Смекни!
smekni.com

Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева (стр. 1 из 16)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

Изучения эпических произведений малой формы в 5 – 9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева

Выпускная квалификационная работа

(Дипломная работа)

Выполнила:

студентка 5-го курса ОЗО

Орябинская Ирина Валентиновна

Барнаул

2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности изучения эпических произведений малых жанров в курсе 5 -9 классов

1.1 Специфика эпоса как литературного рода

1.2 Изучение художественного произведения с учетом своеобразие его рода и жанра

1.3 Анализ школьных программ

1.4 Анализ учебника по литературе для 5 класса(Т.Ф. Курдюмова,2004)

Глава 2. Общая характеристика творческого пути писателя

Глава 3.Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5-9 классах.

Заключение

Список литературы


Введение

Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место.

Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.

Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.

Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, Н.А. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, О.А. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, Н.Н. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьника в процессе обучения на уроках литературы. Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определены как важнейшие проблемы школьного урока литературы.

Потребность в развивающем характере обучения актуальна в решении проблем по подготовке грамотного читателя, способного общаться с художественными произведениями разных литературных родов и жанров.

Воспитание читательской культуры рассматривается ведущими методистами (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, Т.В.Чирковская, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и другие).

Предмет исследования - методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 – 9 классах, способствующая литературному развитию учащихся.

Объект исследования - процесс изучения эпических произведений малой формы на уроках литературы в 5 - 9 классах.

Цель нашей работы: исследовать и внедрить в практику методические способы изучения эпических произведений малой формы в 5 – 9 классах на примере рассказов В.П.Астафьева "Васюткино озеро" в 5 классе, "Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе.

Цель работы определила следующие задачи исследования:

- познакомиться с методической литературой;

- разработать методику изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 9 классах;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики в процессе реализации на практике, разработанной нами системы уроков по изучению произведений В.П. Астафьева в 5 - 9 классах.

Методологической основой исследования являются положения разных литературоведческих школ о личности и творчестве писателя (Ш.О. Сент — Бёв, И. Тэн, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.Ф. Переверзев), исследования по теории художественного восприятия (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, П.М. Якобсон), работы о принципах исследования творчества писателя (М.М. Бахтин, Д.Д. Благой, А.И. Белецкий, М.Б. Храпченко, Н.Н. Кушаев, Л.И. Сараскина, Л.Е. Стрельцова), труды по методике преподавания литературы (Ц.П. Балталон, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Я.А. Роткович, Г.И. Беленький, О.Ю.Богданова, И.С. Збарский, И.Е. Каплан, М.Г. Качурин, Е.Н. Колокольцев, Е.В. Квятковский, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская и др.).

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективное освоение художественного мира писателя в контексте общественной жизни и культуры России возможно, если:

- будут выделяться нравственные «концентры» при знакомстве с творчеством В.П. Астафьева, актуальные для осознания учащимися на разных этапах литературного образования: «человек и природа», «любовь к малой родине», «семья в жизни человека», «человек на войне»;

- будет продумываться отбор произведений для изучения и внеклассного чтения с учётом возрастных особенностей школьников, их читательских интересов;

- будут разрабатываться активные формы, пути и средства обучения, повышающие образовательный уровень учащихся и способствующие нравственному воспитанию школьников;

- если, начиная с 5 класса организуется постижение теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (образ автора, рассказчик, повествователь, способы выражения авторской позиции).

Научная новизна;

1. Теоретически обоснована и разработана методика системного изучения жизни и творчества В.П. Астафьева в 5 —9 классах, учитывающая возрастные и психологические особенности школьников;

2. Разработаны и апробированы приёмы постижения теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (выделение авторских ремарок, нахождение прямой и косвенной оценки автора, понимание роли портрета, речевой характеристики героев и пейзажа как способов выражения авторского отношения, различение понятий «автор», «повествователь», «рассказчик»);

3. Определены и экспериментально проверены активные формы работы, способствующие эффективному восприятию произведений В.П. Астафьева и нравственному воспитанию школьников (ролевая игра, творческая мастерская, семинар, элементы диспута).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложена теоретически обоснованная методика изучения творчества В.П. Астафьева в 5 - 9 классах, учитывающая художественное своеобразие произведений писателя и особенности читательского восприятия на разных этапах литературного образования;

- разработаны формы и приёмы учебной деятельности, усиливающие интерес к творчеству и личности писателя, способствующие развитию читательских умений школьников и их творческого потенциала.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

экспериментально проверена и внедрена в практику методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 – 9 классах, разработаны уроки по изучению рассказов В.П. Астафьева "Васюткино озеро" в 5 классе, "Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе.

Апробация работы, результаты исследования докладывались на методическом объединении и практическом занятии по методике литературы.

Структура работы традиционна: введение, основная часть, заключение и список литературы.


ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ЖАНРОВ В КУРСЕ 5 -9 КЛАССОВ

1.1 Специфика эпоса Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие - об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.Большое место в школьной программе занимают прозаические произведения и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится.Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений.Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам.Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом — сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении—это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности.Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу. Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях; составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному материалу.Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. Анализировать произведение — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное — выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Однако живописная полнота и многокрасочность эпоса, конечно, существенно отличается от как бы одноцветного рисунка драмы. В драме схватывается центральное, основное устремление человеческого характера.Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении.Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотражениях, сцеплениях единичного с общим. Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения. Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение; тем не менее именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, «заставляя» его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях. При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста (если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика). Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование. Видимо, любой отрывок эпического текста в форме повествования от третьего лица способен выявить закономерные именно для эпоса способы художественного освоения жизни, отличающие его от драмы. В эпических жанрах имеет значение прежде всего противопоставление жанров по их объему. Сложившаяся литературоведческая традиция выделяет здесь жанры большого (роман, эпопея), среднего (повесть) и малого (рассказ) объема.Но вот различение большого и малого объема представляется существенным и, прежде всего, для анализа малого жанра — рассказа. Малый объем рассказа диктует свое образные принципы поэтики, конкретные художественные приемы. Прежде всего, это отражается на свойствах литературной изобразительности. Для рассказа в высшей степени характерен «режим экономии», в нем не может быть длинных описаний, поэтому для него; характерны не детали-подробности, а детали-символы, особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такая деталь приобретает повышенную выразительность и, как правило, обращается к творческой фантазии читателя, предполагает сотворчество, домысливание.В композиции рассказа, как и любой малой формы, очень важно концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала. Примечательны и те концовки, которые не разрешают конфликта, а лишь демонстрируют его неразрешимость; так называемые «открытые» финалы.1.2. Изучение художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учётом своеобразия его рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.