Смекни!
smekni.com

Фольклорные занятия в воспитании (стр. 6 из 11)

После этого педагог рассказывает о самом празднике – Крещении Господнем. В этот день, по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня – водосвятие (освещение воды в проруби – иордани). Торжественный крестный ход, молебствие. Народ верил: прорубь и место вокруг ее обладают чудесной силой. Славой венчали удальцов, кто купался в проруби. На Крещение устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около иордани, а парни выглядывали себе невест.

Разумеется, педагог может познакомить детей с разнообразными гаданиями, ведь Крещенский сочельник (18 января) – главный вечер святочных девичьих гаданий. Желательно рассмотреть иллюстрации на эту тему, послушать стихи А. С. Пушкина.

В заключении можно предложить ребятам послушать специальные гадальные (подблюдные) песни с характерным названием. Подблюдными они назывались потому, что во время гаданий неотъемлемым атрибутом было блюдо. Гадания с использованием подблюдных песен имели характер предсказаний, в которые глубоко верили. Поэтому песни заканчивались устойчивым припевом: «Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется, Слава!»

На Крещение святочные веселья заканчивались. Между тем к весне сделан первый шаг! Не случайно в народе говорят: «Январь – весне дедушка».

Занятие «Святочные вечерки» нацелено на закрепление и обобщение знаний детей о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях.

Педагог может начать занятие с вопросов: как в народе назвали месяц январь? Что вы знаете о Новом годе? Какие еще есть праздники в январе? Выслушав ответы детей, он обобщает и уточняет их.

Затем педагог сообщает, что наиболее популярной формой молодежного досуга на Святки были посиделки («игрища», «вечерки»). Молодежь собиралась по вечерам в какой-нибудь избе, водила хороводы, разыгрывала песенные сценки-инсценировки, сюда же приходили ряженые, смешили и пугали людей, на вечерках девушки гадали... Святочные вечерки играли немаловажную роль в семейной обрядности, ибо здесь зачастую и складывались будущие пары. Суть многочисленных святочных хороводов сводилась обычно к выбору невесты парнем, завершавшимся традиционным поцелуем: двое ходят, двое бродят, двое сойдутся, двое обоймутся, поцелуются... На святочных вечерках разыгрывались и сватовство, и женихание, и сами свадьбы, в которых парень «женился» на девушке.

Дети вместе с воспитателем заводят хоровод «Было у матушки 12 дочерей», играют в русскую народную игру «Княгини» да мы до вас пришли», вспоминают знакомые песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, импровизируют на народных музыкальных инструментах.

Важно отметить также, что на посиделках молодежь сочиняла сказки, предложить детям придумать свою сказку. Затем воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и в конце занятия присваивает звание «Лучший сказитель группы».

Задача занятия Русский перепляс – познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, обогащать музыкальный словарь на основе усвоения специальных терминов из области пластического искусства.

Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога, помогающего детям понять содержание, сюжет хоровода; настроение, характер движения. Например, хороводный шаг – гуляние по лугу, по поляне; топающий шаг – прогулка по первому снегу.

Важно, чтобы дети правильно, ритмично и красиво выполняли тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировали движением на смену частей или характера музыки.

На занятии разучиваются танцевальные элементы народных хороводов, плясок и кадрилей: «гармошечка», «козлик», «моталочка», «ковырялочка», «елочка», «разножка», а также отдельные построения: «шен», «шторки» и т. д. Эффективность выполнения того или иного движения достигается за счет понимания детьми характера движения. При этом очень важен выразительный и грамотный показ педагога. Он подводит детей к пониманию того, что «козлик», «ковырялочка», «разножка» выполняются весело, задорно, шутливо. Вся фигура танцора, мимика лица, движения рук и ног должны соответствовать данному характеру. А такие движения, как хороводный шаг, шаг с притопом, с припаданием – вписываются в хороводы напевного, протяжного, широкого танцевального характера. Поэтому их выполнение должно строиться на внутреннем сосредоточении, эмоционально-приподнятом настроении, характерном для русского традиционного танца.

Можно предложить мальчикам и девочкам поплясать поочередно под русскую народную мелодию. Педагог отмечает, что переплясы – своеобразные соревнования, веселые, увлекательные, эмоциональные, развивающие память, внимание, инициативу и фантазию детей. Победителем становится тот, кто исполнит больше плясовых движений, не повторяя действий товарищей. Для переплясов хорошо использовать все плясовые мелодии («Полянка», «Канава», «Я на горку шла», «По улице мостовой» и др.). В них могут показывать свои умения как отдельные дети, так и пары, подгруппы девочек и мальчиков.

С целью активизации творчества детей желательно вводить творческие задания, побуждающие ребят к составлению композиции танца, к внесению нового танцевального рисунка, элементов выхода и перестроения. Коллектив детей может выполнять роль «корректора», направляющего как поведение, так и качество действий его членов. Это несомненно окажет положительное влияние, на личность и продуктивность ребенка, создаст общую эмоциональную атмосферу, в которой легче и естественнее будет протекать творческая деятельность ребенка.

Занятия 21-23. Встреча масленицы. Широкая масленица. Проводы зимы

Задача трех занятий, объединенных в блок «Честная масленица» –познакомить детей с одним из самых любимых праздников русского народа, с русскими народными играми, шутками, песнями; продолжать знакомить с народным календарем; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры. Конкретное содержание и форма занятий определяются педагогом.

Занятие «Встреча масленицы» можно начать рассказом педагога об очень древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощеный день. Педагог отмечает, что масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и боярыней-масленицей, госпожой масленицей. Наши предки разговаривали с ней как с живым существом, говорили ей такие слова: «Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Масленице пели и песни.

После этого желательно разучить масленичные песни: «Едет масленица», «Широкая масленица», «Маслена, маслена» и др. Эффективным в данном случае является «зеркальный» прием – «Пойте, как я!», способствующий не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Обязательно разучивать песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого петь уже с начала до конца.

Важно отметить также, что в эти дни угощали друг друга вкусными блинами. Блин – это символ солнца (такой же круглый), а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). О блинах сложено много поговорок: Без блинов не масленица, без пирогов не именины. Блин добро не один. Блин брюха не портит. На блины принято было звать гостей, самим ходить в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Дети разучивают русскую народную песню «Блины» в обр. А. Абрамского.

Педагог может сообщить детям, что на Масленицу молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила, кататься с гор, ездить на санях, кататься на тройках наперегонки, строить снежные крепости

и городки. Рассмотреть с детьми картину В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, веселыми песнями, озорными частушками. Музыкальный руководитель исполняет частушки, привлекает к этому воспитателя, детей.

В заключении педагог обращает внимание детей на то, что нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться. Можно зачитать несколько дразнилок, потом выбрать наиболее понравившиеся детям. Предложить поиграть, заранее разделившись на перекликающиеся пары.

Второе занятие по данной теме – «Широкая масленица» – можно начать с повторения сведений, полученных на предыдущей встрече. Ребята повторяют частушки, дразнилки, масленичные песни.

Переходя к знакомству с новым материалом, педагог подчеркнет, что в России на масленицу принято было делать чучело из соломы, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где в основном и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника чучело сжигали, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду; пепел разбрасывали по земле, чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что, имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.