Смекни!
smekni.com

Структура и развитие рынка ценных бумаг США (стр. 4 из 6)

Традиционно считалось, что внебиржевой рынок — своеобразный инкубатор компаний, которые, достигнув определенной величины, переходят на НФБ. Однако в настоящее время престиж NASDAQ столь высок, что некоторые компании, имеющие здесь котировку, достиг­нув параметров, достаточных для получения котировки на НФБ, пред­почитают оставаться в NASDAQ ("Интел", "Майкрософт", "Эппл", "ЭмСиАй", "Фуджи", "Ниссан", "Эриксон").

4. ОПЦИОННЫЕ БИРЖИ

Крупнейшая опционная биржа США и мира — Чикагская биржа опционов (Chicago Board Options Exchange), созданная, как уже упоми­налось, в 1973 г. как дочерняя компания крупнейшей товарной бир­жи мира — Чикагской торговой палаты (Chicago Board of Trade). Сна­чала торговля осуществлялась опционами только на 16 акций, причем выписывались только колл-опционы (опционы на покупку). В на­стоящее время ведется торговля опционами на 1400 акций, биржевые индексы, валюту, казначейские облигации и фьючерсные контракты.

Торговля ведется традиционным методом "с голоса" (open outcry system). Участники торговли — маркет-мэйкеры, выступающие толь­ко в роли дилеров (принципалов) за собственный счет, и брокеры тор­гового зала (floor brokers), исполняющие разнообразные виды заявок по поручению инвесторов. Книга лимитных заявок находится в веде­нии специального служащего — "ведущего книги заявок" (order book official). В отличие от правил НФБ книга лимитных заявок доступна для всех участников торгов. Маркет-мэйкеры могут выступать и в ка­честве брокеров, но только не по тем опционам, по которым они яв­ляются принципалами.

Заявки на покупку или продажу опционных контрактов поступа­ют на биржу таким же образом, как и заявки на покупку акций, т.е. по той же специальной системе связи.

В заявке указываются количество и виды контрактов, которые тре­буется купить или продать, и цена. В зависимости от последнего па­раметра заявка может быть рыночной или лимитной. Брокер, пред­ставляющий определенную компанию по ценным бумагам, выпол­няет приказ в торговом зале в соответствующей "яме" (pit), где осу­ществляется торговля опционами данного класса, заключая сделку ли­бо с другим брокером, либо с маркет-мэйкером.

Один контракт на акции дает право продать или купить 100 акций. Стандартизация также означает, что все контракты имеют определен­ные сроки истечения (expiration dates). Контракты истекают в 23 ч 59 мин в субботу, следующую за 3-й пятницей месяца истечения кон­тракта (expiration month). Существуют 3 специальных цикла (январ­ский, февральский и мартовский), в каждом из которых 4 мес, и в данный момент времени инвестор может приобрести контракты, действие которых заканчивается только в определенные месяцы. Су­ществуют и стандартные правила изменения цены реализации. Так, при рыночной цене акции свыше 30 долл. минимальный шаг состав­ляет 5 долл., 1 контракт заключается на 100 акций и т. д.

Все расчеты осуществляются через клиринговую организацию — Опционную клиринговую корпорацию — ОКК (Options Clearing Corpora­tion), обслуживающую все биржи, на которых ведется торговля опци­онными контрактами.

Особую популярность приобрели опционы на биржевые индексы. Впервые они появились на Чикагской бирже опционов в 1983 г., а ныне заняли 1-е место среди всех опционных контрактов. Самый распро­страненный опционный контракт — на индекс "Стандард энд Пурз 100" (см. 2.2.5). Один пункт индекса условно равен 100 долл.

Второй крупнейший рынок опционов — Американская фондовая биржа, на которую приходится примерно 1/3 всех опционов на акции.

Основной центр торговли валютными опционами — Филадельфий­ская фондовая биржа.


5. ФЬЮЧЕРСНЫЕ БИРЖИ

Первые фьючерсные контракты появились в США в середине XIX в. Нат крупнейшей товарной бирже — в Чикагской торговой пала­те (Chicago Board of Trade). Сначала это были контракты на пшеницу, потом на другие зерновые культуры. В 20-е гг. появился важнейший элемент фьючерсной торговли — клиринговая палата, и тогда же пол­ностью сформировался современный механизм фьючерсной торговли.

Фундаментальные изменения на рынке фьючерсов произошли в 70-е гг. и были связаны с появлением финансовых фьючерсов. В 1972 г. на Чикагской товарной бирже (Chicago Mercantile Exchange) появился фьючерсный контракт на валюту, затем в Чикагской торговой палате — на казначейские векселя, процентные ставки, а в 1982 г. — на биржевые индексы. В настоящее время объем торговли финансо­выми фьючерсами намного превосходит объем торговли товарными фьючерсами.

Основная биржа финансовых фьючерсов — Чикагская торговая па­лата, специализирующаяся на фьючерсах на казначейские облигации. Второй крупнейший рынок фьючерсов США — Чикагская товарная биржа, специализирующаяся на фьючерсах на фондовые индексы, процентные ставки и иностранную валюту (торговля ведется на до­черних биржах — Index and Option Market u International Monetary Markef). Торговля фьючерсами на биржевые индексы и казначейские об­лигации ведется и на НФБ через ее дочернюю компанию Financial In­struments Exchange.

6. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В США еще с 30-х гг. сложилась двухуровневая система регулиро­вания рынка ценных бумаг: 1-й уровень — это органы государствен­ного регулирования, прежде всего КЦББ и специальные органы ре­гулирования в штатах; 2-й уровень — саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых в США относятся в первую очередь фондовые биржи и Националь­ная ассоциация фондовых дилеров — NASD.

ИЗ ИСТОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Вплоть до начала XX в. регулирование рынка ценных бумаг США со стороны государственных органов отсутствовало. Для фондового рынка было характерно манипулирование ценами, которое в настоя­щее время повсеместно признано противозаконным: фиктивные опе­рации (wash sales) — одновременная покупка и продажа ценной бума­ги для создания видимости активности на рынке — и сделки по договоренности (matched orders) — совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу.

Чрезвычайно широкое распространение имели корнеры (cor­ners) — концентрация акций у определенной группы торговцев, что давало им возможность диктовать свои цены. Известный финансист Генри Клюз, характеризуя период после войны 1861 — 1865 гг., отме­чал, что все крупные состояния Америки сделаны корнерами.

Очень активно использовалась и практика продаж без покрытия ("коротких" продаж — short selling), к которой прибегают игроки на понижение ("медведи") и заключающаяся в том, что спекулянт про­дает ценные бумаги, не имея их в настоящий момент времени, на срок, обязуясь поставить их через некоторое время.

"Короткие продажи" способны серьезно дестабилизировать ры­нок, поэтому в Голландии еще в начале XVII в. пытались ограничить их количество. В Великобритании в XVIII в. в парламент представ­лялся законопроект об их запрете, тем не менее эта практика повсе­местно процветала. Только в 30-е гг. XX в. были приняты достаточно жесткие соответствующие правила.

Рынок ценных бумаг контролировался исключительно саморегулируемыми организациями профессионалов фондового рынка, а са­мо регулирование предназначалось для поддержания честных правил игры между профессиональными участниками.

Тем не менее уже к началу XX в. многочисленные аферы и махи­нации на фондовом рынке вызвали необходимость решать вопрос о государственном регулировании. В некоторых штатах во 2-м десяти­летии были приняты законы, направленные на защиту инвесто­ров, — так называемые законы синего неба (blue-sky laws). Такое назва­ние законов обусловливалось тем, что они предназначались для за­щиты инвесторов от недобросовестных дилеров, готовых продать ка­кие угодно акции, в том числе "на чистое небо". Первый закон о цен­ных бумагах был принят "для защиты аграрного Запада от денежного Востока" в 1911 г. в штате Канзас. К 1913 г. аналогичные законы дей­ствовали еще в 22 штатах.

Однако в общенациональном масштабе какое-либо регулирование отсутствовало, и все попытки его введения (подобно рекомендациям Комиссии Паджо (Pujo) 1912 г.) встречали резкое сопротивление Уолл Стрит.

После первой мировой войны фиктивный капитал США возрастал быстрыми темпами, что в значительной степени было связано с вы­пуском ничем не обеспеченных акций. Кроме того, имели место чи­сто спекулятивные действия и махинации профессионалов: тайный сговор при покупке-продаже ценных бумаг, "утечка" информации о тех или иных бумагах и т.п. Манипулирование ценами достигло не­ виданных прежде масштабов.

В 20-е гг. широкое распространение получило манипулирование ценами на коллективной основе — пулами. Только в 1929 г. 107 выпу­сков акций на НФБ, по крайней мере, 1 раз подвергалось манипуля­циям пулами. При этом в манипуляциях были заинтересованы сами члены биржи. Совершенно легальной практикой тогда считалось при­глашать директоров корпораций (инсайдеров) для участия в пулах — естественно, при этом страдали интересы простых акционеров.

По некоторым оценкам, в 20-е гг. 20 млн. инвесторов участвовали в игре на рынке ценных бумаг. Стоимость выпущенных ценных бумаг составила 50 млрд. долл.; из них половина оказалась ничем не обес­печенной. Огромных масштабов достигла покупка ценных бумаг в кре­дит (маржевые сделки) — 40% всех инвесторов покупали акции в кре­дит под очень незначительное маржевое обеспечение.

Широко распространена была практика создания финансовых пи­рамид, когда успех в привлечении акционеров достигался за счет их прямого обмана и фальсификации финансовой отчетности. Дивиден­ды выплачивались не за счет прибыли, а за счет капитала, получен­ного в результате очередной эмиссии. Наиболее известный пример финансовой пирамиды 20-х гг. — шведская компания по производ­ству спичек "Крюгер энд Толл". Ивар Крюгер (Ivar Kreugar) создал многомиллиардную транснациональную компанию, чьи акции, вы­пускавшиеся небольшим номиналом и приносившие высокий диви­денд (20%), были в определенный период времени наиболее массо­вой ценной бумагой, в том числе и в США. Пирамида в конце концов, естественно, рухнула, компания обанкротилась, а "спичечный король" покончил жизнь самоубийством. В день смерти Крюгера акции его компании стоили 5 долл., а через несколько недель они продавались по 5 центов.