Смекни!
smekni.com

Школьная математическая печать как средство развития творческих способностей школьников (стр. 5 из 5)

2. Сбор информации.

Далее школьники, согласуясь с поставленным планом и задачами, подбирают материал. Для этого они читают новые книги, решают нестандартные задачи, формируют красивое решение, разрабатывают и берут интервью у интересных людей, реализуют свои творческие проекты. Все это ведет к получению новой информации, процессам осознания, обработки, обобщения и абстрагирования полученных знаний, поиску других путей для достижения цели. В полной мере проявляется работа аппарата интеллектуального творчества.

3. Обсуждение информации.

На этом этапе опять же происходит работа в группе, наглядно проявляется коллективное творчество. Рассматриваются пути решения поставленных перед учениками задач. Педагог ставит вопросы: "Как вы считаете, правильно ли решена поставленная перед вашим товарищем задача?", "Как бы сделали вы?", "А каково прикладное значение доказанной теоремы (решенной задачи)?", "Можно ли было достигнуть поставленной цели другим путем?" и т.д. Школьники рассказывают, с какими трудностями они столкнулись, что нового узнали, в каких условиях происходила их работа над проектом.

Детей надо научить защищать свой проект, уметь отвечать на вопросы и уметь в свою очередь задавать сильные вопросы. Предложите детям игру в "да-нет-ку". Загадайте геометрическую фигуру (круг) и предложите детям отгадать ее. Отмечайте хорошие, сильные вопросы. Например, вопрос "Это квадрат?" - слабый вопрос, а вопрос "Имеет ли эта фигура углы?" - сильный вопрос, отсекающий целый класс фигур. Поощряйте сильные вопросы.

Предложите еще одну игру, которая называется "интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задаёт вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение предыдущего номера газеты, применение доказанной теоремы в жизни, как сделать школьные уроки математики интереснее?

Варианты игры:

1) воспитатель интервьюирует ребят,

2) дети берут интервью у воспитателя,

3) дети берут интервью у детей.

4. Доработка.

Основное значение этого этапа работы над газетой (журналом и т.д.) в том, чтобы отобрать все нужное и самое лучшее для газеты. Неточно, или не до конца решенные задачи или проекты после обсуждения отдаются на доработку. Учителем ставятся дополнительные задачи. Если нестандартная задача решена, нужно ее красиво оформить и т.д.

5. Создание печатного продукта.

На этом этапе в полной мере проявляется художественное творчество. Подобранные для газеты материалы набираются, идет их вставка в шаблон газеты, верстка, оформление. Ставится вопрос: "Как сделать газету более интересной?", "Что сделать, чтобы привлечь внимание основной массы учащихся к газете?" Школьники с помощью педагога решают поставленные перед собой задачи, вместе оформляя газету, внося последние штрихи.

2.4 Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты

Выше мы рассматривали творчество только при создании печатного продукта, но школьная математическая печать дает нам более широкое поле для развития творческих способностей у детей. Кроме всего прочего - это еще и творчество при использовании печатного продукта.

В математической газете, как мы уже говорили, должен содержаться определенный процент задач и занимательных, и более высокого уровня, нежели задачи на уроках математики. Можно организовать конкурс на самое интересное решение задач, поощрять тех, кто предложит лучшее решение.

Можно ввести рубрику "Из номера в номер". Педагог предлагает тему, начинает рассказ, в следующем номере кто-либо из школьников продолжает рассказ, в следующем номере кто-нибудь другой и т.д.

Например, педагог вводит тему "Геометрия Лобачевского в нашем мире". И начинает фантазировать на тему, реальна ли неевклидова геометрия в нашей жизни? К примеру, железнодорожные пути. Все знают, что они представляют собой две параллельные рельсы. Представьте, что расстояние между колесами поезда фиксировано и на местности проходит один рельс и точка, удаленная на расстояние, равное расстоянию между колесами поезда. Мы знаем из евклидовой геометрии, что через точку можно провести лишь одну прямую, параллельную данной, а представьте, что их может быть и две, и больше. Что произошло бы с движением поездов? Какие еще перемены произошли бы в нашей жизни? и др. В следующем номере кто-либо другой продолжает тему и так далее.

Можно устроить конкурс на лучшую статью, на самую интересную идею для заметки, поощрять ребят, которые заинтересуются этим.

Заключение

Учитывая задачи, поставленные перед данной работой можно подвести некоторые итоги. Нами были изучены психолого-педагогические и дидактические условия развития творческих способностей учащихся, в той мере, которая позволяет на достаточном уровне обосновать предложенные в данном проекте приёмы и методы работы с учениками. Была разработана методика использования школьной математической печати, как средства развития творческих способностей учащихся. Приведены этапы подготовки печатного продукта, и описание, как на каждом из них мы можем развивать творчество учащихся. Перспективным направлением над данной темой можно выбрать разработку конкретных занятий кружка математической школьной печати, с целью развития творческих способностей учащихся, их практическую реализацию, а также создание макетов математических печатных продуктов, в который необходимо включить: набор развивающих задач, олимпиадные задачи и элементы художественного творчества.

Библиографический список

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство Питер, 1999 - 386с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 320с.

3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Михаил Сизов", 2002. - 320с.