регистрация / вход

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества. Творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей и развития самоактуализации личности.

Реферат:

Движущие силы и логика воспитательного процесса

План

Введение

Движущие силы воспитательного процесса

- Диалектичность

- Противоречивость

- Целенаправленность

- Систематичность

- Вариативность

- Оптимистичность

Логика воспитательного процесса

Ошибки педагогической логики

Заключение


Введение

« Воспитание – это всё. Персик когда-то был горький миндаль, а цветная капуста – это обычная капуста, получившая позднее высшее образование»

Марк Твен

« Научить ребёнка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства… но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребёнок не стал… обсчитывать»

С. Т. Шацкий

Что такое «воспитание»

Воспитание – это для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима духовная жизнь общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и житейского опыта от поколения к поколению. Оно появлялось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приёмы… в зависимости от типа культуры.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»

Как известно, человечество и каждый родитель, воспитательные функции получает с рождением ребёнка от природы: когда пеленают, кормят, поют колыбельную песню, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного… это значит воспитывают.

Недаром издревне слово «воспитание » обозначало «вскармливание ». В истинном, научном понимании это означает:

Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие-развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трёх уровнях:

Методологическом (логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира)

Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитательного обучения И. Гербарта, теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко и др.)

Методическом (как прикладной уровень науки – организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т. п.)

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными , основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диагностичность , противоречность , целенаправленность , систематичность , вариативность , оптимистичность.

ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ

В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальная, психологическая, педагогическая. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; открытие новых психологических концепций – во всём характере и методике воспитания…

Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Пример: в класс пришёл новый классный руководитель…, в классе случилось ЧП…, введён новый учебный предмет… - всё влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

Диагностичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития – человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

Внутреннее [ это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Внешние [ противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.

Общие (универсальные) [ противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные [ противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог – теперь могу, не умел – теперь умею, не знал – теперь знаю…

Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями

Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства

Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Противоречии воспитания образуются между огромными, неорганическими возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества

Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к мещане, в звено производственного процесса, в винтик общественной жизни. Демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создаёт реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ – интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость.

ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог Ú воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педагогами тактики разрешения всех групп противоречий, учёта действия всех трёх общефилософских законов развития воспитательного процесса в целом и каждого элемента.


ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы:

AФормирование личности, управления её развитием согласно потребностям общества . И второе направление, как его сегодня называют

AГуманистическое, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этой основе – к социализации и самоактуализации.

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя – подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника – продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса – «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий».

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ

Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия . Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.

ВАРИАТИВНОСТЬ

«Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет актуализирована».

(австралийский психотерапевт В. Франкл)

Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и тактических задач, средств, методов и приёмов их наиболее эффективной реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспитания и практической деятельности педагог развивает свою профессиональную педагогическую позицию . И чем выше мастерство, тем уникальнее и неординарнее, ярче эта позиция.

Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно – безобразно», «добро – зло», «можно – нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксально, но много-много позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек – и равнодушие к игре. Почему так?

В психологии есть психологии теория ассимиляции . Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя ОТНОШЕНИЕ: к позитивному – позитивное приятие их, а к негативному – отторжение, неприятие.

Знание этих законов поможет правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды.

ОПТИМИЗМ

Процесс воспитания логично строиться как процесс оптимистичный , базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение.

Мир чудесный, радостный, но и противоречивый – бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнка жизни . Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.

В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры : они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» – как наивысшая ценность.

А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики:

ò«Ни одного действия педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;

òНикакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда Тосно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является всей системы средств;

òНикакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества;

òвсякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».


Логика воспитательного процесса

А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики – логики организации и развития педагогического процесса.

«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.

Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.

Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».


Ошибки педагогической логики

Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики: дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления.., не проверенной наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс); этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний); уединённое средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).

В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание – это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи – дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) – и только», «термин «воспитательная работа » себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий – панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.


Заключение

Воспитание в законе и воспитание… в загоне

Воспитанию у нас как-то не везёт. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что старый порядок вещей «давно пора бы похоронить, потому что именно от этого порядка зависит жалкое положение нашего общественного положения. Этот гибельный порядок можно выразить несколькими словами: канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание за дверьми заведения. Пока не вывернем на лицо этого кафтана, вывернутого на изнанку, до тех пор ничего путного не будет». Обратите внимание: воспитание за дверьми учебного заведения! Константин Дмитриевич настаивал, что воспитание, как и учение, должно стоять там, где ему прилично, и т. е. на первом месте. Но и сегодня в этом «гибельном порядке» мало что изменилось.

Советский период нашей истории руководство страны обратило внимание на школьное воспитание. Вскоре после Октябрьской революции стали создавать детские воспитательные организации, проводить широкие экспериментальные (теоретические и практические) исследования воспитания детей в школьном коллективе.

Однако в 30-ые годы школьный режим был ужесточён, детское самоуправление ограничено. Поразительно плодотворный массовый эксперимент А. С. Макаренко по воспитанию детей в коллективе, начавшийся в 20-ые годы, прекращён. Воспитание стало крайне идеологизированным и направленным на выращивание коммунистически устремлённых дисциплинированных исполнителей воли партии.

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое вышло в 1936 году, нанесло тяжёлый удар по педагогике и, в частности по теории воспитания. От этого удара педагогическая наука долго не могла оправиться. И только с 50-ых особенно с 60-ых началось постепенное развитие как практики, так и теории воспитания.

После 1991 года положение в школе, естественно, изменилось. Рухнула тоталитарная система воспитания. И это хорошо. Тем не менее удовлетвориться положением, в котором находиться сейчас массовое воспитание детей, мы не можем.

Состояние обучения и воспитания в школе во многом зависит от государственной политики в области образования. Те или иные законы, указы президента, распоряжение правительства и указания Министерства Образования – всё это определяет организацию школьного дела в стране, тем более в государственных школах, каковых у нас подавляющее большинство.

Работники государственного управления, принимая важнейшие решения в области образования, имеют обыкновение опираться на мнение тех или иных деятелей педагогической науки. Поэтому от учёных не мало зависит развитие образовательного процесса. Более того, некоторые представители педагогической науки оказались всесильны. Это стало ясно тогда, когда появился Закон Российской Федерации «Об образовании». Подготовившие закон педагоги заменили в нём, видимо, устаревший по их мнению, термин «воспитание» на словосочетание «дополнительное образование». Такое изменение в законе тогда никак не объяснялось. Однако позднее один из разработчиков закона всё-таки пояснил причину: авторы «стремились уйти от подходов, присущих коммунистической идеологии», и поднять статус образования. То есть хотели преодолеть коммунистическую направленность воспитания, поэтому вообще отказались от категории «воспитание». Как говориться, вместе с грязной водой выплеснули и ребёнка (буквально!). И если бы это была это была безобидная игра в слова! В министерстве, такие же изменения произошли и в ниже стоящих органах управления школами. Массовые детские воспитательные организации – ВЛКСМ и пионерская организация – были ликвидированы (это было правильное решение), однако школьники вообще остались без каких либо собственных организаций! Параллельно с этим ликвидировались (перепрофилировались) научно-исследовательские институты в области воспитания, сворачивались исследования по проблемам воспитания в научных коллективах, не допускались к изданию уже подготовленные труды. Воспитание оказалось в законе!

В последние годы в психологической и педагогической литературе стали много писать о важности частных, индивидуальных целей, перспектив, интересов и качеств личности. Возможно, это реакция на чрезмерное увлечение социальной, коллективистской стороной личности, характерной для прошлой педагогики и психологии. Однако такое внимание к чисто личным интересам дошло до крайности, тогда как престиж социальных и гражданских качеств снижался неимоверно. Самые высокие оценки получили такие качества, как широкая эрудиция, подготовленность к высшему образованию, практичность и деловитость. А самых низких оценок удостоились – патриотизм, демократическая гражданская направленность и политическая активность!

Конечно, на мнение школьников оказывают влияние политические событья, которые они наблюдают, а так же состояние общества, в котором они живут. Если институты демократического государства бездействуют, а общество нищает, если свобода политической деятельности не приносит ожидаемых результатов, если люди, провозглашающие себя патриотами, на деле таковыми не являются, то всё это сказывается на отношении школьников к этим понятиям и соответствующим им качествам личности.

Но не одно государство (ни только коммунистическое, но и самое что ни на есть капиталистическое) не может обойтись без общественного воспитания! Может ли оно существовать без воинов, полицейских, парламентариев, чиновников, бизнесменов, думающих не только о собственных доходах, но и об интересах общества? Разве педагогов, школу кто-то освободил от обязанности воспитать граждан ? У нас утвердилось мода на всё зарубежное, в частности – американское. Почему бы нам ни вспомнить американского философа и педагога Дж. Дьюи о том, что «школы должны стать эмбрионами общественной жизни». Идеи общественного воспитания были весьма обстоятельно разработаны в отечественной педагогике. Это относится, в частности, к исследованиям в области воспитания в коллективе. Общеизвестно, что группа, в которой достаточно длительно находится человек, оказывает на него существенное влияние. Тем более коллектив проникнутый социальными интересами. Детский коллектив в школе- это педагогизированная среда, это мощное средство и усилитель педагогического влияния. Какой же резон уходить от возможностей воспитания в коллективе, если мы стремимся воспитать граждан и вообще членов общества?

Не хотелось бы, чтобы мое мнение воспринималось как следствие ностальгии, тоски по прошлому коммунистическому воспитанию.

Просто, осуждая педагогику авторитарного принуждения и насилия, нельзя бросаться в противоположную крайность- к «педагогике» невмешательства и якобы «свободного» воспитания. Действительно, воспитанию детей противопоказаны насилие и принуждение. Воспитание эффективно тогда, когда не заметно, в противном случае оно встречает сопротивление детей. Поэтому воспитательное воздействие педагогов должно быть исключительно осторожным, направленным на организацию условий , необходимых для правильного развития личности. Таким образом, проблема решается не самоустранение педагогов, а толковой современной методикой, соответствующей целям и принципам воспитания.

Существование единого образовательного пространства в нашей стране не возможно без определённой систему идей , определённой идеологии, пронизывающей школьный процесс. Думается, что среди центральных идей такой идеологии должно быть идеи гуманизма, демократии и ответственность личности перед обществом и государством.

Школы лишились ясно сформулированной цели и какой-либо рациональной системы воспитания. Школьные педагоги дезориентированы. Классное руководство нередко превращается в формальность. Те из педагогов, и , в частности, от внеклассной работы с детьми, сейчас превратились в чистых «урокодателей». Нарастающая усталость школьников от возросшей умственной нагрузки не компенсируется налаженной оздоровительной деятельностью и организованной системой отдыха.

Результаты такого воспитания (извините – дополнительного образования! ) известны. Я не буду напоминать о резком росте подростковой преступности и наркомании, не бывалой распущенность, сексуальной угаре, немыслимом прежде массовом, нежелании выпускников школы служить в армии, детской беспризорности. Мне могут возразить, мол, всё это результат кризиса всего нашего общества. Да, отчасти это верно. Но верно и то, что и мы – приложили к этому свою руку! Поэтому нельзя всё списывать на кризис общества.

Итак, сводить воспоминания к образованию не допустимо уже потому, что оно специфично, хотя я являюсь частью и стороной единой учебно-воспитательного процесса. Единство этих двух процессов в том, что они обращены на одну и ту же личность и развиваются одновременно. И всё-таки эти процессы имеют специфическую сущность, у них есть явственные различия в задачах, методах, формах и результатах.

Образование традиционно рассматривается педагогами в нашей стране как процесс и результат передачи молодёжи системы знаний об окружающем мире, т. е. как процесс просвещения. И никакие новые формулировки в законе не могут изменить сложившуюся парадигму (хотя и могут, как мы видим, серьезно повлиять на государственную политику и привести к печальным последствиям).

Специфика же собственно воспитания заключается в следующем. Это целенаправленный процесс, который осуществляют воспитатели (школьные педагоги, родители и другие) по формированию положительных качеств личности воспитуемого, его способностей, привычек и характера. В основе качества личности всегда лежит некоторое отношение человека – к другому человеку, к обществу, к собственности, к науке, к процессу познания и т. д. это отношение закрепляется и в области сознания (убеждение), и в области подсозния (привычное поведение и устойчивое эмоционально-волевое отношение). Для того чтобы отношение сложилось и закрепилось как качество личности, оно должно достаточно длительное время функционировать, определяя своеобразный характер связи данного человека и его окружения.

Вернёмся к Закону РФ «Об образовании». Ликвидация категории «воспитание» в Законе «Об образовании» сыграла отрицательную роль. Действующий закон и связанные с ним трансформации в педагогической практике и науке привели к тому, что выброшенное из закона воспитание оказалось в загоне. Кто теперь в выигрыше? Может быть общество? Государство? Родители? Дети? По-моему, выигравших нет. А проиграли все.


Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека – М.: Педагогика, 1986

2. Щуркова Н. Е.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии - 1998

3. Пидкасистый П. И. Педагогика// Воспитание как педагогическое явление (глава 15) – 1995

4. Гуткина Л. Д. и др.Организация воспитательной работы в школе – 1996

5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ под редакцией В. А. Караковского и др. – М. – Пед. Общество России, 1999. – с. 264

6. Клюева Н. В. Педагогическая психология: (Гл. 5 «Психология воспитания»)/ под ред. Н. В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2003 – с. 100

7. Сластёнин В. А., Кашин В. П. Психология и педагогика: (Воспитания в целостном педагогическом процессе) – М.: Изд-во центр «Академия» - 2001 – с. 180

8. Газман О. С. Ответственность школы За воспитание детей – Педагогика, 1997/4, с. 46

9. Лихачёв Б. Т.Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – с. 484

10. Кликман И. З. Воспитание… - нар. образ., 2004/6, с. 39-45

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий