Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические основы воспитательного характера (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность воспитания

1.1 Исторический экскурс в теории воспитания

1.2 Понятие воспитания

1.3 Понятие цели воспитания

1.4. Средства и методы воспитания

Глава 2. Психолого-педагогические основы воспитательного характера

2.1 Психологические условия формирования свойств личности

2.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания

2.3 Роль коллектива в воспитании учащихся

2.4 Семья как социально-психологический фактор воспитания

2.5 Воспитание и формирование социальных установок личности

Заключение

Список литературы


Введение

В наше время, когда искажаются и смещаются понятия, и слово может уже не значить того, чего оно значило несколько лет назад, придумать первую фразу письменной работы стало довольно затруднительно.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь "воспитание" - важнейшее понятие, носящее характер категории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании.

Тема моей курсовой работы «Психолого-педагогические основы воспитательного характера ».

Целью данной работы является рассмотрение психолого-педагогических основ воспитания, как в широком, так и в узком смысле слова.

Обращаясь к справочной литературе, можно описать воспитание как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением». Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.

Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по моему мнению, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения. Рамки темы достаточно широки (строго говоря, поэтому она и была выбрана), и не ограничены высшей школой. Поэтому из данной работы, скорее всего, получится автобиография с попыткой осмысления.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия "воспитание" следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием "воспитание". А когда есть необходимость - тогда пользуемся понятиями "организованное воспитание" и "неорганизованное воспитание".


Глава 1. Понятие, сущность воспитания

В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям.

М.Ф. Шабаева

1.1 Исторический экскурс в теории воспитания

Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя[1].

До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З. Фрейд, Э. Кречмер, У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими.

Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например, темперамент), т.к. они определяются генотипом (для темперамента - врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.

Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.

Психологические теории воспитания различаются по тому, какие психологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности и т.д.

Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт. Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более - высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная практика.

Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами. Например, Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрения за положительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразовать личность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные же психологи считают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характерна относительно устойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей и перспектив[3].

В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только - на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н.А. Константинов по этому поводу: "Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека" (1, C. 55-56).

К. Гельвеций утверждает: "Новые и главные воспитатели юноши - форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления" (1, C. 54).

Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций "понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума..." (3, C. 147).

"В своей действительности она (сущность человека - C.М.) есть совокупность всех общественных отношений" (4, C. 3). Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К.Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. "Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность - школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в общирнейшем смысле этих обширных понятий" (8, C. 18).

Н.К. Крупская, говорила о воспитании в узком и широком смысле: воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков[2].

Под воспитанием в широком смысле слова Н.К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых" (2, C. 247). Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое "воспитание в широком и узком смысле". Первое - это весь процесс воспитания человека, а второе - процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле - общее, а в узком - это часть общего. Так и написано у И.Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле - весь процесс формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова - это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя" (9, C. 13).