Смекни!
smekni.com

Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахского этноса (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахского этноса

Екатеринбург, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Этнопсихологические особенности народа

2. Культура, казахский фольклор

3. Народная педагогика: пословицы и поговорки

4. История овладения грамотой

5. История педагогической мысли и просвещения Казахстана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней.

Казахстан — край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру.

На этой земле родился великий сын казахской степи, ученый-энциклопедист, Аристотель Востока Абу Наср аль-Фараби.

Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников.

Нашествия арабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнюю казахскую цивилизацию. Одна отрарская трагедия, героическая борьба жителей этого центра цивилизации казахской степи, напоминает о многом. В какой-то мере в этом эпизоде казахской истории есть своеобразная антология с известным подвигом Брестской крепости. Несмотря на варварское уничтожение, народ сохранил самобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации.

Удивительно и то, что изречения, философские толгау первого степного философа Асана Кайгы устно слово в слово передавались из поколения в поколение на протяжении пяти веков. Народ, культура которого не имеет прошлого, не имеет и будущего.

Цель работы – проследить этапы развития педагогической мысли и просвещения Казахстана с древних времен до наших дней.

В данной работе мы рассмотрим, что такое народная педагогика в системе педагогических наук, особенности воспитания в рамках Казахской культуры; традиции, привычки, быт, этнопсихологические особенности народа, а также затронем процесс интеграции с Российской культурой.

В рамках народной педагогики будут приведены пословицы и поговорки Казахского народа, выражающие его самобытность и особенности.


1. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДА

Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, слушая сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие дидактические произведения. Будучи всегда готовыми к кочевому передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало». Ее дополняла другая: «Если Есет на войне, то он наездник, а если Есет дома, то он сыровар». (4; с.37)

В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека была четко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения были известны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизнь способствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям. Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного рода. Однако проявлялись и личностные особенности человека, обусловленные социальными и биологическими факторами. Так, в пословицах и поговорках охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания.

Обратимся к воспитанию детей у киргизов. Все внимание родителей-киргизов направлено к тому, чтобы поддерживать телесную силу детей и скорее их поставить на ноги, а потом сообщить им несложное и простое правило нравственности и некоторые практические взгляды на жизнь и вещи, основанные на преданиях, обычаях и опытах.

Родители-киргизы считают воспитание своих сыновей совершенно законченным, если они физической силой владеют настолько, что могут бороться с природой и легко переносить невзгоды кочевого образа жизни, умеют хорошо ездить верхом, смотреть за скотом, знают его образ жизни, уважают родителей и старших, почитают своих предков, знают свое родословие и принятые обычаи и в случае надобности могут отражать нападение недругов.

Киргизки-девочки под присмотром своих матерей учатся ведению несложного киргизского хозяйства. От них требуется умение доить скот, готовить пищу, шить, ставить и разбирать юрту — и только.

Такое слишком простое и несложное воспитание вполне удовлетворяет потребности развития присущих человеческой природе способностей. Человек но своей природе способен развиваться и совершенствоваться. Поэтому воспитание человека — дело гораздо более сложное и серьезное, чем воспитание растений и животных. Оно требует не только опыта, знаний, любви к детям, но и специальной серьезной подготовки и даже искусства.

Как мы уже упоминали, в деле воспитания у киргизов обычаи, предания и личный опыт — суть главного воспитательного правила.

При достижении известного уровня гражданства и образованности обычаи и предания заменяются в воспитании и жизни различными правилами, тщательно проверенными в опыте и на практике. В применении к воспитанию эти правила имеют тройное назначение: одни развивают физическую силу, другие — религиозно-нравственные качества, третьи — умственно-познавательные способности детей.

Все три группы правил воспитания так согласованы между собой, что составляют как бы одно целое: взятые вместе, они преследуют одну общую цель — гармоническое, всестороннее воспитание всех сил и способностей человека. Поэтому воспитание делится на физическое, религиозно-нравственное и умственное. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды». (11; с.74)

Юноша-казах должен отлично владеть луком и ружьем, всегда быть в седле, отказаться от домашнего уюта, тепла и покоя, забыть вкус свежего мяса, приятного кумыса («Не изведав голод, жажду и зной, не сдружившись в пути с ненастьем и нуждой, не познав долготы бессонных ночей, не достигнет успеха в деле герой»). Смысл жизни — стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность — виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание — положительные качества человека. Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз-жырау (XVI в.) и Жиембет-жырау (XVII в.).

Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. («Чистейшее, цепы безмерной слово во глубине души лежит, чистейшее, безмерной мысли слово выносит горе с глубины, со дна»). Неумение мыслить и говорить — одна из причин несчастья человека («Доброе слово, которое мы не успели сказать,— несчастье»), человек не может предвидеть все в жизни окружающих людей («Дурного человека избегай; доброго душой не осуждай»). Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына (1748—1814) подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков — священная обязанность каждого казаха. Человек должен знать свои недостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей — главное в воспитании. Знание — бесценное сокровище, все лучшее в жизни — от него. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье — основное богатство человека. Бухар-жырау сравнивал старость с безлюдной пустыней, уподобляя ее высокому обрыву, бездонному миру, пучине. Старость — возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требует уважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами его труда. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему»). Активность, приподнятость настроения, энергия, жажда знаний — характерные особенности молодых.