регистрация / вход

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории. Методика использования художественной литературы на уроке истории.

Ми­ни­стер­ст­во об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Став­ро­поль­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет

К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дис­ци­п­ли­не: Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ис­то­рии

на те­му: «Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии».

Вы­пол­нил: экс­терн

ПИ­НЯ­ГИН С.В.

Про­ве­рил: до­цент

_______________

Став­ро­поль – 2003

“Что­бы быть хо­ро­шим пре­по­да­ва­те­лем,

нуж­но лю­бить то, что пре­по­да­ешь,

и лю­бить тех, ко­му пре­по­да­ешь.”

В.О.Клю­чев­ский

План.

Вве­де­ние.

1. Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии.

2. Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии и прин­ци­пы ее от­бо­ра.

3. Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии.

4. Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии:

а) по­строе­ние уро­ка це­ли­ком на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры;

б) ор­га­ни­че­ское вклю­че­ние об­ра­зов ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние ма­те­риа­ла;

в) крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­ных па­мят­ни­ков;

г) крат­кая ци­та­та на уро­ке;

д) про­стран­ная ци­та­та;

е) на­по­ми­на­ние ли­те­ра­тур­но­го об­раза;

ж) раз­бор ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков;

з) от­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ка­че­ст­ве во­про­сов на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках.

За­клю­че­ние.

…идея, во­пло­щен­ная в пер­со­на­жи,

дос­туп­нее для ра­зу­ме­ния.

О. Баль­зак

Вве­де­ние.

Ко­гда-то дав­но, в го­ды уче­бы в сред­ней шко­ле, я ни­как не мог­ла оп­ре­де­лить­ся с вы­бо­ром сво­его жиз­нен­но­го пу­ти. У ме­ня бы­ло две стра­сти: ис­то­рия и ли­те­ра­ту­ра. В ито­ге вы­бор был сде­лан в поль­зу ис­то­рии. Но моя лю­бовь к ли­те­ра­ту­ре со­хра­ни­лась. Я по­ня­ла, что став учи­те­лем ис­то­рии, я смо­гу час­тич­но во­пло­тить в жизнь и свою вто­рую меч­ту — ли­те­ра­тур­ную. Ведь ли­те­ра­ту­ра идет ру­ка об ру­ку с ис­то­ри­ей. И ре­ша­ет те же за­да­чи ис­то­ри­че­ско­го по­зна­ния, но ины­ми, свой­ст­вен­ны­ми толь­ко ей, сред­ст­ва­ми — сред­ст­ва­ми об­раз­но­го, кар­тин­но­го ото­бра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти. Нрав­ст­вен­но-вос­пи­та­тель­ное и по­зна­ва­тель­ное зна­че­ние ее не­оце­ни­мо. И те­перь, ра­бо­тая в сред­ней шко­ле, я пы­та­юсь осу­ще­ст­вить этот син­тез, син­тез ис­то­рии и ли­те­ра­ту­ры.

Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния

изо­бра­зи­тель­ных средств

на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии

Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­точ­ни­ков для оз­на­ком­ле­ния с ис­то­ри­че­ским про­шлым и од­ним из эф­фек­тив­ных средств их нрав­ст­вен­но­го и эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния. Вы спро­си­те: «По­че­му?» Да по­то­му, что жи­вость и кон­крет­ность ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза уси­ли­ва­ют кар­тин­ность по­ве­ст­во­ва­ния и та­ким об­ра­зом соз­да­ют бо­лее кон­крет­ные ис­то­ри­че­ские пред­став­ле­ния у уча­щих­ся.

Ху­до­же­ст­вен­ный об­раз, как пра­ви­ло, от­ли­ча­ет­ся мет­ко­стью и убе­ди­тель­но­стью. И это об­лег­ча­ет вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го. До­ка­за­тель­ная си­ла ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза вос­пи­ты­ва­ет у школь­ни­ков оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к изу­чае­мым ис­то­ри­че­ским яв­ле­ни­ям, вы­зы­ва­ет у них со­чув­ст­вие, не­на­висть, вос­хи­ще­ние, воз­му­ще­ние. Яр­кий, вы­ра­зи­тель­ный ху­до­же­ст­вен­ный об­раз воз­дей­ст­ву­ет на лич­ность уча­ще­го­ся все­сто­рон­не: на его ум, чув­ст­во, во­лю, по­ве­де­ние, по­то­му что эти­че­ские нор­мы рас­кры­ты на жи­вых при­ме­рах и в кон­крет­ных си­туа­ци­ях. Ос­та­но­вим­ся на кон­крет­ном при­ме­ре. Есть в кур­се ис­то­рии 5 клас­са те­ма «Бре­ст­ская кре­пость». На уро­ке мы с ре­бя­та­ми го­во­рим о на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, о тя­же­сти пер­вых дней, о му­же­ст­ве за­щит­ни­ков Бре­ст­ской кре­по­сти. Но ма­те­ри­ал учеб­ни­ка, как мне ка­жет­ся, пре­дель­но сух и не­дос­та­точ­но эмо­цио­на­лен. По­это­му, что­бы соз­дать нуж­ный на­строй на уро­ке, я за­чи­ты­ваю от­ры­вок из по­вес­ти Бо­ри­са Ва­силь­е­ва «В спи­сках не зна­чил­ся» о по­след­них ми­ну­тах жиз­ни лей­те­нан­та Ни­ко­лая Плуж­ни­ко­ва.

«Он шел стро­го и пря­мо, ни­че­го не ви­дя, но точ­но ори­ен­ти­ру­ясь по зву­ку ра­бо­тав­ше­го мо­то­ра. И все стоя­ли на сво­их мес­тах, и он шел один, с тру­дом пе­ре­став­ляя рас­пух­шие, об­мо­ро­жен­ные но­ги.

И вдруг не­мец­кий лей­те­нант звон­ко и на­пря­жен­но, как на па­ра­де, вы­крик­нул ко­ман­ду, и сол­да­ты, щелк­нув каб­лу­ка­ми, чет­ко вски­ну­ли ору­жие «на ка­ра­ул». И не­мец­кий ге­не­рал, чуть по­мед­лив, под­нес ру­ку к фу­раж­ке.

А он, ка­ча­ясь, мед­лен­но шел сквозь строй вра­гов, от­да­вав­ших ему сей­час выс­шие во­ин­ские по­чес­ти. Но он не ви­дел этих по­чес­тей, а ес­ли бы и ви­дел, ему бы­ло бы уже все рав­но. Он был вы­ше всех мыс­ли­мых по­чес­тей, вы­ше сла­вы, вы­ше жиз­ни и вы­ше смер­ти.

Страш­но, в го­лос, как по по­кой­ни­ку, за­кри­ча­ли, за­вы­ли ба­бы. Од­на за дру­гой они па­да­ли на ко­ле­ни в хо­лод­ную ап­рель­скую грязь. Ры­дая, про­тя­ги­ва­ли ру­ки и кла­ня­лись до зем­ли ему, по­след­не­му за­щит­ни­ку так и не по­ко­рив­шей­ся кре­по­сти… Он шел и шел, шел гор­до и уп­ря­мо, как жил, и упал толь­ко то­гда, ко­гда до­шел.

Воз­ле ма­ши­ны.

Он упал на спи­ну, на­взничь, ши­ро­ко рас­ки­нув ру­ки… Упал сво­бод­ным и по­сле жиз­ни, смер­тию смерть по­прав.»1

Мне ни­ко­гда не за­быть ши­ро­ко рас­кры­тых дет­ских глаз, в ко­то­рых в этот мо­мент мож­но бы­ло про­чи­тать все: вос­хи­ще­ние, страх, не­на­висть, гор­дость. И я спра­ши­ваю се­бя в этот мо­мент: «Раз­ве бы мог школь­ный учеб­ник вы­звать у ре­бят та­кую бу­рю чувств, та­кой ин­те­рес к те­ме, та­кое по­ни­ма­ние?» И са­ма се­бе от­ве­чаю: «К со­жа­ле­нию, нет.»

При­вле­кае­мые на уро­ках ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ные об­ра­зы уси­ли­ва­ют идей­ную на­прав­лен­ность пре­по­да­ва­ния, да­ют учи­те­лю воз­мож­ность до­ве­сти до соз­на­ния уча­щих­ся идей­ное со­дер­жа­ние те­мы в дос­туп­ном кон­крет­ном ви­де, спо­соб­ст­вуя бо­лее проч­но­му за­кре­п­ле­нию в па­мя­ти уча­щих­ся изу­чае­мо­го ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла. Ну, как здесь обой­тись без при­ме­ра? И в пя­том, и в седь­мом клас­сах есть те­ма пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, строи­тель­ст­ва Пе­тер­бур­га, зна­че­ния это­го го­ро­да для ис­то­ри­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии. На эту те­му мож­но дол­го и про­стран­но го­во­рить. Но за­чем? Ведь есть Пуш­кин.

«На бе­ре­гу пус­тын­ных волн

Сто­ял он, дум ве­ли­ких полн,

И вдаль гля­дел…

И ду­мал он:

От­сель гро­зить мы бу­дем шве­ду.

Здесь бу­дет го­род за­ло­жен

На­зло над­мен­но­му со­се­ду.

При­ро­дой здесь нам су­ж­де­но

В Ев­ро­пу про­ру­бить ок­но,

Но­гою твер­дой стать при мо­ре.

Сю­да по но­вым им вол­нам

Все фла­ги в гос­ти бу­дут к нам,

И за­пи­ру­ем на про­сто­ре.

Про­шло сто лет, и юный град,

Пол­нощ­ных стран кра­са и ди­во,

Из тьмы ле­сов, из то­пи блат

Воз­нес­ся пыш­но, гор­де­ли­во…

В гра­нит оде­ла­ся Не­ва;

Мос­ты по­вис­ли над во­да­ми;

Тем­но-зе­ле­ны­ми са­да­ми

Ее по­кры­лись ост­ро­ва,

И пе­ред млад­шею сто­ли­цей

По­мерк­ла ста­рая Мо­ск­ва…»1

В про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мы на­хо­дим кон­крет­ный ма­те­ри­ал, как пра­ви­ло, от­сут­ст­вую­щий в учеб­ных по­со­би­ях, — об­ста­нов­ку и ко­ло­рит эпо­хи, мет­кие ха­рак­те­ри­сти­ки и де­та­ли бы­та, яр­кие фак­ты и опи­са­ние об­ли­ка лю­дей про­шло­го. На­при­мер, что­бы уча­щие­ся седь­мо­го клас­са бо­лее чет­ко пред­ста­ви­ли се­бе об­лик Емель­я­на Пу­га­че­ва, я за­чи­ты­ваю от­ры­вок из «Ка­пи­тан­ской доч­ки» Пуш­ки­на.

«…му­жик слез с по­ла­тей. На­руж­ность его по­ка­за­лась мне за­ме­ча­тель­ная: он был лет со­ро­ка, рос­ту сред­не­го, ху­до­щав и ши­ро­ко­плеч. В чер­ной бо­ро­де его по­ка­зы­ва­лась про­седь; жи­вые боль­шие гла­за так и бе­га­ли. Ли­цо его име­ло вы­ра­же­ние до­воль­но при­ят­ное, но плу­тов­ское. Во­ло­са бы­ли об­стри­же­ны в кру­жок; на нем был обор­ван­ный ар­мяк и та­тар­ские ша­ро­ва­ры…»2

Та­ким об­ра­зом, ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра ил­лю­ст­ри­ру­ет на­уч­ный ма­те­ри­ал ис­то­рии, ком­мен­ти­ру­ет его ху­до­же­ст­вен­ны­ми сю­же­та­ми, уг­луб­ля­ет по­ни­ма­ние, воз­бу­ж­да­ет жи­вой ин­те­рес к яв­ле­ни­ям жиз­ни, вы­зы­вая эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния.

Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры

на уро­ке ис­то­рии

и прин­ци­пы ее от­бо­ра.

Ос­нов­ные зна­ния по ис­то­рии уча­щие­ся по­лу­ча­ют че­рез рас­сказ учи­те­ля. Ни­ти рас­ска­за про­кла­ды­ва­ют в соз­на­нии де­тей свя­зи с про­шлым на­ро­да и стра­ны. Сло­во учи­те­ля, пре­дель­но точ­ное, пол­ное стре­ми­тель­ной мыс­ли и не­под­дель­но­го чув­ст­ва, во мно­гом пре­до­пре­де­ля­ет ус­пех обу­че­ния. Од­на­ко учи­тель не все­гда на­хо­дит нуж­ную гам­му яр­ких изо­бра­зи­тель­ных средств для кон­крет­ной и об­раз­ной пе­ре­да­чи зна­ний. На по­мощь ему, а зна­чит и уча­щим­ся, долж­ны прий­ти про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей и по­этов.

Но при от­бо­ре про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два мо­мен­та. Во-пер­вых, по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную цен­ность ма­те­риа­ла (т. е. прав­ди­вое из­ло­же­ние ис­то­ри­че­ских яв­ле­ний). С. П. Бо­ро­дин под­чер­ки­вал, что вы­мы­сел «дол­жен на­хо­дить­ся в пре­де­лах ис­то­ри­че­ской и бы­то­вой дос­то­вер­но­сти.»1 Во-вто­рых, его вы­со­кую ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность.

От­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуе­мые на уро­ках ис­то­рии, долж­ны в се­бе со­дер­жать:

1. жи­вое изо­бра­же­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, изу­че­ние ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но школь­ной про­грам­мой;

2. об­ра­зы ис­то­ри­че­ских дея­те­лей и изо­бра­же­ние на­род­ных масс;

3. кар­тин­ное опи­са­ние об­ста­нов­ки, в ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия про­шло­го.

Т. е. ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра по­мо­га­ет луч­ше ус­ваи­вать ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. Но не ка­ж­дое про­из­ве­де­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но на уро­ке ис­то­рии. Ну­жен тща­тель­ный от­бор.

Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний

ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры

для уро­ков ис­то­рии.

Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку.

Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в ту эпо­ху, ко­то­рую мы изу­ча­ем, т. е. про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­вае­мых яв­ле­ний и со­бы­тий. Про­из­ве­де­ния этой груп­пы яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ны­ми до­ку­мен­та­ми эпо­хи и слу­жат для ис­то­ри­че­ской нау­ки од­ним из ис­точ­ни­ков зна­ний о про­шлом. Ко­неч­но, нуж­но учи­ты­вать, что ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки эпо­хи изо­бра­жа­ют жизнь сво­его вре­ме­ни сквозь приз­му взгля­дов ав­то­ра. По­это­му не­об­хо­дим кри­ти­че­ский под­ход к ху­до­же­ст­вен­но­му про­из­ве­де­нию. Яр­ки­ми при­ме­ра­ми та­ких про­из­ве­де­ний яв­ля­ют­ся «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве», на­пи­сан­ное в 1185 го­ду в Кие­ве по слу­чаю на­па­де­ния по­ло­вец­ко­го ха­на Кон­ча­ка. Или «Ска­за­ние о Ма­мае­вом по­бои­ще», по­свя­щен­ное Ку­ли­ков­ской бит­ве.

Дру­гую груп­пу со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки (ис­то­ри­че­ский ро­ман, по­весть и т. д.). Эти про­из­ве­де­ния не яв­ля­ют­ся ни ли­те­ра­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми эпо­хи, ни жи­вым сви­де­тель­ст­вом ее со­вре­мен­ни­ков, по­это­му не мо­гут слу­жить ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­ком. Но они мо­гут быть пре­крас­ным сред­ст­вом оз­на­ком­ле­ния уча­щих­ся с ре­зуль­та­та­ми изу­че­ния про­шло­го, при­том в ув­ле­ка­тель­ных сю­же­тах, кон­крет­ных об­раз­ах и вы­ра­зи­тель­ных ха­рак­те­рах, т. е. наи­бо­лее дос­туп­но и ин­те­рес­но. Эти про­из­ве­де­ния да­ют нам сред­ст­ва для кон­кре­ти­за­ции и ил­лю­ст­ра­ции из­ла­гае­мо­го учеб­но­го ма­те­риа­ла, по­мо­га­ют кар­тин­но­сти са­мо­го из­ло­же­ния.

Не­об­хо­ди­мо, что­бы уча­щие­ся уме­ли раз­ли­чать эти груп­пы про­из­ве­де­ний. И здесь долж­на быть чет­кая по­зи­ция учи­те­ля. На­при­мер, на уро­ке ис­то­рии в 8 клас­се, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку Ма­карь­ев­ской яр­мар­ке на­ча­ла XIX ве­ка, я про­чи­таю от­ры­вок:

«… пе­ред ним

Ма­карь­ев су­ет­но хло­по­чет,

Ки­пит оби­ли­ем сво­им.

Сю­да жем­чуг при­вез ин­де­ец,

Под­дель­ны ви­ны ев­ро­пе­ец,

Та­бун бра­ко­ван­ных ко­ней

При­гнал за­во­дчик из сте­пей,

Иг­рок при­вез свои ко­ло­ды

И горсть ус­луж­ли­вых кос­тей,

По­ме­щик — спе­лых до­че­рей,

А доч­ки — про­шло­год­ни мо­ды.

Всяк суе­тит­ся, лжет за двух,

И всю­ду мер­кан­тиль­ный дух.»1

При этом бу­дет от­ме­че­но, что эту ха­рак­те­ри­сти­ку да­ет та­кой на­блю­да­тель­ный со­вре­мен­ник, как А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин». Но в то же вре­мя, рас­ска­зы­вая о на­ча­ле Смут­но­го вре­ме­ни на уро­ках ис­то­рии в седь­мом клас­се и за­чи­ты­вая от­ры­вок из «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», сто­ит от­ме­тить, что Пуш­кин не яв­лял­ся со­вре­мен­ни­ком тех со­бы­тий.

Не­об­хо­ди­мо ка­ж­дый раз на уро­ках ис­то­рии вос­пи­ты­вать у уча­щих­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к бел­лет­ри­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям на ис­то­ри­че­ские те­мы, с од­ной сто­ро­ны, и к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам эпо­хи — с дру­гой, на­хо­дить в этих про­из­ве­де­ни­ях ис­то­ри­че­ский ма­те­ри­ал, свя­зы­вая его со­дер­жа­ние с со­бы­тия­ми про­шло­го, изу­чае­мы­ми в кур­се ис­то­рии в шко­ле.

Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния

ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры

на уро­ке ис­то­рии.

Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния.

Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти урок в пя­том клас­се по кур­су древ­не­го ми­ра «По­эмы Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея»». Или урок в седь­мом клас­се по те­ме «Раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва», ко­гда часть уро­ка от­во­дит­ся изу­че­нию кни­ги А. Н. Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». Или «Дви­же­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом Емель­я­на Пу­га­че­ва» по по­вес­ти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская доч­ка». Та­кие уро­ки не­со­мнен­но про­хо­дят «на ура». Но го­то­вить их край­не слож­но, т. к. при­хо­дит­ся из боль­шо­го про­из­ве­де­ния тща­тель­но от­би­рать ма­те­ри­ал, со­став­лять из не­го строй­ный рас­сказ, не за­бы­вая при этом о пла­не уро­ка и учи­ты­вая вре­мя.

Не­сколь­ко про­ще вклю­чить об­ра­зы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние на уро­ке. И то­гда ма­те­ри­ал ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния вос­при­ни­ма­ет­ся не как ли­те­ра­тур­ная ци­та­та, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в седь­мом клас­се по те­ме «Пол­тав­ская бит­ва», опи­сы­вая ре­шаю­щий мо­мент сра­же­ния, я все­гда ци­ти­рую Пуш­ки­на:

«И с ни­ми цар­ские дру­жи­ны

Со­шлись в ды­му сре­ди рав­ни­ны:

И гря­нул бой, Пол­тав­ский бой!

В ог­не, под гра­дом рас­ка­лен­ным,

Сте­ной жи­вою от­ра­жен­ным,

Над пад­шим стро­ем све­жий строй

Шты­ки смы­ка­ет. Тяж­кой ту­чей

От­ря­ды кон­ни­цы ле­ту­чей,

Браз­да­ми, саб­ля­ми зву­ча,

Сши­ба­ясь, ру­бят­ся спле­ча.

Бро­сая гру­ды тел на гру­ду,

Ша­ры чу­гун­ные по­всю­ду

Меж ни­ми пры­га­ют, ра­зят,

Прах ро­ют и в кро­ви ши­пят.

Швед, рус­ский — ко­лет, ру­бит, ре­жет.

Бой ба­ра­бан­ный, кли­ки, скре­жет,

Гром пу­шек, то­пот, ржа­нье, стон,

И смерть и ад со всех сто­рон.»1

Этот от­ры­вок очень ор­га­нич­но впле­та­ет­ся в рас­сказ, и от это­го урок, не­со­мнен­но, вы­иг­ры­ва­ет.

Очень час­то на уро­ках я ис­поль­зую та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в пя­том клас­се по те­ме «Ре­ли­гия древ­них егип­тян» уме­ст­но ис­поль­зо­вать пе­ре­сказ кни­ги И. Ра­ка «В цар­ст­ве пла­мен­но­го Ра» (ми­фы Древ­не­го Егип­та).

Кро­ме это­го, ино­гда на уро­ках я ис­поль­зую крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, ци­ти­рую О. Берг­гольц:

«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм

С ог­нем и кро­вью по­по­лам»2

И здесь уме­ст­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние Воль­те­ра:

«Есть мыс­ли, из ко­то­рых про­све­щен­ный че­ло­век мо­жет из­влечь поль­зу и ко­то­рые, бу­ду­чи креп­ко свя­за­ны в силь­ные сти­хи, лег­ко удер­жи­ва­ют­ся в па­мя­ти»3

По­ми­мо крат­кой ци­та­ты на сво­их уро­ках я ис­поль­зую про­стран­ную ци­та­ту опи­са­тель­но­го или по­ве­ст­во­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра. При­ме­ра­ми та­ких уро­ков мо­гут быть: вось­мой класс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние» и чте­ние от­рыв­ка из «Вой­ны и ми­ра» Л. Н. Тол­сто­го; де­вя­тый класс «Рус­ско-япон­ская вой­на» и ци­та­та из ро­ма­на А. Сте­па­но­ва «Порт-Ар­тур» и т. д. Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что на­ши де­ти сей­час боль­ше за­ня­ты «те­ле­ка­ми», «ви­ди­ка­ми», «со­ни­ка­ми» и т. д. и т. п. Чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом.

Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то я ог­ра­ни­чи­ва­юсь на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.

По­жа­луй, сто­ит по­го­во­рить и еще об од­ном из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии. Это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ли­бо ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния, ли­бо ме­то­дом раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Про­чи­ты­ва­ем вслух ис­точ­ник, а за­тем ана­ли­зи­ру­ем его по час­тям, ста­вим во­про­сы. Та­ким ме­то­дом мы раз­би­ра­ем те­му «Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии» в вось­мом клас­се. Раз­би­ра­ем от­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на», где да­ет­ся опи­са­ние ка­би­не­та Оне­ги­на, в ко­то­ром име­лось:

«Все, чем для при­хо­ти обиль­ной

Тор­гу­ет Лон­дон ще­пе­тиль­ный

И по Бал­ти­че­ским вол­нам

За лес и са­ло во­зит нам,

Все, что в Па­ри­же вкус го­лод­ный,

По­лез­ный про­мы­сел из­брав,

Изо­бре­та­ет для за­бав,

Для рос­ко­ши, для не­ги мод­ной, — Все ук­ра­ша­ло ка­би­нет

Фи­ло­со­фа в осьм­на­дцать лет.»1

А за­тем уча­щим­ся пред­ла­га­ют­ся во­про­сы: ка­ко­вы пред­ме­ты рус­ско­го вы­во­за в на­ча­ле XIX ве­ка? Ка­кие то­ва­ры пре­иму­ще­ст­вен­но вво­зи­лись в Рос­сию и кто был их по­ку­па­те­лем? С ка­ки­ми стра­на­ми тор­го­ва­ла Рос­сия?

Не так дав­но я ста­ла ис­поль­зо­вать на сво­их уро­ках еще один при­ем. Как пра­ви­ло, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках. Уча­щие­ся по­лу­ча­ют от­ры­вок из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. И по не­му они долж­ны на­звать со­бы­тия или ис­то­ри­че­ско­го дея­те­ля. И рас­ска­зать все, что им из­вест­но об этом со­бы­тии или дея­те­ле. На­при­мер:

пя­тый класс: «Сто­ял та­кой ве­ли­кий стон,

Шел бой с та­кою кро­вью,

Что был в баг­рец ок­ра­шен Дон

До са­мо­го ни­зо­вья.»

Н. Кон­ча­лов­ская «На­ша древ­няя сто­ли­ца»

шес­той класс: «Ос­ле­п­лен­ный пол­ко­во­дец,

На во­зу бес­страш­но стоя,

Го­ло­сом, по­доб­ным гро­му,

На­прав­ля­ет ярость боя.»

Н. Ле­нау «Ян Жиж­ка»

В седь­мом клас­се за­да­ние мо­жет быть ус­лож­не­но. На­при­мер, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щем уро­ке по те­ме «Смут­ное вре­мя в Рос­сии» я пред­ла­гаю уча­щим­ся не толь­ко оп­ре­де­лить, ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ли­цу по­свя­щен тот или иной ли­те­ра­тур­ный от­ры­вок, но и сре­ди пред­ло­жен­ных порт­ре­тов най­ти это­го дея­те­ля. Та­кое за­да­ние все­гда вы­зы­ва­ет не­под­дель­ный ин­те­рес и ожив­ля­ет урок.

Ме­то­ды и прие­мы, с по­мо­щью ко­то­рых мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны ма­те­риа­лы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, мно­го­об­раз­ны. Мно­гое за­ви­сит от мас­тер­ст­ва учи­те­ля, от уров­ня под­го­тов­ки клас­са и дру­гих ус­ло­вий. По­это­му, на­ме­чая ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке то­го или ино­го от­рыв­ка, на­до ис­хо­дить из кон­крет­ных за­дач уро­ка, из его ос­нов­но­го содержания, и ка­ж­дый раз оп­ре­де­лять, ка­кой из этих ли­те­ра­тур­ных ма­те­риа­лов, в ка­ком объ­е­ме и в ка­кой фор­ме це­ле­со­об­раз­но при­влечь.

За­клю­че­ние.

Ко­неч­но, на­ша ис­то­рия бо­га­та и раз­но­об­раз­на. Не ме­нее бо­га­та и на­ша ли­те­ра­ту­ра. По­это­му, та­кие мно­го­пла­но­вые и раз­но­об­раз­ные мо­гут быть уро­ки ис­то­рии с ис­поль­зо­ва­ни­ем ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. И ес­ли мо­жет быть удач­ный при­мер ус­та­нов­ле­ния меж­пред­мет­ных свя­зей, то это связь ис­то­рии с ли­те­ра­ту­рой. Прав­да, ху­до­же­ст­вен­ный об­раз вво­дит­ся не для ук­ра­ше­ния уро­ка и раз­вле­че­ния уча­щих­ся, а для по­мо­щи в по­зна­нии ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го, т. е. для ре­ше­ния об­ра­зо­ва­тель­ных и вос­пи­та­тель­ных за­дач уро­ка. Це­ле­со­об­раз­ная и хо­ро­шо про­ду­ман­ная ра­бо­та по ис­поль­зо­ва­нию ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в про­цес­се изу­че­ния ис­то­рии при­не­сет не­оце­ни­мую поль­зу уча­щим­ся, по­вы­сит ин­те­рес к пред­ме­ту, обес­пе­чит боль­шую эф­фек­тив­ность тру­да учи­те­ля ис­то­рии. Ведь не­да­ром Я. А. Ко­мен­ский в «Ве­ли­кой ди­дак­ти­ке» пи­сал: «Все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми нуж­но вос­пла­ме­нять в де­тях го­ря­чее стрем­ле­ние к зна­нию и уче­нию». Это я и пы­та­юсь де­лать на сво­их уро­ках по­сред­ст­вом ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Ли­те­ра­ту­ра.

1. Ва­гин А. Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ис­то­рии в сред­ней шко­ле.- М.: Про­све­ще­ние, 1968

2. Ва­гин А. Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра в пре­по­да­ва­нии но­вой ис­то­рии.- М.: Про­све­ще­ние, 1978

3. Кле­то­го­нов А. Про­из­ве­де­ния древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии.- “Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле”, №8, 1994

4. Пар­ша­чен­ко П. Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра на уро­ках ис­то­рии.- “Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле”, №5-6, 1992

5. Ме­то­ди­че­ское по­со­бие по ис­то­рии: 8 класс. Под ред. А.Пре­об­ра­жен­ско­го.- М.: Про­све­ще­ние, 1989

6. Ле­бе­де­ва И. Ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние ис­то­ри­че­ских олим­пи­ад в 6-9 клас­сах.- М.: Про­све­ще­ние, 1990

7. Шес­та­ков А. Ис­то­рия СССР в ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ских об­раз­ах.- М.: Про­све­ще­ние, 1985


1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1986. - стр. 220

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

2 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240

1 Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 341

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 120

2 Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. - стр. 126

3 Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1971. - стр. 432

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 194-195

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий