Смекни!
smekni.com

Значение педагогических идей С.Т. Шацкого для развития отечественной социальной педагогики (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ярославский Государственный Педагогический Университет имени К.Д.Ушинского

Курсовая работа по дисциплине:

«История социальной педагогики»

По теме:

«Значение педагогических идей С.Т.Шацкого для развития отечественной социальной педагогики»

Выполнила:

Студентка

заочного отделения

ФСУ ИПП ЯГПУ

Группа СП4-94А

Шифр СП-0256

Ерохина Екатерина Михайловна

Ярославль,2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Педагогический путь Шацкого

Трудовая колония «бодрая жизнь»

Педагогические принципы и нововведения Шацкого

Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого

Значение творчества Шацкого для советской педагогики

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Общественно-педагогическая деятельность С. Т. Шацкого, начавшаяся в 1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции представилась С. Т. Шацкому возможность широко развернуть с большим коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, по организации педагогических исследований и подготовке педагогов.

Общественный интерес к педагогической деятельности С. Т. Шацкого был всегда велик. Еще при жизни Шацкого были опубликованы его труды, в которых оформились итоги педагогических исканий: «Дети — работники будущего» (1908), «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915) и «Годы исканий» (1924).

После смерти С. Т. Шацкого был издан сборник его избранных педагогических произведений (1958), а в 1962—1965 гг. ближайшие сотрудники Шацкого — В. Н. Шацкая, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин при содействии И. А. Каирова подготовили к изданию Педагогические сочинения С. Т. Шацкого в четырех томах, куда вошли не только опубликованные труды, но и сохранившиеся стенограммы его докладов и выступлений, рукописи неопубликованных статей.

В славной когорте классиков советской педагогики, первых строителей новой школы мы видим яркую фигуру С. Т. Шацкого, 130-летие со дня рождения которого педагогическая общественность отметила в 2008 г.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ШАЦКОГО

Советская педагогика в своем развитии критически переработала наследие передовой русской и зарубежной педагогической мысли и рациональное в ней включила в свой арсенал педагогических средств.

Особую ценность для нас, естественно, представляет педагогическое наследие выдающихся деятелей советской школы и марксистско-ленинской педагогики, к которым принадлежит С. Т. Шацкий.

Нужно бережно хранить прогрессивные исторические традиции. Но бережно хранить наследство «вовсе не означает еще ограничиваться наследством» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 542). Его нужно развивать. В. И. Ленин подчеркивал важность передачи опыта старших поколений молодежи. Сегодня, работаянад претворением в жизнь решений XXV съезда партии о школе, нам следует обращаться: и к предшествующему опыту. В книге «Возрождение» Л. И. Брежнев справедливо отмечает: «Оглядываясь назад, вспоминая сделанное, мы обычно черпаем из этого опыта то, что годится сегодня и полезно на будущее» (Актуальные вопросы идеологической работы КПСС, ч. II, с. 509).

Это в полной мере может быть отнесено и к школе, и к педагогической науке. В каждой стороне деятельности высоко динамичной советской школы мы видим аккумулированный опыт пройденного пути социалистического и коммунистического строительства в области народного образования. Применительно к анализу школьной жизни и педагогики, в том числе и деятельности выдающихся педагогов, важно последовательно осуществлять принцип историзма, т.е. рассматривать всякое явление с точки зрения того, чем оно было, как развивалось и чем стало теперь.

Без малого тридцатилетний педагогический путь Шацкого начался на крутой волне революционного подъема 1905 г. с организации первых в России клубов для детей и подростков в рабочей окраине Москвы — Марьиной Роще. Весь свой талант, свои знания он целиком посвятил благородному делу воспитания молодого поколения. Если обратиться к такому замечательному произведению С. Т. Шацкого, как «Годы исканий», книге глубоко искренней и правдивой, то выбор такого жизненного пути не представляется случайным. Уничтожающая критика старой школы с ее схоластикой, бессмысленной зубрежкой, изощренной, системой наказаний, постоянно враждующими лагерями — учителей и их воспитанников — красной нитью проходит через всю книгу. Классическая гимназия 80-х гг., в которой учился Шацкий, была для ее воспитанников холодным, мертвым домом. «...Когда я учился,— вспоминал С. Т. Шацкий, —то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе» (наст, изд., т. 1, с. 41—42).

В системе педагогических взглядов С. Т. Шацкого, как они сложились до Октябрьской революции, ясно прослеживается их связь с демократическими идеями общественной мысли России середины XIX в., материалистическими взглядами таких выдающихся естествоиспытателей, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Огромное влияние на становление Шацкого как педагога имели работы П. Ф. Лесгафта, которого он считал «истинным создателем русской научной педагогики». Непосредственные контакты с К. А. Тимирязевым в Московском университете, с В. Р. Вильямсом, А. Ф. Фортунатовым в сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К, А. Тимирязева) также сыграли немалую роль в становлении мировоззрения Шацкого. Станислав Теофилович был человеком разносторонне эрудированным, и по мере того как он все глубже входил в педагогическое дело, рос и его интерес к педагогической литературе. Он критически переосмысливал наследие классиков западноевропейской педагогики, его живо интересовали взгляды и деятельность современных ему видных педагогов, опыт передовых учебно-воспитательных учреждений. Но он был далек от преклонения перед зарубежными авторитетами и пришел к выводу, что передовая педагогическая мысль России значительно выше того, что он видел в Европе.

Путь С. Т. Шацкого к марксизму-ленинизму был нелегким. До Октябрьской революции он причислял себя к радикальному мелкобуржуазному кругу российской интеллигенции, старательно подчеркивая свою непричастность к какой-либо политической партии. По убеждениям Шацкий был демократом, принципиальным противником самодержавия, его симпатии были на стороне революционных сил. Известно, что попытка Шацкого занять позицию «над схваткой» в политической борьбе, воздействовать на развитие общества путем культурно-просветительной работы в среде детей и населения, как и следовало ожидать, не увенчалась успехом. Вскоре жизнь преподнесла ему предметный урок, показавший, что культурно-педагогическая деятельность вне жизни, вне политики невозможна. Созданное С. Т. Шацким и А. У. Зеленко общество «Сетлемент» по проискам черносотенцев в 1908 г. было закрыто полицией. Возникшее позже общество «Детский труд и отдых» работало под постоянной угрозой полицейского вмешательства. Мечта Шацкого «вернуть детям детство» не могла быть осуществлена в условиях помещичье-капиталистической России. Она стала реальностью только после победы Великого Октября.

ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ «БОДРАЯ ЖИЗНЬ»

Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детского коллектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторский эксперимент и вместе с тем была своеобразным протестом против рутины и схоластики, господствовавших в официальной школе дореволюционной России.

В системе педагогических взглядов и педагогической деятельности СТ. Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по его млению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С. Т. Шацким на основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми: детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный период его педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т. Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленным на выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять. СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни...— игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни» (наст, изд., т. 2, с. 24).

Подготавливая в 1922 г. к третьему изданию книгу «Бодрая жизнь», С. Т. Шацкий снова размышлял об элементах детской жизни и подмечал существенную закономерность в их взаимосвязи. Он писал: «Наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитей существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и и конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области» (там же, т. 1, с. 127).