Смекни!
smekni.com

Учет гендерных особенностей в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (стр. 2 из 10)

Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП (б) принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие мужчин и женщин. В соответствии с этим Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел 31 мая 1918 г. в школах страны обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, просуществовавшее без изменения ровно четверть века – до лета 1943г.

В конце №0-х гг. ХХ в., по мнению руководства страны, возникла необходимость усиление в массах патриотических мотивов. Данный шаг оказал воздействие на всех сфер государственной и общественной жизни СССР, затронув и школьную политику. Именно в этот период в окружении И. В. Сталина вызрела идея вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек. В результате в школе произошли такие визуальные изменения, как, например, введение специфической школьной формы для мальчиков с фуражкой, гимнастеркой и поясным ремнем солдатского типа, вызывающих аналогии с униформой дореволюционных российских гимназистов.

Впервые на повестку дня вопрос о введении раздельного обучения был поставлен накануне Великой Отечественной Войны. Но восстановили раздельное обучение лишь в конце 1942-середине 1943гг.

Раздельное обучение в советской школе вводилось постепенно и поэтапно. Первым шагом на этом пути стало принятие Советом Народных Комиссаров СССР постановления от 24 октября 1942 г., на основании которого раздельное обучение мальчиков и девочек вводилось в начальной школе и на занятиях допризывной военной подготовке. Дети и подростки разного пола изучали эту дисциплину по различным программам начиная с V класса. Для дальнейшего эффективного осуществления этой задачи в рамках всей школьной системы Отделом школ ЦК ВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР была подготовлена докладная записка "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и полных средних школах СССР". В ней обосновывалась необходимость предстоящих преобразований.

По мнению авторов записки, основная задача совместного обучения, введенного в мае 1918г. – ликвидировать дискриминацию женщин – за 25 лет советской власти была выполнена. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек надо учить иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения ″не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении″. Здесь имелось в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находящихся в рамках единых коллективов.

В ЦК ВКП (б) и Народным комиссариате просвещения РСФСР понимали, что повсеместно и сразу организовать раздельное обучение не удастся. Не везде имелись необходимые условия. Если в небольшом населенной пункте все дети окрестных деревень могли учиться лишь в одной единственной школе, то с переходом на новый тип обучения таких школ уже должно быть, как минимум две. Поэтому решили проводить раздельное обучения только в тех населенных пунктах, где имелось не менее 4-6 неполных средних и средних школ.

В общей сложности реформирование школьной отрасли проводилось в 81 городе Советского Союза. Большинство из них были расположены на территории РСФСР и только 10 городов находились в других союзных советских республиках. В 1943/1944 учебном году в 71 городе РСФСР были сформированы1372 средних и 683 семилетних мужских и женских школы. Их общее количество составило 2055.

Согласно инструкции Наркомпроса РСФСР каждая мужская или женская школа обязана была иметь отдельное учебное здание, как и дореволюционная классическая гимназия, считавшаяся средним общеобразовательным заведением. Школы с раздельным обучением сталинской эпохи тоже стремились сделать в некотором смысле элитными, образцовыми по сравнению с обычными совместными. Мужские и женские учебные заведения должны были иметь все необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. В мужских учитывая специфику профессиональной ориентации юношей того времени, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии.

Серьезной проблемой, мешавшей утверждению раздельного обучения, стала острая нехватка в регионах. Дефицит покрывался едва ли за счет выпускников педвузовов и педучилищ.

Как уже говорилось, государство стремилось сделать школы с раздельным обучением образцовыми, элитными. 17 июня 1948 г. постановлением Совета Министров РСФСР было утверждено ″Положение о средней мужской школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке″. Это был прообраз языковых спецшкол, появившихся во второй половине 1950-х гг. в столицах союзных республик. Зарплата учителей, директоров, завучей и всего персонала ввиду особой сложности работы сотрудников была увеличена на 50% относительно обычных ставок. Ведь даже библиотекарь там должен был владеть английским, французским или немецким языком.

К 194 г. уже в 150 городах только РСФСР функционировали мужские и женские школы. Причем помимо 71 города, где раздельное обучение было введено еще в 1943 г., позднее оно появилось еще в 42 городах РСФСР на основании распоряжений правительства и в 37 городах на основании решений исполкомов местных Советов. В общей сложности число школ раздельного обучения в РСФСР к 1954 г. составляло 2323. Учитывая, что общее количество семилетних и средних школ в этих городах в тот момент ровнялось 4200,мужские и женские школы в совокупности составляла 55,4%, т.е. больше половины. В целом же по стране в 1943-1954гг. основная масса школ по-прежнему функционировала в режиме совместного обучения.

В начале 50-хгг. ХХ в., еще при жизни И.В.Сталина, вновь на повестку дня поставлен вопрос реорганизации системы школьного обучения, но теперь уже в обратном направлении: речь шла об упразднении мужских и женских школ. Причиной послужило то, что, во-первых, раздельное обучение далеко не в полной мере оправдывало себя. Во-вторых, эту систему так до конца и не смогли вывести на тот высокий уровень качества среднего и неполного среднего общего образования, который изначально задумывался и предусматривался. И, в-третьих, население в целом не было заинтересовано в сохранении раздельного обучения напоминавшего старшему поколению середины ХХ в. дореволюционные российские гимназии. К тому же финансовое обеспечение раздельной системы оказалось для государства затруднительным.

ЦК КПСС счел, что предусмотренные инструкцией Наркомата просвещения РСФСР 1943 г. условия, необходимые для нормальной работы мужских и женских школ, созданы не были и что ″раздельное обучение было введено формально, по содержанию же работа в мужских и женских школах ничем не отличалась, друг от друга″. Во всех неудачах раздельного обучения ЦК КПСС обвинил Министерство просвещения РСФСР, указав, что оно ″по существу сорвало выполнение постановления Правительства о введении раздельно обучения. С самого начала работа мужских и женских школ почти полностью была предоставлена самотеку″. Единственным мероприятием учитывающим особенности физического развития мальчиков и девочек, которое реализовалось в рамках перехода к раздельному обучению в 1943г., сочли введение в школах начиная с V класса раздельных занятий по начальной военной и допризывной подготовке учащихся. Кроме этого указывалось, что в послевоенные годы наполняемость классов в школах с раздельным обучением, особенно в крупных городах значительно увеличилась. Классы оказались сильно перегружены и усложнилась задача поддержания необходимой дисциплины в школах, особенно среди мальчиков и юношей. Интересен тот факт, что и введение раздельного обучения в 1943 г. и его ликвидацию в 1954 г. мотивировали стремлением укрепить дисциплину учащихся.

Не были выполнены требования и по побору педагогов для мужских и женских школ. Высокой оказалась ″текучесть″ кадров, как и учителей, так и директоров школ с раздельным обучением. Так в Москве за период с 1951 по 1954 гг. сменилось 179 директоров мужских и женских школ, а в 69 мужских школах в 1954 г. директорами работали женщины, что противоречило инструкции Наркомпроса РСФСР 1943 г

Можно сделать вывод, что несовершенство раздельного обучения директора школ, заведующие ГОРОНО, чиновники Минпроса РСФСР в 1954 г. попытались списать вину за свои собственные просчеты в работе. Однако объективно уровень успеваемости учащихся в школах с раздельным обучением был несколько выше, чем в совместных. По данным Министерства просвещения РСФСР, в 1952/1953 учебном году экзамены на аттестат зрелости по всем школам сдали в среднем 93,8% учащихся, но при этом по мужским школам – 97,6%, а по женским – 97,4%. Количество учащихся, получивших медали, составляло в 1953 г. в мужских школах 11,6%, в женских – 10,5,%, в то время как в школах совместного обучения лишь 4,4%.

В августе 1954 г. состоялось Всероссийское совещание министров просвещения АССР, заведующих ГОРОНО, ОБЛОНО, которое завершило процесс подготовки перехода к совместному обучению. С 1 сентября 1954 г в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике отечественная система образования не возвращалась

2.2 Совместное обучение в современной школе