Смекни!
smekni.com

Труд как средство эстетического воспитания (стр. 1 из 5)

Оглавление

§ 1. Формирование эстетической культуры личности

1.1 Понятие эстетической культуры, его цели и задачи

1.2 Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи

1.3 Труд как средство эстетического воспитания

§ 2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани

2.1 Основные текстильные материалы

2.2 Обработка горячими инструментами

§ 3. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления цветов

3.1 Нагреваемые металлические инструменты

3.2 Прикладные материалы

3.3 Символика цвета

Список литературы


§ 1. Формирование эстетической культуры личности

1.1Понятие эстетической культуры, его цели и задачи

Эстетическая культура – важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. (1, с. 224).

Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.. термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад).

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. (1, с.225). Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции:

- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;

- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. (1, с. 226).

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть услвоие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе – сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности». (5, с.363).

1.2Сущность эстетического воспитания, его содержание,цели и задачи

Как и любая деятельность – эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели.

Ближайшая цель эстетического воспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Правильное эстетическое отношение к явлениям действительности означает: любовь и интерес к природе, искусству, развитие способности как в области эстетического восприятия и суждения, так и овладении умениями отдельных видов искусства (пение, рисование, чтение, танец и т.д.).

Конечная цель эстетического воспитания заключается в воспитании, обучении и подготовке всесторонне развитого и всесторонне подготовленного человека.

Определяют следующие задачи эстетического воспитания:

Во-первых, формирование эстетической культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания, которое выступает как важная составная часть воспитания. В ней подразумевается передача подрастающему поколению всего накопленного человеком опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких интересов, потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.

Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитие способностей эстетического воспитания таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это – задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром. В-третьих задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетически творческих способностей. Главное состоит в том, чтобы воспитывать, развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетических ценностей, которые позволяют ему не только наслаждаться красотой мир, но и преобразовывать его по законам красоты.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

1.3 Труд как средство эстетического воспитания

Труд – одна из определяющих характеристик человеческого существования в мире. Человек – субъект труда, но с другой стороны, история человека есть история его становления трудом.

Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда, как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического воспитания и развития личности. (4, с.117).

В сфере трудового воспитания открываются поистине безграничные возможности формирования широкого спектра эстетических способностей личности.

Эстетический аспект труда связан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, с субъективным переживанием творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстным наслаждением результатами трудовой деятельности. Современное производство с его акцентом на интеллектуализацию и гуманизацию трудового процесса востребует в значительно большей степени работников с высоко развитой эстетической культурой, обладающих способностью к чувственно-эстетическому восприятию трудовых операций, соображением и интуицией, повышенным чувством гармоничности дисгармоничности. Именно эти способности работников выступают сегодня как важнейшие факторы результативности и успешности трудовой деятельности. (1, с. 226).

Возможности эстетического формирования личности в труде уникальны:

- в труде человек выступает в сложной совокупности социально-психологических характеристик, и потому эстетическое воспитании труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживанием целесообразности как красоты и красоты как целесообразности;

- эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной исторически обусловленной и исторически переходящей разорванности красоты и утилитарности;

- в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту, причем в сфере осуществления ему присущи способности и умения: здесь каждый может найти возможности для реализации собственных творческих способностей.

В процессе труда человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Чувство прекрасного возникло в процессе трудовой деятельности человека. В труде человек получает наслаждение от результата творческих, физических и умственных усилий от совершенства форм и содержания предметов своей деятельности, от преобразования им самим окружающего мира. В результатах труда человек как бы создает самого себя в созданном им же мире, а это уже эстетическое отношение, ибо суть его – гармонизация человека и среды, запечатление и переживание мира в себе и себя в мире. И напротив, отсутствие в труде положительных эстетических эмоций свидетельствует о его безразличности, отчужденности. Так, развитие человеческого труда и эстетическое становление личности – процесс взаимосвязанный.