регистрация / вход

Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству

Основные принципы построения обучающих программ по декоративно-прикладному творчеству. Статус народного художественного творчества. Диалектико-материалистическое изучение фольклора. Возникновение педагогики народного художественного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА НХТ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

1.1 Педагогика НХТ как наука

1.2 Значение педагогики НХТ

1.3 Условия планирования обучающих программ по НХТ

ГЛАВА II. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ НХТ

2.1 Специфика построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству

2.2 Принципы построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству

2.3 Пример построения обучающей программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Возникновению педагогики НХТ предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление фольклора - мифологическая школа (братья В. и Я.Гримм). В 19 - начале 20 вв. основными направлениями мирового фольклора были: миграционная теория (теория заимствований - Т.Бенфей), антропологическая школа («самозарождения сюжетов теория» - Э.Б.Тайлор), этнопсихологическая школа (В.Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К.Круны). Крупнейшие представители фольклористики в России: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, П.В.Киреевский, А.Н.Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в так называемую историческую школу (В.Ф.Миллер). Идеалистические тенденции в фольклористике 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах западно-европейской и американской фольклористики. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой фольклористики оказался структурализм (К.Леви-Строс) [19, с 2].

Диалектико-материалистическое изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П.Лафаргом, Ф.Мерингом, А Грамши, Г.В.Плехановым, А.В.Луначарским, М.Горьким, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников - М.К.Азадовский, В.М.Жирмунский, К.В.Квитка, Б.В.Асафьев, В.Я.Пропп, Б.М. и Ю.М.Соколовы.

Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культура воспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческих созидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народ несет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, который накапливается веками[5, с. 36].

В современном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствах педагогика имеет возможность решать вопрос об изучении и использовании культурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных систем народных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт воспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которые способствуют обогащению мировой педагогической мысли.

Статус народного художественного творчества, представление о его состоянии, путях сохранения и развития всегда находится в числе актуальных задач общества. Одной из основных задач народного художественного творчества является воспитание личности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себя богатейший опыт, накопленный прошлыми поколениями.

Существенное значение для педагогического проектирования в народном художественном творчестве имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования, создает предпосылки для разработки новых направлений в решении современных педагогических задач, что отражено в исследованиях Б.Г.Ананьева, Р.Асадуллина, Б.М.Бим-Бад, М.Я.Боброва, А.А.Вербицкого, Л.В.Занкова, А.П.Леднева, В.А.Сластенина, П.И.Пидкасистого.

Объект исследования – педагогика народного художественного творчества.

Предмет исследования – принципы построения обучающих программ по НХТ

Цель работы – выявит основные принципы построения обучающих программ по декоративно прикладному творчеству; изучить примеры построения обучающих программ по НХТ.

Задачи работы:

- провести анализ и обобщение источников по теме исследования;

- определить специфику педагогики НХТ;

- выделить основные тенденции и факторы развития педагогики НХТ на современном этапе.

Методы исследования – анализ и обобщение источников по проблеме исследования.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА НХТ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

1.1 Педагогика НХТ как наука

Педагогика НХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественного творчества и как методологической основы, и как содержательной базы реализации разрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур являются определяющими.

Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития[12, с. 134]. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная культура выступала как синкретичная, соединяющая в единое целое всю совокупность материально-духовных связей человека с окружающим миром и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной и предметно-практической деятельности. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью.

По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память была заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание давало не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывало простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества[12, с. 138].

Не менее важен и содержательный пласт народной культуры, опирающийся на многовековые традиции практического преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры и языка конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и самобытностью. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.

1.2 Значение педагогики НХТ

Одним из реальных путей осуществления массового художественного воспитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синкретизма. Неоценимую помощь в его внедрении могли бы оказать местные фольклорные коллективы: базой же его действия могут стать детские сады и младшие классы общеобразовательных школ. Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание дошкольников и младших школьников по возможности должны включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна стать, как и в народной культуре, художественно-творческая деятельность, реализующая интересы и способности каждого её участника.

Поэтому деятельностные формы постижения основ народной культуры следует внедрять не только в работе школ. Важно, чтобы с их помощью был образован фундаментальный пласт содержания обучения в специализированных школах - музыкальных, художественных, школах искусств. Здесь необходимо отказаться от односторонней ориентации на унифицированное изучение только академического искусства - активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной художественной культуре с учетом, разумеется, её местных, национально-этнических особенностей[18, с. 358].

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря ним в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

1.3 Условия планирования обучающих программ по НХТ

О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.

Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.

Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения» с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня[3, с. 87]. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом - механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.

Проблемные ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким «фондом развития», обеспечивающим процесс взросления.

Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение»; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства [24, с. 67].

Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух учеников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение. В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников, учитель, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник [7, с. 95]. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен.

ГЛАВА II. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ НХТ

2.1 Специфика построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей [2, с. 54].

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства [19, с. 173]. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Описываемые нами программы показывают развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программы построены на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д..

Отличительная особенность данных программ состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.

Программы знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

2.2 Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

В I–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки - берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей [29, с. 245].

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы [11, с. 93]. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников.

Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.

V класс (начальный период подросткового возраста) — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

Изучая в I классе тему «Памятники архитектуры — наследие предков», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений [11, с 120].

В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративном панно).

В V классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы. В образном строе избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трех сфер — небесной, земной и подземно-подводной), дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

Таким образом, только на этом примере видно поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.

Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства [15, с. 62]. Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.

Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...[4, с. 148]» .

В V классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания

При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — утилитарно-бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.

Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы [4, с. 201]».

«Человек — вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево[6]». Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трехчастной структуре древа жизни (модификации мирового древа), четко просматривается в трехчастности народного жилища. Эта трехчастность выявляется во всем богатстве декора избы, в трехчастной, например, форме наличника светличного окна в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма и других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир.

Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества [2, с. 15]».

Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале.

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.

Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала — освоением его декоративно-пластических возможностей.

В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале школьники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, осознание того, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета [16, с. 286]», т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументированно отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Эта задача решается более успешно, когда каждый ученик ведет «Словарь терминов». Необходимо избегать специального заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Если педагог стремится включать в свою речь новые слова, термины, при этом неоднократно повторяя их, то они усваиваются учащимися, входя в их речевой обиход, постепенно расширяя их словарный запас. Для лучшего запоминания новые слова записываются на доске или на отдельном листе бумаги, а затем переносятся детьми в тетрадь.

В V классе большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

· декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

· содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

· оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах : это уроки; факультативные, кружковые занятия; посещение музеев, выставочных залов; поисковая деятельность школьников.

Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

Учитель помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

Уроки декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

2.3 Пример построения обучающей программы

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

- все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);

- основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;

- технику прорезной бересты;

- изготовление предметов быта из бересты;

- традиционное лоскутное шитье;

- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;

- особенности народной вышивки;

- символику и обереговое значение вышивки.

Освоить:

- приемы и технику выполнения русских узоров;

- технику плетения бисером;

- технику изготовления игрушек из соломки.

Приобрести:

- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);

- умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:

- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;

- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;

- формирование представлений о красоте и гармонии;

- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;

- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;

- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;

- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;

- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.

Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем и «княгиней»[2, с. 72]».

Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.

Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.

Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения на уроках изобразительного искусства.

Виды учебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественной культурой.

Для формирования у детей способности глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного и народного искусства можно использовать разнообразные виды учебно-воспитательной работы: сочинения (устные и письменные), анкеты, тематические и музыкальные утренники, экскурсии.

Небольшие сочинения, в которых учащиеся излагают свои знания, выражают отношение к произведениям народного творчества, могут быть заданы на разные темы. Например, в III классе учителя успешно проводят сочинения на тему: «Что я знаю о Хохломе?» Такой вид письменной работы помогает учителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущих художественных народных промыслов. Сочинение может быть посвящено одному художественному предмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету, рассказал. Что и как он видит в произведении.

В отличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Доступными для учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-то дать определение. Например, «Перечисли предметы, которые могут быть украшены узором. Назови город, село, которые прославились своими художественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм» и т. д.

Содержание вопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этой целью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит среди различных деревянных матрешек семеновскую.

В зависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.

Анкеты, как и сочинение, - виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны с оформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русским народным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут стать подлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устном народном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находит яркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образов народной песни. «Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево «выносит», словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит, что не итальянские это фиоритуры…, а также отражение действительности, но иной, и ход иной поступью.… И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познав упорный труд [2, с. 160]».

Учитель для представления сказки, песни может использовать в оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д.

Организация экскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды, игрушки

Приступая к работе, педагог должен хорошо понимать, что в коллективных формах декоративной деятельности процесс работы и продукт совместного творческого труда связаны не только как действие и результат, но и как взаимосвязанные элементы воспитательно-образовательного процесса, направленного прежде всего на формирование личности младшего подростка (новый уровень самосознания, осознание общественно значимой, художественной ценности предстоящей работы и включенность с полной самоотдачей в нее, приобретение опыта совместных действий, общения, необходимых для работы в коллективе людей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.

В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.

Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.

Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. В какой-то степени развитие народного художественного творчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как в целом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась. Эксперты оценивают ее как напряженную, способствующую созданию некачественной продукции, благоприятствующую проявлению негативных чувств, страстей и животных инстинктов, способствующих деморализации. К этому следует добавить отрицательное воздействие на традиционные виды народного творчества научно-технического прогресса в тех антигуманных формах проявления, которые у нас не редки. Кроме того, плодами научно - технического прогресса становится обеднение эмоций и чувств у современного человека. Люди поглощены телепередачами, приобретают новейшую аудио и видеоаппаратуру, увлекаются компьютерными играми.

Важность возрождения, сохранения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ — М., 1995.

2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя/ А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984.

3. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира/ А. Л. Андреев — М., 1980.

4. Бечак, Б. А. Воспитание искусством/ Б. А. Бечак/ — М., 1981.— №11.

5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина/ — М., 1974.

6. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев/ — М., 1998

7. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура/ В. Е. Гусев/— СПб., 1993

8. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева, О.Е./ О.Е. Ленбедев/ – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Каган, М.С. Философия культуры/ M. С. Каган/ — СПб., 1996.

10. Каргин, А.С. Народная художественная культура/ А. С. Каргин/ — М., 1997

11. Клибанов, А.Н. Духовная культура средневековой Руси/ А. Н. Клибанов/— М., 1994

12. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества/ Т. С. Комаров/ — М., 1995.

13. Костромичева, Е.Ф. Русский фольклор/ Е. Ф. Костромичева/ – СПб.,

14. Куликова, С.Т. Культура и личность/ С. Т. Куликова/ – М., 2002.

15. Кусков, М.Н. Культурное возрождение, как перелом…/ М. Н. Кусков/ — М., 2001.

16. Магов, И.Т. Путь художественного искусства/ И. Т. Магов/ – М.: Просвещение, 1989.

17. Медведева, Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология/ Е. А. Медведева/ — 2000. — № 1.

18. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности/ А. А. Мелик-Пашаев/ — М., 1981.

19. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры/ М. А. Некрасова/ — М.: Изобр. Искусство, 1983.

20. Некрасова, М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М. А. Некрасова/ — М., 1983.

21. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства/ Б. В. Нешумов/ — М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с.

22. Полунина, В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/ В. Н. Полунина/ — М., 1989.

23. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства/ Т. М. Разина/ — М., 1985.

24. Рондели, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя/ Л. Д. Рондели/ — М., 1984.

25. Создание общественных объединений в учреждениях начального профессионального образования (из опыта работы общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи») / под ред. Ю.В. Коврижных, О.А. Рожнова, Г.В. Куприяновой, Е.Я. Бутко/ – М., 2003г. — 231с.

26. Тихомирова Е.И. Солнечное ожерелье / учебно-методическое пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений/ Е. И. Тихомирова/ – Самара, 2007г. — 192с.

27. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп./ А. С. Хворостов/ – М.: Просвещение, 1998.

28. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989.

29. Шведова, М.Д. Русская культура/ М. Д. Шведова/ – СПб., 2001.

30. Яснополянская, З.И. Культура личности/ З. И. Яснополянская/ – М.: Просвещение, 1999.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий