Смекни!
smekni.com

Устная речь (стр. 1 из 3)

I. Проблема происхождения устной речи.

1. Объективная сложность проблемы; источники материала для её решения.

Психолингвистика изучает, каким образом на основе определённых закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. В психологии и философии проблему речи обычно ставят в контексте: мышление и речь. Антропология рассматривает вопрос возникновения речи в свете развития эволюции человека (процесс усовершенствования речевого аппарата, процесс развития головного мозга). Физиология изучает вопрос о восприятии и порождении речи человеком (теория Павлова). Что же касается специалистов в области языковой психологии, то их больше интересует, каким образом человек более или менее эффективно общается на своём языке.

Общение – очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией – со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой – со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров и т. д.; этнографией – со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядового; даже врачи-психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодаления.


2. Многообразие гипотез происхождения языка.

1. Логосическая теория (от греческого LOGOS – понятие, разум, мысль).

В легендах обозначились две точки зрения на происхождение языка.

Язык не от человека. Язык от человека.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Уже в средневековье появилась другая формулировка: «Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов» (Григорий Нисский, IVв. н.э.). Позже Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность человеческого духа. Взятые в совокупности концепции о возникновении языка как развитии духа настолько глубоки и серьёзны, что XXI век со своими новыми данными возвращается к ним, наполняя их современным содержанием.

2. Теория звукоподражания (Платон, стоики, Лейбниц(1646-1716), Уитней).

Данная теория заключается в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно.

Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов (ку-ку, кукушка, куковать) больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы подражать звукам, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

3. Теория междометий (эпикурейцы, В. Гумбольдт, Я. Гримм, Ж-Ж Руссо).

Теория заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда потом произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Данная теория также предполагает наличие «человека без языка», который пришёл к языку через страсти и эмоции.

4. Теория «трудовых навыков» (Л. Нуаре(1829-1889), К. Бюхер(1847-1930)).

Возникла в 19в. и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя. Т.к. они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.


5. Теория социального договора (Демокрит, П.Мопертюи (1698-1759), Э.Кондильяк (1715-1790), А.Смит (1723-1790)).

Адам Смит провозгласил её первой возможностью образования языка. У Ж.-Ж. Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств; и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности». В этих рассуждения зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не даёт, т.к. прежде всего для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык на котором «договариваются». Данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

Вывод: Проблема всех изложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берётся изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов, т.е. игнорируют язык, как общественное явление.


6. Современный взгляд на проблему происхождения языка: язык как продукт общественного развития. Множественность факторов, определивших происхождение языка (биологические, психофизиологические и социальные).

Мысль о том, что язык не биологическое организм, а общественное явление, высказывалась ранее у представителей «социальных школ» как под флагом идеализма (Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейне), так и под флагом материализма (Л. Нуаре, Н.Я. Марр). Общее у языка с другими общественными состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

В середине 19в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Фактически возникновение и развитие языка в натуралистической концепции связывалось с возникновением и развитием жизни. Решение этого вопроса в современной науке не имеет общепринятой трактовки и находится в области предположений и гипотез.

Конкретный язык не передаётся по наследству, и на генетическом уровне не предопределено, каким именно языком будет пользоваться человек. Ребёнок начинает говорить на том языке, какому его обучают. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Этот биологический фактор заложен в самой структуре генетического кода, независимой от её реализации в конкретном человеке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы – речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему – под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определённых условиях – при наличии языкового окружения, социума.

Вместе с тем ребёнок может расти и воспитываться в обществе, но если он родился глухонемым, то общество не в состоянии обучить его порождению и восприятию звучащей речи, т.к. у него отсутствует соответствующий физиологический механизм.

Сформировавшийся у взрослого человека язык имеет свой физиологический аналог в виде нейронных сетей мозга и физиологических структур, и реакций организма. Прежде чем звук воплотится в мысль, а мысль в звук, протекают определённые биофизические и биохимические реакции. При нарушениях деятельности физиологического механизма, у человека могут возникать различного рода речевые расстройства вплоть до потери речи вообще. По своему физиологическому и психологическому механизму возникновение речи является результатом прочной фиксации в мозгу условно рефлекторной связи или ассоциации между определённым звуком, который человек слышал и произносил, мускульным движением речевых органов, образом предмета, который вызывал данную звуковую реакцию, и, наконец, впечатлением от тех последствий, которыми сопровождался данный звук.

Социальное в языке проявляется не только в том, что он не передаётся по наследству, а усваивается ребёнком под влиянием окружающих – в зависимости от того, на каком языке они говорят, какому языку ребёнка учат.

Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, её тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. Данные способности могут быть развиты обучением и воспитанием, т.е. социальными действиями.

На индивидуальном языке всегда лежит налёт социальности, т.к., с одной стороны, индивидуальный язык не изобретается заново, а берётся в готовом виде, впитавшем в себя тысячелетний социальный опыт предшествующих поколений. С другой стороны, на формирование индивидуального языка оказывает влияние социальный статус его носителя – семья, языковое окружение, место проживания, образование, профессия.

Вывод: по своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психического, общественного и индивидуального.