Смекни!
smekni.com

Система воспитания в Британии (стр. 1 из 3)

ПЛАН

Введение

1. История системы воспитания в Британии

2. Британское семейное воспитание

3. Общественное воспитание

Заключение

Список литературы


Введение

В свое время основная задача английской педагогики состояла в том, чтобы «влить железо в души детей». Во многом именно такое воспитание позволило Британии создать огромную империю, добиться впечатляющих успехов в экономике и политике. Но на сегодняшний день большая часть европейских народов в плане этногенеза представляет собой довольно старые системы. Отсюда и преобладание системы ценностей, которая свойственна народам-старикам.

Оправданна ли британская система воспитания? Идет ли она, в конечном счете на пользу психологии и характеру детей? На сей счет могут быть разные мнения. Но вряд ли вызовет споры вывод о том, что система эта не проходит бесследно для самих родителей. Подавлять естественные проявления чувств к собственным детям, сдерживать душевные порывы уздой самоконтроля - все это неизбежно влечет за собой различные последствия, наиболее очевидной и безвредной из которых является страсть к домашним животным. Ведь если нежность к собственному ребенку не принято открыто выражать даже наедине с ним, то самое бурное и необузданное проявление любви к собаке даже на людях не считается зазорным.

Думается, что сознательное охлаждение родительских чувств, преднамеренное ужесточение сердец к собственным детям сказывается в конечном счете и на других формах личных отношений в семье, включая отношения между мужем и женой. Возводя в культ понятие частной жизни, независимости и самостоятельности человека, который должен полагаться лишь на свои силы, англичане обрекают себя на замкнутость и, стало быть, на одиночество.

Цель реферата – рассмотреть систему воспитания в Британии.

1. История системы воспитания в Британии

В Великобританиипедагогические идеи Дж. Локка были ориентированы на воспитание «делового человека», «джентльмена» и сочетали в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поступки и привычки людей, обязаны своим происхождением, по его утверждению, главным образом, воспитанию. Поэтому «следует прилагать величайшее старанье к образованию души детей и как можно раньше поселить в них те наклонности, влияние которых будет сказываться на всей их последующей жизни».

В теорию и практику народного просвещения большой вклад внес Р.Оуэн. В 1816г. он открыл в Нью-Ланарке воспитательно-образовательный комплекс «Институт формирования характера». Главная цель его воспитательной системы - раннее развитие духа общественности, создание нового типа людей, которые в противоположность индивидуализму старого мира будут основывать свое счастье на счастье коллектива. Идеалом считалось - воспитание граждан, приносящих «пользу для общества».

В процессе развития педагогики развивались новые идеи воспитания. Большой популярностью пользовались школы взаимного обучения Э.Белла и Дж. Ланкастера. Существенный вклад в дело школьного воспитания в Великобритании внес английский педагог, доктор Т. Арнолд, реформатор средней привилегированной школы (паблик скулз). Частные публичные школы - «паблик скулз» стали гордостью Великобритании. Они готовили высшую элиту страны и существуют со средних веков и до сегодняшнего дня. Задача такой школы — воспитать джентльмена, назначение которого — возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний. Эффективной формой гражданского воспитания в публичных школах является школьное самоуправление, где используются деловые и ролевые игры, имитирующие, например, заседание парламента, устраиваются дебаты. Копирование системы управления и отношений в обществе является хорошей школой для воспитанников как будущих государственных и общественных деятелей. Паблик скулз обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность воспитанников к выполнению своего гражданского и патриотического долга.

Влиятельным течением в теории и практике педагогики в конце XIX - XX веке стало «новое воспитание», целью которого было создание среды, обеспечивающей умственное, физическое и нравственное воспитание учащихся. Идея «нового воспитания» состояла в том, что вся система обучения и воспитания должна быть приспособлена к интересам и стремлениям ребенка. Первая «новая школа» в Великобритании была создана для мальчиков английским педагогом С. Редди в 1889г. в сельской местности Абботсхолм. Здесь впервые были применены принципы воспитания и обучения, которые затем получили развитие в других «новых школах». Цель С. Редди состояла в воспитании общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации в новых социальных и экономических условиях. Всем укладом общественной жизни школы, всей системой воспитания детям прививалось чувство патриотизма и сознание того, что они, будучи лидерами, смогут сделать свою Родину более могущественной.

Бидельская «новая школа» (1893), во главе которой стоял Дж.Бэдли, отличалась от остальных обилием трудовых занятий. Здесь концентрировалось внимание на готовности детей быть полезными, формировалось их гражданское самосознание.

Определенную роль в воспитании подрастающего поколения на Западе взяли на себя ученические организации: скаутские отряды, школьные кооперативы.

Первая организация скаутов в Великобритании была образована в 1907 г. Основные идеи скаутизма были разработаны английским полковником Р.Баден-Пауэллом (1898). Деятельность скаутских отрядов на природе, военизированные игры развивали у детей смелость, инициативу, решительность, воспитывали гражданские качества, любовь к Родине. Игры, захватывая детей и подростков, побуждали их производить такую работу и такие упражнения, которые имели для них воспитательную ценность. Скаутинг - направление патриотического воспитания, которое выдержало испытание временем и действует до сих пор. Это не просто игра, в ней заложены широкие возможности военно-патриотического воспитания.

В течение XX в. английская система образования претерпела многие преобразования. Постепенно увеличился срок обязательного обучения до 16 лет. Средняя современная школа акцентировала свое внимание на трудовом обучении, т.е. готовила будущих рабочих, гражданский долг которых - работа на производстве для процветания нации. В грамматической школе обращалось внимание на всестороннее развитие личности и подготовку воспитанников на экономическом, медицинском, коммерческом, техническом и др. отделениях. В современных публичных школах Паблик скулз воспитывается высокая гражданственность и патриотизм. Здесь традиционно готовят будущих лидеров английского общества.

Был создан «Единый национальный учебный план», он вошел в «Закон о реформе системы образования 1988 г.». Вызревавшая в течение десятилетия мысль об общенациональном содержании образования получила в нем окончательное воплощение. Он ввел десять обязательных предметов для начальных и неполных средних школ. Среди них - английский язык (и литература), математика, естествознание (предметы, которым уделяется особое внимание), история, география, технология, музыка, искусство, а также иностранный язык в средней школе, религия. Совершенствование содержания образования предусматривает и совершенствование задач нравственного, интеллектуального, физического и трудового воспитания учащихся, где особое место занимают предметы гуманитарного цикла, которые рассматриваются как источники духовности, патриотизма и гражданственности.

Образование в равной мере связано с познанием, так же, как с эмоциями, нравственностью и политикой. Оно служит целям подготовки к взрослой жизни и связано с личностным и социальным развитием. Все это базируется на обязательности идеи благосостояния или благополучия индивидуума как личности. /LangP., BestR., LichtenbergA. CaringforChildren: InternationalPerspektivesonPastoralCare. L.: Cassell. Best.-1995/ Это обязательство обеспечить учащимся благосостояние и заботу принято называть в школах Англиии Уэльса "пасторская забота" (pastoralcare).

Программа предполагает содействие личностному и социальному развитию учащихся через: качество научения и учения, характер отношений среди учащихся, учителей и других взрослых: организацию отслеживания учебных академических и личностных успехов учеников, их социального развития; внеклассную деятельность и ориентацию школы,

Современная английская педагогика имеет гуманистическую направленность. В ее центре - целостная личность, стремящаяся к полной реализации своих возможностей. Здесь весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий - это школа гражданственности и патриотизма для школьников, т.к. процесс воспитания ориентирован на формирование личностной зрелости обучаемых, развитие коллективных отношений, на понимание учащимися своей роли в обществе, отношении к нему и к своему государству. Сегодня в современной Великобритании осуществляется новая реформа школы, в рамках которой обсуждается проблема военно-патриотического воспитания.

2. Британское семейное воспитание

Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, душа англичанина - это его крепость в не меньшей степени, чем его дом.

Англичанин традиционно чурается излишней фамильярности, избегает проявлений душевной близости. В его духовном мире существует некая зона, куда он не допускает даже самых близких. Между личностью и семьей в Англии существуют, пожалуй, более высокие барьеры, чем между семьей и обществом.

В целом английский образ жизни акцентирует нормы подобающего поведения, что, конечно, трудно совмещается с распущенностью нравов. Любовные интриги, супружеские измены - всего этого в беседах попросту не принято касаться. Не потому, что разговоры о сексе считаются непристойными. Англичане уклоняются от них по той же причине, по которой избегают говорить со знакомыми о своих делах и доходах. Привлекать внимание к любовным похождениям своим или чужим в Лондоне столь же неуместно, как хвастаться новой автомашиной или интересоваться, сколько собеседник зарабатывает. В представлении англичан область интимных отношений - как внутри семьи, так и вне ее - лежит по другую сторону священных рубежей частной жизни.