Смекни!
smekni.com

Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте (стр. 1 из 8)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте

Курсовая работа

Орск 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1.1 Сущность понятия «культура речи»

1.2 Качества хорошей речи

1.3 Нормы речи

Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

2.1 Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших

в 1 класс

2.2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по

формированию культуры речи у первоклассников на уроках

обучения грамоте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства.

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.

Все мы знаем известную пословицу: «Человека встречают по одежде, а провожают по уму». Действительно, нас оценивают по тому, как мы думаем, говорим. Если вдуматься в эти слова, то получается, что по нашей речи наши собеседники делают вывод, о том, кто мы такие. Так происходит потому, что речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность.Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Речь человека — это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи. Это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте».

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры речи на уроках обучения грамоте?

Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования определить наиболее эффективные формы и методы формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

Объект исследования: процесс формирования культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте.

Предмет исследования: формы и методы процесса формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогической литературу по заданной теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «культура речи».

3. Описать формы проведения работы по формированию культуры речи на уроках обучения грамоте.

4. Выявить на основе опытно-экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

Гипотеза исследования: использование наиболее эффективных форм и методов процесса формирования культуры речи на уроках обучения грамоте способствуют ее повышению.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введенииобосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, объектно-предметная область исследования, гипотеза, осуществлён выбор методов исследования.

В первой главе «Проблема формирования культуры речи учащихся на уроках обучения грамоте» раскрывается понятие «культура речи»; рассматриваются качества и нормы речи.

Во второй главе «Методика формирования культуры речи учащихся на уроках обучения грамоте» представлены опытно-экспериментальное исследование, анализ его результатов.

В заключении изложены основные выводы по приведенному исследованию.

Общий объем курсовой работы составляет 53 страницы машинописного текста, в работе приведены таблицы.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1.1 Сущность понятия «культура речи»

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи?

Культура речи – это умение правильно говорить и писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Речь — это последовательность языковых знаков, организованная по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Такую последовательность создает говорящий, такую последовательность воспринимает и «расшифровывает», т. е. так или иначе понимает слушатель.

Речь — это внешняя, формальная сторона текста; она всегда имеет не только языковую структуру и ее организацию, но и выражаемый ею, по существу неязыковой (или внеязыковой) смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится. люди давно заметили хорошие и плохие стороны речи и давно делаются попытки объяснить их, в частности, прибегая к таким словам, как «точная», «правильная», «красивая»,«ясная», «доступная» и т. д.

Уже в Древней Греции и Риме развивалась культура родного слова. Римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были замечены и описаны сами эти качества, и среди них такие, как ясность, чистота, уместность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей,— для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — уместность. «Обладающая им речь согласуется должным образом и с говорящим, и со слушателями, и с темой (ведь в этом заключается уместность)».

Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов – мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах. Позже в различных странах, в том числе и в России, передовые общественные круги ревниво оберегали родной язык от порчи и искажения. Крепло сознание того, что речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться.

В России борьба за речевую культуру получила всестороннее развитие в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова, А.И. Куприна и М. Горького – в творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова. В их практической деятельности и теоретических высказываниях все яснее и отчетливее формировалось понимание многосторонней роли языка.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму.