Смекни!
smekni.com

Проблема обучения в трудах В.А. Сухомлинского (стр. 1 из 3)

Содержание

1. О сущности процесса обучения и его развивающем характере

2. Вклад педагога в проблему содержания школьного образования. Основные учебные умения и навыки младших школьников

3. Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского

4. О развитии у детей интереса к учебе и этической роли оценки

5. Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников (теория и практический опыт Сухомлинского)

6. Значение дидактического наследия Сухомлинского для современной теории и практики обучения

Список использованных источников

1. О сущности процесса обучения и его развивающем характере

Открываю настольную книгу каждого учителя «Как воспитать настоящего человека», созданную великим педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в последние годы его жизни.

Вот как начинается одна из его статей: «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли только мечтать о том, чтобы сесть за парту, взять в руки книгу, читать, писать, познавать мир. Твое детство, отрочество, ранняя юность – это дворец, озаренный светом знаний» [9, с.87].

Я считаю, что именно это обращение должен нести каждый педагог современной школы к своим ученикам. Ведь из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих людей оно перестало быть благом. Хуже того, для некоторой части школьников учение является бременем. Учись, потому что учение – это благо и счастье. Эти слова произносятся в школах множество раз, но их глубокий смысл далеко не всегда доходит до юных душ.

Педагог отмечает, что умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.

Подлинная школа – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо изучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами" [7, с.125].

Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки". Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать" [8, с.215].

В работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.

Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Именно в этом Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Необходимо обратить внимание, что цель обучения, по В.А. Сухомлинскому, заключается в том, чтобы процесс овладения знаниями обеспечивал оптимальный уровень общего развития, а общее развитие, достигаемое в процессе обучения, способствовало более успешному овладению знаниями.

Испокон веков педагоги решают две пары взаимосвязанных проблем: «обучение - воспитание» и «обучение – развитие». Одни утверждали, что главное – знание, другие видели главное в развитии, третьи говорили о единстве воспитания и обучения, обучения и развития.

Сухомлинский же не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие. Нельзя учить, не воспитывая характер. Ничего не получится.

Сухомлинский делает следующий шаг. Все его работы позволяют сделать вывод: для учителя на уроке есть еще одна пара проблем, такая же важная, как и две первых.

Учитель на уроке обучает, воспитывает и развивает. Но все это невозможно, если учитель одновременно не вызывает страсть к учению (на каждом уроке!) и не учит ребенка учиться (на каждом уроке!).

«Я верю в могучую силу воспитания… Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия…» [9, с.112].

Эти слова Сухомлинского обращают нас к главной его мысли, – к мысли о полноте счастья ребенка. Ведь духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Ребенок не может быть счастливым, если в школе ему плохо или скучно. Сделать ребенка счастливым, - значит прежде всего помочь ему учиться.

2. Вклад педагога в проблему содержания школьного образования. Основные учебные умения и навыки младших школьников

В. А. Сухомлинский отмечает, что некоторые критики программ у учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что они «перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни.

Но мы с вами точно знаем, что если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитанию всесторонне развитой гармонической личности. Это крайне примитивный взгляд. В. А. Сухомлинский отмечает, что «подготовка к жизни и деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков». И с этим нельзя не согласиться.

Поэтому я полностью согласна с великим педагогом в том, что гуманитарные предметы должны быть важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить себя в этом мире.

В. А. Сухомлинский отмечает, что музыка есть могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь.

Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

Современность, как считал Сухомлинский, наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

Великий педагог говорит о том, что «истинная, настоящая радость в учении, истинный успех и самое ценное для педагога переживание – в труде мысли».

Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли.

И вот мы вновь стоим перед вопросом: как? Как научить ребенка труду мысли?

Многие ребята не знают радости внезапного пробуждения мысли.

Мне очень близка точка зрения педагога о том, что мысль ребенка начинает работать, если повести класс в лес, на луг, в поле, и там задавать детям тысячу вопросов «почему?», и там ждать на них ответа и добиваться его.

Я иногда пробую такие прогулки с детьми в собственной практике, и только тот педагог, который знает, что это такое, никогда не спутает ни счем истинный вкус эмоциональной радости и совместного переживания красоты. Ведь именно совместное стремление понять и дают это желанное пробуждение мысли – «эмоциональное пробуждение», как говорит Сухомлинский.

Труд мысли невозможен, если нет творчества. Дети у Сухомлинского начинают складывать сказки еще до того, как выучиваются писать, пишут огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. А если подростку, считает Сухомлинский, не дать возможности делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться.

Я думаю, что Сухомлинский был прав, когда говорил, что каждый учитель должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.