Смекни!
smekni.com

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития (стр. 7 из 9)

9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.

10. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству, – Вопросы психологии, -1998, №1.

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.

13. Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина», 2000.

14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

15. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве, – Вопросы психологии, 1997.

16. Соколова В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа, 2002.

17. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

18. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: Сборник. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000.

19. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие для специальных музыкальных учебных заведений/ Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма - 2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Лань,2000.

19. Хороводы, музыкальные игры: Описание с нотным приложением - СПб.: Композитор, 1997. (Дет. праздники).

20. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.

21. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

22. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В целом для анализа игр была предложена следующая схема:

Фамилия, имя, отчество и место работы педагога, заполнившего данную схему.

Анализ игр.

1. Название игры; название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткое описание игры.

2. Тип игры:

А) сюжетная, сопровождаемая программной музыкой;

Б) сюжетная, сопровождаемая песней;

В) несюжетная.

3. Программные умения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:

А) музыкальные;

Б) двигательные.

4. Общее развитие ребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитием художественно-творческих способностей:

А) способность воспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитием игры, оценить их;

Б) способность «перевоплотиться», «войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение – внести свою трактовку при передаче образа;

В) развитие познавательных способностей; проявление инициативы, находчивости, сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательных заданий»

Г) проявление правильного отношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, к элементам соревнования, к исполнению ролей;

Д) проявление воли, находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.

5. Развитие музыкальных способностей:

А) эмоциональная отзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это в движении;

Б) чувство ритма – способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.

6. Развитие художественного движения:

А) выразительность передачи образов и отдельных элементов движения;

Б) способность быстро переключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями музыкального произведения.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Найди свою пару

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, два красных, два оранжевых, два желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздаст флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Разложи игрушки

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по самостоятельно найденному основанию), самоконтроля.

Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком складываются игрушки: собачка, волчок, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. п. Если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.

Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком-то порядке выбранному детьми основанию («сейчас они лежат вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.

Положи куда надо

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации изображений предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами — кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красного, синего, желтого). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?» Правильный ответ одобряется, неправильный предлагается обдумать и исправить.

Ежики

Цель игры: та же, что и в предыдущей игре, но основание для классификации определяют сами дети.

Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображениями ежиков и зонтиков разных величин: двух больших и двух маленьких.

Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей — папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа-еж сказал: "Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь". "Побежали в лес, — предложила мама-ежиха. — Спрячемся под елкой". Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики».

После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.

Скажи слово с нужным звуком

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребенок должен назвать слово со звуком «а» («Шапка») и бросить мяч другому и т.д. Затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.

Одинаковое и разное

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию — дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка…

Ход игры: игру можно проводить по-разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят.

Ошибки разбираются совместно

Дай название

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображения (например, игрушки — мячик, матрешка, кукла, машинка).

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображения) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.

Отгадай загадку

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д.).

Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы разбираются.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3