизировать рассудочную деятельность ребенка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. М.Н. Мельников отмечает, что "народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей"[17] .

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они направляют внимание ребенка на предметы и явления, их признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений этих признаков, повышают способность и определенность мышления и воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления.

Ребенок живет больше чувствами, чем разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка.

Считалка способствует выработке таких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (этическая функция), доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце (эстетическая функция). Как было сказано выше, считалка несет эстетическую и этическую функцию, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки способствуют формированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс его становления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающим жанром детского фольклора.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества считалки по силе эстетического воздействия на детей, по своей распространенности, по количеству произведений не знают себе равных. Большее или меньшее количество считалок знает каждый ребенок. Их этическая и эстетическая функция не вызывает сомнения. "В большинстве своем дети владеют искусством скандовки, - пишет М.Н. Мельников, - особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением"[18] .

Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора имеют эстетическую функцию, которая далеко не всегда становится ведущей, но в любом случае именно эстетическая природа данных жанров предопределяла интерес к ним детей определенных возрастных групп, способствовала развитию мыслительной деятельности и памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка.

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

А.П. Илькова справедливо указывает: "Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме"[19] .

Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение.

Народное поэтическое творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. "Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения"[20] .

2. Проблема взаимодействия танца и фольклора

Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них первобытный человек обращается к силам природы.

Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Русский народ танцевал с незапамятных времен. Плавные, торжественные хороводы славили явления природы, олицетворением которых были Ярило и другие языческие божества. Раздольная, свободная русская пляска, изобиловавшая замысловатыми коленцами, родилась из самого характера русского народа. Из нее возникли пляски первых российских профессиональных актеров-скоморохов[21] .

Еще в XVIII веке передовые деятели искусства того времени, а позднее, в XIX веке, великие представители русской культуры А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь понимали танец как искусство содержательное, реалистически выразительное, способное воплощать серьезные мысли. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, его самобытность.

Танец передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические и географические условия жизни в той или иной стране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи.

Танец является одним из наиболее древних видов искусства. Он возник в недрах народного творчества и живет в народе.

Н.В. Гоголь писал: "Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец... русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый. У другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность"[22] .

И географическое положение, и образ жизни влияют на танец, на его содержание и характер исполнения. Задачей педагога является, глубоко изучив и прочувствовав подлинно народный танец, воссоздать его на сцене, обогатить своей творческой фантазией, учитывая законы сцены и композиции.

Система дополнительного образования, при правильной ее организации и ценностном подходе к проблеме воспитания имеет огромный потенциал для создания той благотворной почвы, тех условий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. Посещение детьми различных студий, школ танцев и домов творчества определяется по принципу добровольности, поэтому необходимо создать такую атмосферу, чтобы у ребенка появилось желание приходить снова и снова.

Формирование личности ребенка - это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом[23] . Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных и танцевальных студиях.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять ребенка на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Именно таким стимулом и является фольклор.

В психологии давно уже установилась близость, и даже синонимичность понятий "личности", "свободы" и "творчества". Э.В. Ильенков писал: "Свободы не в обывательском смысле, в смысле упрямого стремления делать то, что "мне желается", а в смысле развитой способности преодоления препятствия, казалось бы, непреодолимые, преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала"[24] .

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям ее формирования.

Ростислав Захаров писал: "Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения объективной действительности. Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни - оптимисты, другие - пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение - вот что определяет акт рождения искусства"[25] .

Недаром существуют такие понятия, как концепция и композиция. Так вот, концепция - это есть то, что сформировано мыслью, разумом, психикой человека, это внутренняя форма будущего произведения и является своего рода программой будущей внешней формы - композиции.

Композиция же - это то, что уже сочинено, будь то музыка, драма, опера или балет. И вот бывает так, что концепция, может, и очень хороша, но не хватило таланта, в композиции это не получилось.

Бывает и иначе: композиция превосходна, а концепция оказалась с гнилым зернышком. На первый взгляд не разберешься: вроде бы все красиво, все нравится, и аплодируем, а чему, спрашивается, красивости танца, технике исполнения? Вот поэтому необходимо обратить внимание учеников, прежде всего на идею, которая лежит в основе каждого танца, и сделать это возможно с использованием фольклора, так как именно различные формы фольклора ближе всего детям. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников.

3. Выявление творческой направленности в танцевальной деятельности детей

3.1 Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ

Исследование было проведено в форме наблюдения за танцевальной деятельностью детей в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет" и в школе искусств №29. В качестве объекта исследования были выбраны дети второго года обучения технике "джаз-модерн" в возрасте 5 - 6 лет.

Программа обучения предполагает 2 занятия в неделю по 1,5 часа.

Наблюдение проводилось с целью выявления творчества у детей на занятиях оп хореографии. В общей сложности было просмотрено 24 занятия.

По итогам наблюдения в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет" можно отметить, что форма построения занятий и их содержание практически не оставляют свободы для творческой самореализации детей. Занятия построены однотипно, и обучение носит традиционный характер.

Содержание обучение - работа над техникой, разучивание танцевальных комбинаций.

Метод обучения - репродуктивный (показ - повтор).

Структура построения занятия:

разминка аэробического типа;

изучение технических элементов танца - показ движений педагогом, повторение учениками;

разучивание танцевальных последовательностей, предложенных педагогом;

самостоятельное воспроизведение разученного материала.

Таким образом, наблюдение позволило сделать следующие выводы:

деятельность учеников на занятии носит репродуктивный характер и заключается в механическом запоминании предложенного материала с последующим его воспроизведением;

ориентация обучения - на накопление технических знаний, умений и навыков посредством информативной передачи, практического закрепления и воспроизведения;

преобладание коллективных (фронтальных) форм обучения, т.е. приоритет коллективного результата по отношению к индивидуальным возможностям личности обучаемых;

ученик является объектом обучения, его инициативность и творчество остается невостребованным;

внимание детей большую часть времени сосредоточено во вне (на педагоге), а не на внутренних ощущениях и осознании собственного тела и движений.

В результате идет механическое заучивание без понимания природы и смысла движений. Непластичность проявляется:

в изменении напряжения при повышенном старании правильно выполнять задания;

в движениях детей не хватает свободы и естественности, они слишком озабочены проявлением внешней формы;

в низком уровне осознанности движений и скованности при взаимодействии;

в плохой концентрации и высокой отвлекаемости детей, плохой ориентации в пространстве.

Наблюдение занятий детей школы искусств №29 позволило отметить следующее. Воспитание и развитие в танцевальном творчестве происходит с учетом многогранности танца с использованием различных игровых приемов, которые позволяют разнообразить структуру и содержание занятия.

Структура занятия:

разминка с использованием различного фольклорного творчества, как правило, прибауток и скороговорок;

изучение технических элементов танца с использованием игровых приемов;

разучивание танцевальных последовательностей;

игровые моменты;

самостоятельный поиск движений.

Введение игровых форм с элементами фольклора и собственно игр в процесс обучения танцевальному творчеству позволяет создать ту мотивационную базу, без которой такое творчество невозможно.

Актуальность и целесообразность широкого использования народных игр в рамках личностного развития обусловлена тем, что игра полифункциональна по своей природе, за счет чего она выполняет несколько функций.

Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения детьми школы искусств происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.

Различия в методике обусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением, объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей. Если, например, начало объясняется детям педагогом, то характерные движения пляшущих персонажей дети ищут сами, прислушиваясь к музыке и литературному тексту (если он есть).

В несюжетных музыкальных играх движения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ и объяснение. Однако, несмотря на зафиксированность некоторых движений, такие игры разучиваются и по-другому. Прежде всего, дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, форму произведения. Обычно движение меняется в соответствии с частями, музыкальными предложениями и фразами. Различение происходит чаще всего в игровой форме: дети движениями (хлопки, притопывание, помахивание, повороты кистей, подъем и опускание рук и ног) отмечают смену частей и фраз. Педагог предлагает им придумать, как можно двигаться под музыку, попробовать варианты движений. При подобной методике дети не просто заучивают последовательность движений, но и усваивают навыки активного восприятия музыки, способы самостоятельных действий.

Разучивание танцев происходит тем же путем. Но если в танце есть незнакомые детям танцевальные движения или элементы, то они разучиваются при показе педагога.

Дети любят выполнять творческие задания: они сами ищут способы выражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения. Педагог школы искусств дает детям возможность проявить свое творчество в движениях, инсценировках песен.

Итак, после наблюдения различных занятий в хореографической студии и школе искусств можно выделить следующее:

форма организации танцевальной деятельности в хореографической студии, направленная на формирование технических навыков не способна обеспечить гармоничного развития ребенка и не развивает его творческие способности; для того, чтобы танцевальная деятельность стала развивающей и творческой, необходимо обогатить ее продуктивными и игровыми формами деятельности с использованием различных фольклорных видов;

танцевальная деятельность детей в школе искусств направлена, в первую очередь, на осознание детьми свого внутреннего мира, на формирование творческой и гармоничной личности; нелишне будет обратить внимание, что использование различных малых форм фольклора помогает детям в этом, так как именно эти произведения способны детей сопереживать, радоваться и испытывать другие чувства.

3.2 Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить "душой исполненный полет", в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть[26] .

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных творческих условий обучающей среды.

Для достижения такой деятельности необходимо:

1. Глубокое знание физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.

2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.

3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:

духовное развитие невозможно без развития телесного,

семантика тела является ключом к бессознательному,

развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание,

освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.

4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении.

5. Важность индивидуального подхода, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает.

6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.

7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения - словесных, наглядных, практических - распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы - поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.

8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:

самостоятельная работа и специально организованная;

коллективная и индивидуальная деятельность.

9. При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.

10. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

Состоявшаяся творческая личность - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности.

Таким образом, для сознания условий полноценного творческого развития ребенка в танце, необходима работа педагога на трех уровнях:

техника;

творчество;

система ценностей.

1 уровень - развитие техники:

развитие физических данных - гибкости, силы, формы, выносливости и т.д.;

освоение "языка танца" через обучение разнообразным техникам - модерн, джаз, классический танец, народный танец, контактная импровизация и т.д.

При работе на этом уровне задача педагога - научить ребенка точным движениям и точному восприятию через передачу опыта и целенаправленного обучения. Задачи этого уровня решаются на уроках хореографии, где ребенок имеет возможность расширить технический арсенал своих движений, улучшить свои технические параметры.

2 уровень - развитие творческих способностей включает:

творческое исследование своего тела и его возможностей, поиск своей индивидуальной пластики;

поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве;

исследование различных способов взаимодействия в группе, в различных условиях;

формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его реализации на основе различных фольклорных произведений;

развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в движении.

Задачи этого уровня решаются в рамках занятий по импровизации, контактной импровизации, композиции, а также в рамках занятий техникой reliz. При работе на втором уровне широко используются творческие задания с использованием различных произведений фольклора, где результат заранее неизвестен ни ребенку, ни педагогу. Педагог должен подвести ребенка к самостоятельному исследованию и поиску. Занятия этого уровня требуют от ребенка творческого понимания, его активное включение в общение с самим собой, с другими, с пространством.

3 уровень - развитие системы ценностей - состоит из:

развитие духовной сферы ребенка;

родственное отношение к окружающему;

воспитание свободы и ответственности;

воспитание характера и мотивационной сферы;

развитие способности к синергетической коммуникации.

Задачи этого уровня решаются в процессе открытого и доверительного общения педагога и ребенка. Здесь решающее значение имеет личность педагога, его человеческие качества. При работе с этим уровнем задачей педагога является создание особого, доверительного, психологического климата в отношениях с детьми и создание специальных творческих условий, которые бы стимулировали и закрепляли ценностное отношений к миру.

Таким образом, обучение танцевальной деятельности не может отводиться лишь к освоению техники танца, если мы хотим развить действительно творческую личность. Только подчиняясь второму и третьему уровню, первый становится компонентом творческих способностей. Определяющим является третий уровень, так как от личности педагога и качества его общения и взаимодействия с детьми зависит успех работы на втором уровне, а без осознанности, которую дает второй уровень, освоение техники способно принести больше вреда, чем пользы.

Заключение

Проведенное психолого-педагогическое исследование позволяет сделать следующее заключение.

Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что занятия, которые проводились с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие и танцевальной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.

Танец содержит в себе огромное количество возможностей для раскрытия творческих способностей личности, для ее духовного роста, через раскрытие ее природной сущности. Танец - это действенный способ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития.

Хореография как способ организации танцевальной деятельности не может обеспечить полноценного творческого развития личности занимающихся, так как ориентированна в основном на овладение техникой танца, на внешний результат, на зрелищность. В основе ее лежит репродуктивная деятельность по воспроизводству заданных движений и комбинаций.

Если целью воспитания является развитие личности и ее творческих способностей, то эта цель требует пересмотра существующей системы организации танцевальной деятельности детей.

Ориентация на продуктивные формы при организации танцевальной деятельности позволяет создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка.

Танцевальная импровизация как вид творческой деятельности содержит в себе все богатство возможностей для полноценного творческого развития, так как в ее основе лежат такие принципы как свобода, творчество, индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность, гармония. Танцевальные импровизации одновременно являются исследованием, игрой и творчеством, таким образом, она содержит в себе все основные продуктивные методы развития личности ребенка.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

3. Гоголь Н.В. Петербургских записки 1836 года. // Избр. сочинения. - М.: Литература, 1985. - Т.2. - 402с.

4. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

5. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 159с.

6. Ильенков Э.В. Сочинение танца. - М.: Прогресс, 1997. - 276с.

7. История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение, 1995. - 368с.

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - 228с.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

11. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224с.

12. Рождественская В.И., Радина Е. И Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - с. - 319-331.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с.

14. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

15. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994. - 208с.


[1] Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 1957. – 224с.

[2] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 18-19.

[3] Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. – М.: Юнвес, 2000. – с.-22.

[4] Цит. по: Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 45.

[5] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-16.

[6] Там же. – с.-42.

[7] Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 1957.

[8] Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. – с.-12.

[9] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-53.

[10] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-85.

[11] Там же. – с.- 125-126.

[12] Детская литература. / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1985. – с.-20.

[13] Рождественская В.И., Радина Е.И Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – с.- 319.

[14] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 68.

[15] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 55.

[16] Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -с. – 458.

[17] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 99.

[18] Там же. – с.- 127.

[19] Цит. по: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – с.- 136-137.

[20] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - с.-208.

[21] История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. – М.: Просвещение, 1995. – с.-13.

[22] Гоголь Н.В. Петербургских записки 1836 года. // Избр. сочинения. – М.: Литература, 1985. – Т.2. – с.-201.

[23] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – с.-286.

[24] Ильенков Э.В. Сочинение танца. – М.: Прогресс, 1997. – с.- 29.

[25] Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – с.-85.

[26] Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Время, 1994. – с.-65.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий