Смекни!
smekni.com

Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом (стр. 7 из 9)

- После того как художник составит натюрморт, он делает его легкий набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками. Вот и вы сейчас попробуйте сделать набросок. Я расскажу, как это делать.

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, чтобы вся композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько пространства занимают ваза, цветы (или тарелка, фрукты). Легким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов.

Пока дети делают наброски, звучит негромкая музыка. Воспитатель помогает детям советом, поощряет их. В конце занятия все наброски раскладываются около того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель оценивает работы, отмечая наблюдательность детей.

На следующем занятии дети могут писать натюрморты акварелью. При этом советует использовать сначала светлые цветовые тона, а затем более яркие и темные, предлагая составлять необходимый цвет на палитре и с палитры переносить его на бумагу.

Закрепляя представления детей о композиции, хорошо провести занятие по выполнению аппликации натюрморта. Для этого в качестве натуры могут быть даны другие объекты. Можно использовать художественно-развивающую игру «Узнай натюрморт и по людям» для этого нужно подготовить схемы к уже знакомым детям натюрмортам и новым. Модель представляет собой графический рисунок композиции натюрморта [16, C. 100].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый интересующий их край, - изучают язык, живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Постепенно дети учатся говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как дети, постепенно воспринимая их на слух, привыкают к ним. Главное – как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. В средней группе дети научились правильно пользоваться карандашами и фломастерами, познакомились с акварельными красками и их свойствами, с техникой многослойного ажурного вырезания из бумаги, научились комбинировать различные материалы, усовершенствовались навыки в лепке из пластилина и комбинировании его с другими разнофактурными материалами, познакомились с коллажом, научились использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому и т.д.

В старшей группе дети познакомились с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры – рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью, пластику предметов, обогащать форму, исключая мелкие детали, научились делать простые самобытные вещи.

Кроме того, дети получили первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для раннего возраста, об искусстве современного дизайна.

В подготовительной группе дети познакомились с работой в смешанной технике (карандаши и фломастеры), с рисованием тушью, получили представление о тоне.

Роль цвета в работах детей огромна. На занятиях с детьми обсуждалось, какие чувства и впечатления вызывают у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе м акварелью и гуашью помогают развитию у детей чувства цвета.

Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети имеют возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.

Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.


ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.

2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 80 с.

4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.

5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.

6. Князева М. Азбука искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.

9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.

12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 88 с.

15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.

16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.

18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.

19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жанр натюрморта.

Лепка. « Натюрморт» в технике пластилиновой мозаики.

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Обучать способам рисования предметов с натуры.

Предложить вместо красок использовать в качестве выразительного средства разноцветные шарики из пластилина. Передавать мозаику различной величины.

Материал. Картон для рисунка 20х20 см, карандаш, пластилин разных оттенков и цветов.

Занятие проводится в два приема.

1. Рисование. «Натюрморт» с натуры.

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Учить рисовать с натуры. Строить композицию, учитывая пространственные отношения предметов натуры, выделять передний, средний и задний планы. Учить рисовать предметы, используя ось симметрии, которая поможет изобразить предмет правильной формы. Обратить внимание на свет и тень.

При рисовании красками обратить внимание на расположение мазков (по форме предмета).

Занятие рассчитано на два этапа:

1-й – рисунок карандашом,

2-й – в цвете.

Материал. Акварель, пастель.

Аппликация.

Цель. Предложить составить композицию для натюрморта, используя силуэты предметов из цветной бумаги.

Учить вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам для симметрии. Использовать в работе для передачи цветовой выразительности аппликации различные оттенки цветной бумаги. Можно использовать прием жатой бумаги для передачи объема драпировок, цветов и т.д.

Материал. Цветная бумага различных цветов и оттенков.

Художественное слово к жанру натюрморта.

Натюрморт.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется – натюрморт!

Цветы.

Ромашка.

Рыжие сердечки,

Белые рубашки.

По лесной опушке

Разбрелись ромашки.

Пион.

Свернутыми с вечера были все бутоны,

А с утра от тяжести согнуты кусты:

Вспыхнули кудрявые, пышные пионы –

Розовые, белые, красивые костры.

Тюльпан.

Солнце улыбается светло,

Дотемна сияет неустанно,

Наливая в чашечку тюльпана

Золотое вешнее тепло.

Фиалка.

У фиалки нежный аромат,

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

Букет.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком, у нее высокий стебелек,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком согретый василек.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой,

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню,-

Ей на речку хочется самой.

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.