Смекни!
smekni.com

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания (стр. 1 из 4)

Работа на тему:

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

2006

Содержание

Введение. 3

1. Содержание и понятие воспитания. 5

2. Направления воспитательной работы.. 8

3. Сущность воспитания и его особенности. 11

4. Цели воспитания. 15

5. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17

Заключение. 22

Список литературы.. 25

Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процес­сы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сфе­ры исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на раз­витие человека.[1] А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллек­та. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».[2] Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

Теория и методика воспитания являются разделами об­щей педагогики, в которых уточняется сущность, принци­пы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

На протяжении исторического развития педагогиче­ской мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть». [3]

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состоя­ния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и цен­ностных ориентации воспитуемого.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

1. Содержание и понятие воспитания

Центральной категорией научного осмысления вос­питательного процесса и профессиональной педагогиче­ской деятельности по воспитанию детей выступает поня­тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. По­этому обратимся в первую очередь к терминологии.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармлива­ние, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бес­хитростном значении слова процесс воспитания свойст­венен и животным - «питают» своим молоком млекопи­тающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, же­ребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскарм­ливаться.

Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению.

Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное мора­лизирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспиты­вай меня!» - плохо отдавая себе отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, а там, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.

Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежа­щие рядом или тесно связанные с воспитанием.[4] В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоя­тельно выстраивать свое поведение, а также обладает спо­собностью осознавать свои отношения с миром и произво­дить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:[5]

первый - це­ленаправленность, наличие какого-то образца, пускай са­мого общего, как социально-культурного ориентира;

вто­рой - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития че­ловечества;

третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.

Становление личности, свершающееся в жизни ре­бенка, рождает еще одно педагогическое явление, полу­чившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социаль­но-культурный образец с поведением станет сам воспи­танник. Подрастающий ребенок принимает воспита­тельную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования.

«Самовоспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника - он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.[6]

Воспитание инициирует са­мовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерно­стях воспитания, так и в социально-психологических ме­ханизмах самовоспитания, а следовательно, еще один ве­ер педагогических терминов станет средством профессио­нального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль», «самооценка», «саморегуляция», «самочув­ствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг» (самотренинг), «саморазвитие». Веер этих терминов огра­ничивает внешние воздействия - они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора дан­ных психолого-педагогических явлений объявляется сам воспитанник как таковой на данный этап его личност­ного развития, который определен воспитанием.

Латентный характер протекающих в личности процессов и длительность их за­вершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и не­развитости некоторых качеств, востребованных современ­ной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание» как отражение этой стороны педагоги­ческой деятельности.

Приставка «пере-» уже сама по себе говорит о жела­нии что-то изменить, сделать не так, как оно есть сейчас.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь за­ходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.

«Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств.[7] Предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда­лять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять», а положительные - вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магни­тофоном, в который педагог может вставить нужную кас­сету с хорошей, чистой записью, а дурную кассету с не­пристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике, апеллирующей к медицинской аналогии: педа­гог «якобы» иногда должен быть подобен хирургу, скаль­пелем удаляющему «ненужное» в организме или заме­няющему «больной орган» «здоровым».

Центральные категории теории воспитания отлича­ются от такого же рода категорий любой другой науки тем, что язык других наук складывался в стороне от по­вседневной практики и по мере исследования каких-то новых явлений вырабатывался наукой специальный язык, и потом, по истечении некоторого времени, выработан­ные новые понятия входили в повседневность.

2. Направления воспитательной работы

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий.[8] Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос­питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.