Смекни!
smekni.com

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи (стр. 27 из 34)

Ис­тинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искус­ство, - как это отмечал К.Д. Ушинский, - что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеоб­разию, свободе личностного "Я", становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой необходимости гармо­нии, мы бы либо заняли позицию грубого давления наличность, которое имеет своим вариантом тонкую психо­логическую манипуляцию, в корне отличную от истинного воспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка, но нисколько не интересами са­мого ребенка, либо отступили бы от воспитания, предоста­вив дело развития личности случаю и стихии, а ребенка - слепой судьбе. Последнее преобразовало бы немедленно школьную действительность в вавилонское столпотворе­ние, что мы можем сегодня, в период так называемой пе­рестройки, непрекращающегося реформирования образо­вания наблюдать в ряде школ, именуемых авторскими или переименованных в гимназии, колледжи, лицеи, педагоги которых играют в свободу и либерализм, зарабатывая себе дешевый авторитет на драме недоразвития учащихся. Про­тиворечие необходимости и свободы, должного и желае­мого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот общий харак­тер позволял сохранять в границах своих бесконечную ва­риативность индивидуального развития.

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных от­ношений, он понимал их содержание, назначение, цен­ность для всех и для отдельного человека, чтобы этот под­растающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.[40]

28. Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.[41]

Этапы формирования личностного от­ношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:

1. Модель поведения, предъявленная социальной средой.

2. Собственные действия субъекта.

3. Возвратно-оценочные воздействия среды.

4. Новая модель поведения как начало нового цикла.

Схема груба, она не отражает тонкости склады­вающихся отношений, лишена индивидуальных красок. Но она позволяет выстроить логику воспитательного про­цесса через его структурные слагаемые. Теперь картина воспитательного процесса такова: "воспитывающая среда" — "воспитывающая деятельность" - "осмысление социального значения и личностного смысла объектов мира".

Что касается полученной схемы, то она будет иметь продолжение: в ходе осмысления происшедшего родится новая модель поведения, а точнее уже отношения, потому что в дальнейшем субъект научается в поведенческих актах обнаруживать отношение. И согласно этому нововариа­тивному отношению субъект станет строить свое соб­ственное действие - теперь уже поступок. Процесс форми­рования отношения принимает характер этапно-циклический и выявляется как бесконечный.[42]

29. Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания

Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспита­ния со­стоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать, — и об этом пишут многие зарубеж­ные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благо­творном влиянии коллектива на формирование личности. Ве­дутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает сво­боду личности, не дает возможности развитию ее индивидуаль­ной красоты и насаждает среди учащихся конформизм и нивелировку личностных качеств (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Дело в том, что для того чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Чело­век, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.

В одиночку человек может развиваться только до известных пределов, очень незначительных, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развива­ющемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравне­ния, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребе­нок, тем более приспособленным к общественной жизни чело­веком он будет расти.

Коллектив выступает как важная форма организации вос­питания, как его мощный педагогический инструмент.

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания стави­лись и ставятся в мировой педагогике. Отдельные из ее деяте­лей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объедине­ний. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходи­мости организации детских воспитательных коллективов.

Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латин­ское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые иотношения личные. Деловые отношения основываются на со­вместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привя­занностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным об­разом сферу узколичной деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса. В этом случае они находят­ся в деловых отношениях. В то же время у них может существо­вать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая дове­рительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существу­ет параллельно с деловыми отношениями и, естественно, ха­рактеризует их личные отношения.