Смекни!
smekni.com

Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы (стр. 1 из 4)

Реферат

Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы


Введение

Вычленяя проблему художественного осмысления пространства как основную в краеведении, следует выделить два пути использования краеведения в школьной практике.

Во-первых, местный материал, привлекаемый обычно лишь как дополнительные сведения, в силу значимости их для определенного региона, может стать основой для развития регионального компонента литературного образования.

Во-вторых, имеется достаточно литературно-краеведческого материала, который является важным источником познания русской литературы и должен быть выделен как один из основных компонентов в российском литературном образовании.

Краеведение как основной компонент литературного образования, очевидно, должно включать в себя следующие блоки и сквозные темы:

1. Этнофилософский и этнокультурный блок (особенности развития духовной жизни, культуры России, «географические трудности русской истории», западничество и славянофильство, евразийство и отражение этих проблем в литературе).

2. Русская природа и «национальные образы России» (пользуясь формулой Г. Гачева).

3. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий.

4. Различные территории и русская литература (Север, Центр России, Поволжье, Урал, Кавказ, Крым, Сибирь и др.).

5. Петербургский и Московский тексты русской литературы.

6. Образ Дома в русской литературе.

7. Биографические и творческие связи писателей с определенными местами. Литературные места России.

Детальное ознакомление с рядом ныне действующих школьных программ по литературе, разработанных разными коллективами ученых под руководством И. С. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана и др., позволяет утверждать, что в каждой из перечисленных программ краеведение в различных пропорциях и видах присутствует. В одних программах дано прямое указание на использование краеведения. Например, в программе, составленной под руководством Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, В. П. Полухина, В. Я. Коровина, И. С. Збарский, Е. С. Романичева), введены краеведческие разделы:

в V классе — Литература родного края;

в VI классе — Родная природа в стихотворениях русских поэтов;

в VII классе — Тихая моя родина;

в VIII классе — Литература родного края (по выбору учителя и учащихся).

В программе, разработанной под руководством В. Я. Коровиной (авт. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин), явно краеведческие разделы звучат так:

Поэты XIX века о родине и родной природе — в V классе.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов; родная природа в русской поэзии XX века — в VI классе.

Край ты мой, родимый край!; «Тихая моя родина» в VII классе.

Обращения к краеведению потребуют и другие разделы и темы:

Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»; Обрядовый фольклор;

Новгородский цикл былин и др.

В некоторых программах, например, в программе, разработанной под руководством Г. И. Беленького, встречаются подзаголовки краеведческого характера: «Л. Н. Толстой на Кавказе», «М. М. Пришвин в Подмосковье».

Программа факультативного курса для X—XI классов А. И. Княжицкого называется «Москва в русской литературе», Р. . Хайруллина — «Литература народов России».

М. Г. Качуриным, Д. Н. Муриным, Г. А. Кудырской разработана программа факультативного курса «Петербург в русской литературе», для этого курса подготовлена хрестоматия.

Н. Д. Тамарченко и Л. Е. Стрельцовой для школ гуманитарного типа создано пособие по литературе «Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений», в котором предлагаются «географические» сюжеты как литературная игра.

Современное включение краеведения в школьный курс литературы предлагается в программах по литературе, подготовленных под редакцией В. Г. Маранцмана. Краеведческий подход пронизывает построение программы, краеведение звучит в ее лейтмотиве «Движение времени», в названиях тематических циклов: «Времена года», «Человек на дорогах разных времен».

В программе для V—VI классов основательно представлены пейзажные циклы, чего не было в прежних программах. Все циклы «Времена года» рассматриваются в соответствии со временем, когда они будут изучаться, на безукоризненно подобранных примерах. Учащимся предлагается вспомнить лето, проследить движение осени (дается условное деление ее на три поры: красок, ветров и дождей), сравнить зимние пейзажи в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и в стихотворениях

Фета и Есенина; задуматься над важностью весенней поры для человека и разным пониманием ее поэтами.

В программе не забывается о роли места рождения, детства, в формировании будущего писателя (Захарове и Москва в жизни Пушкина, Спасское-Лутовиново — для Тургенева, Малороссия для Гоголя и др.), предлагается задуматься над образом странника в связи с произведением А. Платонова «Разноцветная бабочка». На описание захолустного города у В. Г. Короленко обращается внимание в программе для V класса; тема Петербурга в поэзии и скульптуре выделена в программе для IX класса.

Но, главное, в программах уже вводятся термины «образ пространства», «сказочное пространство и время» и др.

Таким образом, краеведение в той или иной мере присутствует в школьном литературном образовании, но анализ программ говорит о необходимости определенной системы включения краеведения в процесс обучения литературе.

Рассмотрим, как же должно входить краеведение в качестве основного компонента литературного образования в процесс обучения литературе по предложенным нами параметрам.


1. Этнофилософский и этнокультурный блок

Конечно, особенности развития русской духовной мысли, культуры, «географические» проблемы русской истории основательно и на достаточном материале могут рассматриваться только в старших классах, когда речь пойдет о взглядах на русскую историю Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. Я. Чаадаева, когда учитель будет подробно рассказывать о зарождении и развитии двух направлений общественно-политической мысли: славянофильства и западничества, о полемике Белинского с А. С. Хомяковым, К. С. Аксаковым, И. В. Киреевским, об отношении к этим проблемам в начале XX в. писателей и философов А. Блока, В. Соловьева, Д. Мережковского, Н. Бердяева и др., о евразийстве.

Историко-философские, национально-бытовые проблемы могут быть затронуты и при чтении исторических произведений Ю. Тынянова, А. Н. Толстого, Д. Мережковского, М. Алданова и др., если эти авторы входят в школьную программу.

2. «Русская природа и национальные образы России»

Этот блок необходим потому, что «тип местной природы, характер человека и национальный ум находятся во взаимном соответствии и дополнительности»." Пейзажная лирика изучается во всех классах. Пейзаж занимает достаточное место и в прозаических текстах, и он тоже относится к проблеме художественного осмысления пространства.

Н. Д. Иванова отмечает. «Для содержания и методики изучения пейзажа особое значение имеет обращение к специфике тех главных объектов действительности, отражением которых он и является. В этом смысле примечательно, как в составе пейзажа отражены его главные бытийные параметры: движение, пространство, время».

Движение, пространство и время ученики должны увидеть через цикличность природных процессов, через смену времен года, суток. Ю. М. Лотман определял художественное пространство в литературном произведении как «модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений». Это надо учитывать при изучении того или иного поэта.

В поэзии М. В. Ломоносова, например, дан величественный пейзаж, образы распахнутых пространств: «вод громады», «огненны валы», «бездны ночи».

К. Батюшков «оформил в русском художественном и — шире — общекультурном сознании антитезу Севера и Юга (в их взаимном притяжении и отталкивании), столь значимую для поэзии романтической Пушкина и Лермонтова», предложил пейзажи зарубежной Европы — северный и южный — итальянский прежде всего, чем расширил географические рамки русской поэзии.

А. С. Пушкин испробовал все эстетические разновидности пейзажей — идеальный, бурный и унылый, мрачный (по классификации М. Н. Эпштейна), доведя их до совершенства. В его поэзии окончательно оформились горный и морской пейзажи, крымский и кавказский. Поэт создает самобытный национальный пейзаж и в то же время представляет природу конкретных мест — Михайловского, Болдина, Захарова («Вновь я посетил...», «Няне» и др.).

Н. Языков, чьи стихи недавно стали включать в школьную программу, считается певцом водной стихии.

Для Лермонтова в пространственном отношении очень важна устремленность ввысь, что определило его увлеченность природой Кавказа, противопоставление земли — небу. Высота для Лермонтова — «основной пространственный и ценностный ориентир» (Эпштейн).

Панорамный охват земли, пространственную широту встретят ученики у И. Никитина, включенного во многие программы.

Русскую природу в ее национальных особенностях, связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни должны увидеть школьники в поэзии Н. А. Некрасова.

Для А. Блока, как и Бунина, важны степные и лесные просторы, но он еще любит болото («Болото — глубокая впадина...»), его (Блока), как и Пушкина, притягивает бездна («Мы летим в миллионы бездн...»). К бездне был неравнодушен и Тютчев («И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами...»).

Поэзию С. Есенина литературоведы отмечают как значительный этап в формировании национального пейзажа, передающего красоту России, нередко в лубочной форме, и традиционные мотивы грусти. Есенину принадлежат многие стихотворения, где присутствуют понятия «край», «Родина», «Русь»: «Край ты, край мой, родимый...», «О край дождей и непогоды...», «Край ты мой заброшенный...», «Мой край, задумчивый и нежный...», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Той ты, Русь, моя родная...», «Россия, родина моя!.,.» и др.