Смекни!
smekni.com

Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский Государственный университет

Кафедра педагогики

Квалификационная работа на дополнительную специальность «Преподаватель»

Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников

Научный руководитель:

к. б. н., доцент каф. зоологии Голикова Е.А.

Выполнила:

студентка 252 группы Ивашева Н.В.

Сыктывкар 2008


Содержание

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников

1.2 Классификация дидактических игр

1.3 Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии

Глава 2. Экспериментальная часть

Заключение

Список литературы


Введение

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер

(Конюшко и др., 2004)

В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. По данным учёных, за один 2000 год научных открытий было сделано в шесть раз больше, чем за шесть предыдущих лет. Человек буквально летит стрелой по жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения, не исключение и образование.

Использование дидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок (Алексеева, 2006).

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал (Безух, 2005).

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский (цит. по: Алексеева, 2006).

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс (Алексеева, 2006).

Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, а маленький человек понимает, что одних навыков недостаточно, необходимы знания и умения. Но всё это при условии, что роли распределены равномерно, и учитель - не давящий авторитетом всезнайка, а друг, готовый в любую минуту помочь(www.первое сентября.ru).

Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

Предмет: дидактические игры.

Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся.

Задачи:

- сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической деятельности;

- выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;

- выделить типы игровых уроков;

- применить элементы игры на уроке биологии.


Глава 1. Обзор литературы

1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников

Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми. Они сочетают в себе в разных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и практическую формы (Зайцев, 1999).

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение (Алексеева, 2006).

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации (Селевко, 1998).

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).

Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач (Гринченко, 2002).

Игровую форму можно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности (Тарасова и др.,2004).

Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006). «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов (цит. по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом (Алексеева, 2006).