регистрация / вход

Методика и теоретические основы эстетического воспитания школьников

Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе. Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием. Формирование целостной гармонической личности ребенка. Проникновение искусства во все сферы детской жизни.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

2 Сущность эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

3 Формы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

4 Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием школьников

5 Методы проведения эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым, он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний, и умений, собственное мнение, свои симпатия и антипатия. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами, «эстетическое», «эстетика».

Возможно, у многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. В последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней, приобретут большую разность.

Эстетическое воспитание – это приобщение молодежи и всех трудящихся к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми (явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки и т.п. ) Но, не смотря на значительные различие, все они тесно связаны между собой.

Эстетические начало присутствуют во всех. Но это не значит, что все во круг- есть эстетическое. При всем многообразие использование понятий эстетика, эстетическое за ними укладывается некое единое деятельность чувственно – выразительного бытия самых разных сторон действительности, человеческого сознания и деятельности, включая художественное сознание и деятельность, т.е. искусства.

Самые крупные философы от Платона до Хайдеггера изучали искусства, создавая оригинальные концепции, теории, системы. Они пытались охватить философски весь комплекс проблем искусства и эстетической науки.

Эстетическое значение и искусства формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение, т.е. можно говорить о воспитательной функции эстетики. Фактор эстетики при определенных педагогических условиях может влиять на формирование целостной гармонической личности, которая немыслима без высокой эстетической культуры.

Воспитание личности, соответствующий идеалом данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества. только такие личности могут способствовать укреплению и развитию этого строя, только они способны отстоять его. Наше общество стремится к воспитанию гармоничных личностей.

В достижение этих целей очень большая и существенная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Общество совершенно не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов, прежде всего молодежи, самый активный и в то же время особенно сложный проблемной частью населения любой страны.

Важно найти путь к тому, что бы сделать встречу каждого школьника с областью эстетического, в частности с искусством, интересной, увлекательной, ненавязчивой, когда это удается, эстетическое воспитание способно приносить великолепные результаты, не зависимо от того, в каких рамках оно проводится.

Надо заметить, что ребенок особенно чуток к эстетическому в природе. Он в значительной большей степени, чем старшеклассник или взрослый, чувствует себя частью природы, ощущает свою связь с ней, меньше погружен в свою личность и отягощен разного рода заботами. очень важно в правильном эстетическом воспитание юного человека «наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасном, созданным человеческими руками.

Можно начать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, в которых особенно конкретно и наглядно связи отображаемого и предмета отображения их эстетических качеств.

Как же следует занимается эстетическим самовоспитанием, ведь старшекласснику это в полнее по силам. Начинать здесь можно с художественного образования, только следует подходить к нему особым образом. В этом случи нужно хорошо понять, что посещение музеев, выставок, спектаклей, концертов может иметь двойную цель. Во – первых, способствовать приобретение художественных знаний, а во- вторых, быть средством эстетического самовоспитания.

Изучением эстетического воспитания школьников занимались известные ученые, такие как: А.Ф.Лосев, Н.Г.Чернышевский, М.С.Каган, М.Ф.Овсянников, Н.Буало и многие другие.

Объект :процесс эстетического воспитания.

Предмет: особенности эстетического воспитания школьников в воспитательной работе.

Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников формируется в процессе воспитания, это формирования в потребности культурных и духовных ценностей, их обогащение и развитие творческих способностей. Средствами эстетическими воспитания школьников является – труд, искусства природа, окружающая среда, быт.

Цель: Теоретически обосновать особенности эстетического воспитания школьников в воспитательной работе.

Задачи: 1) Формирования эстетического воспитания школьников.

2) Охарактеризовать методики эстетического воспитания школьников.

3) Рассмотреть и раскрыть методики и эстетического воспитания школьников.


1 Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой.

Под эстетическом воспитанием обычно понимается формирование человека в соответствии с идеалом своего рода специфической нормы, определяющей как его внешнею, физическое бытие, так и внутреннею, духовную сущность. И так эстетический идеал зависит от общества и развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

В не разрывной связи с прямыми стоят косвенные задачи эстетического воспитания. В педагогике эстетического воспитания рассматривается не изолированно от других сторон воспитания. А в тесной связи с ними. Нельзя себе представить умственное воспитание детей без раскрытия красоты изучаемых явлений, трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессии труда ; формирование нравственности – без умения видеть красоту поступку; физическое развитие – без представления о совершенстве человеческого тела. Вместе с тем нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от жизни, от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов. Осуществляется эстетическое воспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного и физического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуем наиболее эффективному решению проблем умственного и нравственного, трудового и физического воспитания.

Первая особенность эстетического воспитания состоит в том, что искусство, поскольку оно несет на себе идеологическую нагрузку, хотим мы того или нет, органически включается в цикл общественных наук. Оно наиболее ярко отражает основные идеи эпохи и поэтому закономерно входит в основу наук, изучаемых в школе. Другая важная особенность заключается в том что искусство является единственным и неповторимым источником познания облика, колорита, характерных черт духовных жизни любой эпохи. Художественное образование – важно, но далеко не единственная чать эстетического воспитания. Оно представляет сложный и многогранный процесс включающий знакомство с прекрасным в действительность и собственную творческую самодеятельность школьников в искусстве. В процессе общения ребенка с действительностью накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Они различны по уровню своего общеэстетического и художественного достоинства.

Формирование эстетический взглядов школьников, их художественное образование является также важной функции искусства в школе.

Но роль искусства в жизни детей не ограничиваются исполнением идеологического и собственно эстетических воспитательных функций.

Искусство имеет огромное значение установление личности вообще в развитие ее общечеловеческих задатков и поэтому жизнь убеждает в том что обнаружить у ребенка определенные задатки к художественной деятельности на ранних стадиях его развития, как правило очень трудно.

Проникновение искусства во все сферы детской жизни, его активное участие в формирование мировоззрений школьников, их научных и эстетических представлений о жизни, о сознание огромной роли искусства в методике педагогического воздействия – все это выдвигает на первый этап принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования.

Не правильно было бы считать, что подлинно эстетическое воспитание возможно осуществлять с детьми лишь во внеклассной работе, так как на уроках изучения произведения искусства « социологизируется » и выходит из сферы собственно художественного воспитания. Художественно произведение обладает своей собственно структуры, системой идей, выразительный средств, и должно рассматривается именно как художественно произведение, обладающее своеобразными особенностями, проникнув в которые только и возможно глубоко понять и пережить глубокий смысл творения. Такой теоретический подход к делу выдвигает второй принцип организации системы эстетического воспитания – принцип единства всех сторон воспитательного процесса идеологического, умственного, эстетического, нравственного и физического. При построении системы эстетического воспитания современных условиях нельзя не учитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. Творчество в области искусства занимает значительную чать времени школьника, занимаясь в кружках, специальных музыкальных и художественных школах и студиях, они рациональны для себя и общество использует свое свободное время. Таким образом современная система эстетического воспитания должна строится с учетом принципа – творческой самодеятельности школьников.

Принципы всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторон воспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействие с основами наук творческой самодеятельности школьников эстетики жизни являются важными основаниями для построения современной системы эстетического воспитания школьников.

2 Сущность эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже о младших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовательно организуя педагогический процесс, надо заботится не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребенка.

Как же представить себе реально существующий процесс начало формирования эстетического отношения к действительность у детей?

Эстетическое отношение, как явление общественное возникает у ребенка самым ранним возрасте вместе в первыми крупицами социального опыта, в процессе удовлетворения материальных духовных потребностей и проявляется на первых стадиях как сопутствующие переживание в виде радости или огорчения.

Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.

Взаимодействуя с внешним миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все это можно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетического отношения к действительности. На самом ранним этапе развития ребенка осуществляется главным образом личным освоение окружающего мира.

Формирование эстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе. Духовный мир младшего школьника теперь планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебный, трудовой, общественно полезный, художественной. Формирование идеально – эмоционального эстетического отношения к действительности в ходе учебного процесса достигается прежде всего за счет раскрытия эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета – такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.

Большую эстетическую радость детям школьного возраста, особенно младшего и среднего, доставляет четко огранизованное и успешно выполниная учебная работа. Следующим существенным источником эстетического развития дитей является их общественно полезный производительный труд.

Производительный труд явился для человека основой возникновения эстетического отношения к действительность для детей их собственная трудовая деятельность так же является важным источником эстетического развития. Но условно выделенной нами второй стадии формирование эстетического отношения к действительности у детей происходит весьма интенсивный процесс внутреннего собирания и осознания красоты, особенно в связи с личным трудом. Именно в процессе труда и создается возможность реального осознания ребенка творимой и созерцаемой красоты.

Очень большие эстетические развивающие возможности, позволяющее накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела по « законом красоты », а так же эстетическое оформление непосредственных результатов труда.

Хорошие результаты в работе способствуют закреплению навыков и рождению эмоционального переживания позволяют ребенку самому оценить себя с точки зрения эстетики. Общественное же одобрение и призвание еще более закрепляет представление ребенка о человеческой красоте рожденной трудом.

В ходе общественной жизни и под ее непосредственным воздействием у детей очень раннего возраста формируется нравственно эстетический идеал. Этот идеал, в связи с развитием самого ребенка и усложнения общественных отношений, в которые он выступает, находится в состоянии постоянного развития и изменения.

Для детей младшего школьного возраста, которым свойственно образное мышление, нравственные и эстетические представления определяются конкретный жизненной и игровой ситуацией.

Формирование эстетического отношения к действительно не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если дошкольник и младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые хоть в какой степени обобщает то, что непосредственно пережил он сам. Вот почему ему более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце, кино не посредственно раскрывающие проблемы жизни и поведения.

Так эстетическое в процессе воспитания достигает своего высшего назначения: быть не только средством познания и наслаждения, но и стимулом нравственно деятельности тормозом без нравственного поведения. Процессе организации эстетического воспитания младших школьников учитель с помощью искусства помогает ребенка осознать реальную действительность, прекрасное в ней. Педагогический процесс представляет собой неразрывное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания личности в ходе обучения происходит развитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, его эстетического отношения к миру. Осваивая искусства, красоту жизни, школьники также развиваются в умственном и нравственном отношениях. Наконец, педагогически организованный трудовой процесс оказывает влияние не только на физической и умственное развитие, формирование моральных качеств личности, эстетическое отношение к искусству и жизни.

3 Формы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Изучение литературного произведение в классе учитель нацеливает на решения сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет задачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитания, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты.

Изучая литературное произведение в классе, учитель показывает эстетическое своеобразие творчества писателя в целом или его отдельного произведения. Учащиеся приходят к выводу что основное отличие художественно познания действительности от научного заключается в том, что писатель в своем произведение раскрывает отношение человека к действительности и действительно человека.

Чтение и анализ литературного произведения, обсуждение в этой связи серьезно нравственных и эстетических вопросов акцентирует внимание учащихся на сложности и глубине произведения, на его своеобразие. Чтение – процесс непосредственного восприятия произведения когда читатель остается на едене рассказа, повести, романом или стихотворением. В часы чтения в душе школьника властвуют глубокое эмоциональное переживание событий, судьбы героев, выбор собственный нравственной позиции по отношению к конфликту и эстетического чувства, которая удовлетворяется художественностью произведения, гармонии форм и содержании, внутренней с размерностью его конструкция, симпатии к эстетическим представлениям, эстетическому идеалу художника.

Анализ литературного произведения неотъемлемая часть целостного познания, операющего на знания текста, общего характера творчества, писателей, понимание общих закономерностей литературного творчества. Непосредственные эмоциональное отношение к прочитанному произведению – еще не анализ. Для правильного литеровеческого анализы необходимы умения и навыки, использование определенных форм и методов.

Источник эстетического литературного произведения – в его подлинной художественности. Оно художественно тогда, когда писатель не просто талантливо решает в нем эстетические задачи, но отражает эпоху, общество, когда целью создания произведения является прогрессивное и гуманистическая идея, когда мировоззрения писателя способно облагородить мысли и чувства и чувства читателя. Как отмечал еще В.Г. Беленский, художественное произведение должно представлять собой единство исторического и эстетического. Произведение, трактующие историческую эпоху с ошибочных позиция теряет и свою художественность.

Особую роль в эстетическом воспитании играют художественно изобразительные средства и в целом стиль писателя и поэта. Умение видеть метафоричность языка, своеобразие ритма, композиционную стройность и поэтичность приходит к читателю – школьнику в результате длительной работы над собой. Учитель добьется хороших результатов, если основную чать такой работы возложат на самого ученика, организует его самообразование и самовоспитание. Для этого конечно, нужно хорошо знать потребности школьника, активно организовывать активное внеклассное и самостоятельное чтение, привлекать его к различным формам и видам внеклассной и внешкольной литературно – творческой деятельности, учить владеть средствами литературы, в первую очередь словом и ради этого поощрять его самостоятельные литературно – творческие работы.

Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этам, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношении детей на основе усвоенных нравственных норма и правил (см. приложение).

4 Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием школьников

Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно творческих способностей школьников. Литературные творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общие творческие потенциал читателя.

Главную задачу литературно – творческого развития детей младшего школьного возраста: развивают характерное для школьников воображение, делать его в то же время более содержательным оснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.

В младший классах широко практикуется «словесное рисование» хотя большинство младший школьников любят рисовать – по настоящему, словесное рисование их то же привлекает и оказывается в общем то доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков «рисуя словами», школьник упражняет воображение, раззванивает речь и чувство стиля.

Начиная с младшего возраста школьники охотно выполняют несложные упражнения, развивающее внимание к деталям художественного текста : рассказ или отрывок из повести читается в слух, затем ребятам показываются иллюстрации, а они должны указать то место, к какому относятся иллюстрация. Со временим упражнения можно усложнять: учащимся показываются несколько иллюстраций к разным произведениям а они определяют, к какому месту кого произведения они относятся. Школьники «примысливают» прочитанному то, чего в тексте нет. Эти своеобразные импровизации на тему прочитанного, верно направленные педагогом, способствуют литературно- творческому развитию, сохраняя в то же время благотворную для восприятия художественного произведения особенность школьника – образное мышление.

Увлекает школьников упражнение: учитель читает вопрос не до конца, а школьники конец должны написать сами. Затем придуманы школьниками конец сравнивается с тем который предлогает автор прочитанного произведения. Это упражнение развивает внимание к художественным деталям произведения и к логики авторской мысли.

Специфической особенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусствам является развитие у них способностей эстетического восприятия действительности.

Основной задачей эстетического воспитания школьников в изобращительном искусстве является обогащением и уточнение детских представлений о предметах о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности о жизни людей родной строны. Занятие искусством имеет ярко выраженную познавательный характер. Главное здесь – накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной формы закономерности окружающего мира.

Литературно – творческое развитие старших школьников подчиняется главной воспитательной задачей: педагогическому руководству становлением эстетического идеала и мировоззрения юношества, которая предполагает всевозможные методы, в том числе разумеется, и те, которые практикуются в младший и средних классах. Однако используются эти методы при изучение более сложного, соответствующего кругу чтения старших школьников, литературного материала и более глубокого, творческого освоения окружающей действительности. Особенности возраста диктует внимание старших классов к сочинениям, углубляющим понимание философских и этических категорий (сочинение расхождение с постановкой этических и мировоззренческих проблем типа и в человеке должно быть все прекрасно и в жизни всегда есть место подвигам). Учитель знакомит старшеклассников с дневниками исторических личностей и выдающихся художников, по аналогии с которыми школьники, возможно, сами попробуют вести дневники, испытают свои силы в эпистолярном жанре одновременно полезно проводить сочинение с анализом взаимоотношение этике и эстетике, например: «как я представляю себе воплощение идеи «эстетика – этика будущего».

Полнота сформированности эстетического вкуса у школьников зависит от внимания к этой проблемы в равной степени педагогов и семьи.

5 Методы проведения эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия.

Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства.

Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развития эмоциональной сферы.

Эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей обеспечивают метода, связанные с организации восприятия, анализом художественных произведений. Сущности, восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что бы обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента. Во-первых установка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении с программой произведения, а так же создании определенного эмоционального настроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которые рождает произведение искусства. Во – вторых, создание соответствующего содержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего, за счет взаимодействия искусств.

Таким образом в основе группы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие – анализ – восприятие. Противоречивость ее заключается прежде всего в том, что анализ в известной степени разрушает органически цельную художественную ткань произведения.

Методы эстетического воспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию их художественного вкуса, это организация их самостоятельной художественной творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. И все же это сходства это внешне. Изо кружок и кружок литературного творчества, музыкальный ансамбль и драм кружок могут работать либо методами практического обучения, либо творчески развивающими. Соответственно творчество детей осуществляется или как повторение восприятию, как подражание, или как оригинальное, самостоятельные важно понять внешне мало заметные но имеющие принципиально важное значение психологические моменты. В первым случае это состояние неуверенности и ожидание помощи или более или менее точное следование образцу. Во – втором случаи – состояние уверенности готовности к поискам самостоятельных решений.

Говоря о собственно эстетическом воспитании можно было бы выделить три основные группы методов:

1) Методы обеспечения эстетического оптимального восприятия, в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие, обогощяющее личность эстетическими впечатлениями.

2) Методы практического обучения, к числу которых относятся объяснения, показ, упражнения.

3) Методы художественно - творческой деятельности, среди которых важное место занимает обоснованные правила, выполнение собственно творческих заданий, критический разбор произведения.

Кроме того, при осуществлении собственно художественного воспитания, наряду со специфическими методами, используются и методы педагогического воздействия. Это и понятно. Ведь ребенок включается в процесс воспитания как личность, как субъект со всеми своими достоинствами и недостатками.

4) Методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия, и второе – методы педагогического воздействия дают возможность с их помощью самостоятельно решать вопросы эстетического воспитания.

Решение задач эстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должны уметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала в повседневную деятельность и быт детей и формирование их эстетический отношений к жизни.

Заключение

эстетический воспитание школьник

Подлинное эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание, однако, неограничивается сферой, прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущем.

Сегодня необходимо воспитывать у школьников широкое эстетическое отношение к действительности, которое оказывает огромное влияние на формирование нравственно эстетических идеалов, на отношение к труду, общественной собственности и людям. Жизнь требует от школы такой филигранной воспитательной работы с детьми, результаты которой всегда являлась бы красота. Речь идет не просто о понимании учащимися красоты в искусстве и жизни, что, конечно, очень важно, а о сестиматическом творчестве красоты самыми школьниками в самых различных видах собственной деятельности: в учебе, в труде, в творчестве, поведении.

Эстетика всей детской жизни, формирование эстетического отношения к действительности у школьников в процессе основных видом деятельности на ряду с эстетическим воспитанием искусством есть насущная педагогическая необходимость.

Наиболее эффективное решение вопроса возможно тогда когда в эту работу на ряду с преподавателями предметов эстетического цикла вклаются все учителя и воспитатели, когда эстетическое воспитание будет осуществляется на каждом уроке естественного и гуманитарного цикла на каждом внеклассном и внешкольном мероприятии, в работе каждого кружка.

Литература и искусство не является только средствами эстетического развития личности. Не в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой как художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинных произведений и искусства на складывающиеся личность так велико и разносторонне. Детство и юношество – периоды становления человека когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно – эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности.

Список использованной литературы

1) Дивненко О.В. Эстетика. - ; « Спектор – 5», 1994. – 147 с.

2) Герман Ш.М. Скатерщиков В.К Беседы об этика. – М. :Знание 1982. – 224с.

3) Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. Ю.Б. Алиев, Г.Т.Арширова, Л.П. Барашникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. – М. : Просвещение, 1984. 240с

4) Кривицкий Р.Е. Шекольникам об этике : Кн. для учащихся ст. классов. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1989. – 153., ил., 7л.ил.

5) Куренкова Р.А. Эстетика : учеб. для студ. высш. учеб. з-аведений. – М.: Изда-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 367 с.: ил

6) Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М «Педагогика», 1982

7) Учитель видеть прекрасное. Сборник статей. Под ред. Г.К. Королевича, З.М.Клецкой. Минск, «Нао.асвета», 1988

8) Черновская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклас. чтения в нач. школе. – М : просвещение, 1982г. – 112с

9) Коджаспирова Г.М. Педагогика – М : Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2004 – 352с.

10) Тайчинов М.Г Воспитание и самостановление школьников. – М : просвещение, 1982- 160с

11) Елканов С.Б. Оснеовы профессианального самовоспитания будущего учителя. – М : просвещение, 1989 – 189с.

12) Писаренко В.Н. Писаренко И.Я. Педагогическая этика Минск 1987.

Приложение

III КЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Стремление легко отзываться на чужие нужды. Умение замечать, кому нужна помощь, без подсказки взрослых.

2. Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушия.

Советы учителю. В беседах с учащимися учитель акцентирует внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим. Учитель подчеркивает ость умения человека замечать, кому и где нужна помощь, находить возможности и пути ее оказания. В окружающей жизни наблюдают как положительные, так и негативные поступки взрослых и сверстников. В трамвае или автобусе они, например, замечают, как одни пассажиры, увидев вошедшего в вагон пожилого человека, женщину с тяжелой хозяйственной сумкой в руках, проявляют о них заботу, уступают им свое место, а другие — остаются безучастными, порой делают вид что не замечают продолжая читать книгу или газету. На конкретных и ярких примерах из окружающей действительности и жизни детского коллектива учитель показывает проявления доброты, подводя детей к мысли о том, что они должны быть готовы всегда прийти человеку на помощь. В любом классе есть дети, которые по собственной инициативе, внутреннему побуждению, а не по подсказке учителя помогают товарищам в учебе, в выполнении общественных поручений.

Важно в беседах с детьми показать неприглядность таких качеств, как черствость, равнодушие. Черствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу, доброту, проявленную кем-то к нему, не испытывает чувства благодарности, а если встречается с какими-либо переживаниями человека, то также остается безучастным. Равнодушный человек — тот, кому нет дела до других, он думает только о себе.

II КЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «О БЕСКОРЫСТИИ В ДРУЖБЕ»

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Бескорыстная забота о товарищах.

2. Радость от совместной работы с товарищами, общения с ними, обсуждения прочитанных книг, просмотра кинофильма, взаимного обогащения знаниями и умениями.

3. Преодоление отрицательных явлений в дружбе — корысти, цинизма.

Советы учителю. В процессе беседы раскрывается идея бескорыстия в товарищеских и дружеских отношениях. Приводятся такие примеры, когда отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: или ручку, или интересные марки, игрушки. Эти ребята живут по правилу: «ты мне — я тебе». Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей.

Используя конкретные примеры, учащиеся обсуждают, в чем состоит красота, ценность дружбы, ее значение в жизни, каким образом они могут бескорыстно помогать друг другу в учении, в труде, в выполнении общественных поручений. Товарищеские отношения — отношения взаимопомощи в общем деле, общих занятиях, взаимопонимания, уважения друг к другу. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, даже идя на жертвы. Однако такая готовность не появляется вдруг, и нужно воспитывать в себе, преодолевая и боязнь, и желание чем-то поступиться ради товарища, друга. Ведь выполнить даже самую, казалось бы, простую просьбу товарища бывает подчас не так уж легко — каждый знает это по собственному опыту. Особенно, когда, никто не видит и не знает, не увидит и не узнает никогда!

Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга тому, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее порою, отказываясь от того, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг. Наблюдая за отношениями детей, нетрудно заметить, что отдельные ребята в играх, общих делах охотно «командуют», стремясь подчинить всех своей воле, своим желаниям и намерениям. Такие ребята откровенно требуют от своих товарищей беспрекословно им подчиняться, прислушиваться только к их мнению, поступать так, как они считают нужным. В этом обнаруживается стремление завоевать аторитет у окружающих любой ценой. В поступках таких ребят открываются высокомерие и эгоизм, которые мешают им проявлять заботу о других, неумение считаться с желаниями и интересами товарищей. Эгоистические проявления, заносчивость, корысть всегда мешают установлению прочных, радостных и доверительных товарищеских и дружеских отношений. Основываясь на положительных и отрицательных фактах в отношениях детей друг к другу, учитель постепенно подводит их к выводам о том, что значит быть настоящим товарищем, что значит дружно работать в классе, звездочке, пионерском звене, отряде.

БЕСЕДЫ О СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

I КЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «ВСЕГДА БУДЬ ОПРЯТНЫМ, АККУРАТНЫМ И ОРГАНИЗОВАННЫМ»

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида.

2. Обязательное выполнение правил для учащихся.

3. Стремление к аккуратности и организованности, дисциплинированности.

4. Непримиримость к нарушениям правил чистоты, порядка, организованности и дисциплины.

Советы учителю. Основное содержание воспитания культуры поведения младших школьников — это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в школе, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.

В воспитании культуры поведения одновременно используются объяснение и упражнение, но ведущим методом является упражнение. В систематических и разнообразных упражнениях детей нормируются навыки и привычки культурного поведения. В начальных классах упражнения целесообразно проводить в форме сатиры и драматизации. Игра увлекает детей, вызывает положительные и яркие эмоции, которые способствуют выработке навыка и привычки. В начальных классах с детьми проводятся специальные занятия с целью их упражнения в выполнении правил культурного поведения.

В беседе на данную тему должно быть много мягкого юмора, надо в смешном виде показать грязнуль, которые не умеют самостоятельно следить за своим внешним видом.

B начале беседы можно привести слова замечательного русского полководца А. В. Суворова. В своей книге «Наука побежать» он писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — Победа, Слава!» Ребятам надо разъяснить, почему великий полководец; в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считал их необходимыми условиями победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне не собранным, не дисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.

Для того чтобы быть всегда чистым и опрятным, надо иметь немногое: воду, мочалку, мыло и полотенце. Все остальное зависит от самого себя.

Надо постоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы. Каждому школьнику необходимо воспитывать в себе умение постоянно содержать в чистоте одежду. А для этого перед выходом в школу, на улицу нужно, проверить, в порядке ли костюм или платье, все ли пуговицы на месте, чисты ли воротнички и манжеты, начищены ли ботинки или туфли, а также обратить внимание на прическу, пригладив и причесав свои волосы.

Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что эти и другие правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых — учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать себе «поблажку», «уступку», отложить выполнение на следующий день.

Многие требования к внешнему виду можно разъяснить детям, используя художественные тексты: басни, стихотворения, рассказы. По некоторым из них целесообразно сделать инсценировку. Так, можно инсценировать стихотворение К. Чуковского «Мойдадыр», Вл. Лившица «Перчатки», рассказ Л. Воронковой «Maша растеряша». В период подготовки к беседе учитель поручает группе ребят, октябрятской звездочке подобрать стихотворения о чистоте, опрятности, аккуратности и прочитать их остальным ребятам во время общей беседы. Сатирическими сценками-миниатюрами, чтением стихов, рисунками дети выражают свое отношение к неряшливым, а также к внутренне несобранным детям, опаздывающим, нарушающим дисциплину на уроках и переменах. При подготовке к беседе можно попросить пионеров-шефов или родителей написать плакаты, например: «Дорогие мои дети! Я прошу вас мойте чаще, мойте чище ваши руки и лицо» (Ю. Тувим), а также правил для учащихся I—IV классов: «Всегда будь чистым и опрятным. Умывайся, чисти зубы, причесывайся, следи за чистотой одежды и обуви».

Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужны всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время — спорте, занятиях музыкой, рисованием, выполнении общественно полезного труда.

Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник не умеет работать сосредоточенно и доводить начатое дело до конца. Он не только не достигает хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опоздавшего ученика отвлекает учащихся и для них немалого труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями. Мешают на уроке и те дети, которые нарушают установленные правила порядка организации и дисциплины: еще не говорилось о том, что нужно открывать книгу, а уже кто-то шумно ее перелистывает; ученики заканчивают письменную работу, но прозвенел звонок и часть ребят вскакивают с мест, громко переговариваются, тем самым показывая, что им нет дела до остальных; во время объяснения нового материала некоторые ученики не только не умеют внимательно слушать, но и занимаются посторонними делами.

Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующие: «Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения читателя, старательно и внимательно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках» и «Аккуратно посещай школу и не опаздывай на уроки». Дети вспоминают правило октябрят: «Октябрята — прилежные ребята...»


БЕСЕДЫ О ТОВАРИЩЕСТВЕ И ДРУЖБЕ

I КЛАСС. ТЕМA БЕСЕДЫ «ВЗАИМОПОМОЩЬ И ВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЯТ НАШЕГО КЛАССА»

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Взаимная помощь в учении и труде.

2. Стремление передать товарищу свои знания, умения.

3. Недопустимость ябедничества.

Советы учителю. Вопросы товарищества и дружбы наиболее часто обсуждаются в детском коллективе, начиная с I класса, каждый ребенок уже имеет личный опыт товарищеских отношений, переживаний, связанный с радостями и огорчениями дружбы. Вместе с тем приблизительно 1/3 детей имеет искаженные представления о том, кого можно назвать хорошим товарищем. Готовясь к беседе, учитель направляет мысли детей на обсуждение вопросов о том, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе. Он дает задание ребятам подумать над тем, кто из ребят класса поступал по-товарищески, по-дружески, привести примеры из собственной жизни, из книг, журналов и газет о товарищеских поступках. Приводя конкретные примеры из опыта жизни в детском саду и небольшого ещё опыта жизни в школе, дети приходят к выводу о том что взаимная помощь в учебе, в работе октябрятских звездочек, труде, взаимная выручка, и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делax октябрят сближает всех ребят, содействует установлению подлинно товарищеских отношений, основанных на уважении друг друга, бескорыстном интересе к судьбе другого. Активное участие каждого ученика в делах коллектива благоприятствует появлению стремлений поделиться с товарищами по совместной деятельности своими знаниями и умениями. В тоже время не каждый ребенок может выполнить самостоятельно любое задание, подчас нужно заметить и нежелание что-то сделать для коллектива. Дети легко осуждают и неумение выполнить порученное дело, и нежелание его делать. Порой они не отличают одно от другого. На конкретном примере надо показать детям, что при неумении следует научить товарища тому, что сам умеешь делать. А при нежелании выполнять поручение коллектива разъяснить, что в этом проявляется нетоварищеское поведение, так как невыполненное дело ложится дополнительным грузом на плечи тех, которые доводят начатое до конца. Коллективу младших школьников нельзя ограничиться только разъяснением нетоварищеского поведения, а нужно подумать о том, как помочь каждому из ребят включиться в общее дело.

Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают для них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами класса. В случаях малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя: «Мария Ивановна, вы не разрешали открывать учебник, а Коля открыл», «А Петя на перемене бегал по коридору» и т. п. Возникают ссоры, взаимные упреки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество — одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми. Тогда возникает вопрос: как же поступить ученику в случае нарушения установленных правил поведения кем-то из его товарищей. Нужно разъяснить детям, что в этом случае надо сказать свое мнение о неправильном поступке прежде всего совершившему его. Если же товарищ не обратит на это внимание, то можно начать разговор в коллективе звездочки, группы или собрании, а потом уже обратиться к учителю за помощью. Необходимо предостеречь и самих учителей от того, что в коллективной жизни класса, не создавалась почва, на которой может вырасти ябедничество, наушничество. К сожалению мы еще можем встретиться в школе с таким пoлoжeнием, когда учитель, отлучаясь из класса, просит кого-либо из ребят записать на доске, кто вел себя плохо, а кто сидел тихо. Нередко дети затрудняются в записи провинившихся, им не хочется подводить товарищей, но нельзя ослушаться учителя. Возникают конфликты.

Недопустимо, пытаясь выявить виновника, совершившего проступок, практиковать одиночные вызовы детей, желая услышать имя провинившегося. «Вряд ли надо доказывать,— пишет В. Кетлинская,— что это в первую очередь постыдно для взрослых, затеявших подобные допросы, и губительно для того, кто не выдержит напора и назовет виновника, он надолго останется для класса ябедой, предателем, трусом, дурным товарищем, а сам внутренне съежится, замкнется». Говоря детям о верности, постоянстве в дружбе недопустимо пользоваться антипедагогическими приемами.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий