Смекни!
smekni.com

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников (стр. 1 из 11)

Оглавление

Введение

Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.

1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов

2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста

3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве

4. Этапы развития художественно-творческих способностей

5. Факторы развития художественно-творческих способностей

Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.

1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности

2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей

3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей

4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами

5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Заключение

Литература


Введение

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдение педагогической практики в подготовительной группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.

Задачи:

1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;

2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи;

3. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;

4. Апробирование инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования живописными материалами.

Предмет исследования: рисование живописными материалами как фактор развития художественно- творческих способностей.

Гипотеза: Занятия по рисованию в живописной технике способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:

1) знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами;

2) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования красками;

3) диагностировать и развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в технике рисования живописью.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;

2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;

3. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.

Эксперимент проведен в МДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска на базе подготовительной группы.

Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей в технике живописи.


Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста в процессе изотворчества.

1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях

педагогов и психологов.

Проблема способностей является одной изнаиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных учёных Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева. Ф.Н. Гоноболина, Ковалева и других [2, С. 37].

Н.В. Рождественская считает, что «возможны несколько путей в изучении художественных способностей. Один из них связан с аналитическим подходом к проблеме. Задача исследователя в этом случае – выделение отдельных компонентов, результативных для развития данной способности» [8, С. 52].

Второй путь - это выделение специальных психологических компонентов способностей, в данном виде психологии неизвестных. Например, рассматривается глазомер как свойство способностей архитектора и художника или эмпатия (чувство сопереживания и понимания психологического состояния другого человека) как компонент способности к сценическому перевоплощению. В этом случае исследователь выходит за пределы общепринятой психологической номенклатуры и находит специальные процессы и функции, присущие одаренности к какой-либо деятельности.

Третий путь предполагает выделение в деятельности отдельных операций или ситуаций, в которых, возможно, будет преимущественно проявляться то, что называется «психологической квалификацией» (пригодностью к данной деятельности).