Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственное воспитание детей на примере Евангельских притч (стр. 1 из 11)

Дипломная работа

Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ

Содержание

Введение

1. Детское мышление и поведение (средний школьный возраст 9 – 11 лет)

1.1 Особенности обучения

1.2 Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития

2. Духовно-нравственное обоснование метода проведения занятий

2.1 Взаимосвязь изучаемого материала с жизнью учеников

2.2 Взаимосвязь различных идей и навыков к размышлению

3. Евангельские притчи

3.1 Темы, затрагиваемые в притчах

3.2 Значение Евангельских притч

4. Цикл уроков по теме:

«Духовно-нравственное воспитание детей на примере Евангельских притч»

4.1 Урок 1: Любовь к истине в Евангельских притчах

4.2 Урок 2: Господь мне дал талант

4.2.1 Анализ урока

4.3 Урок 3: Творить добро людям. Заботимся о ближних наших

Заключение

Список литературы

Введение

«Родители и дети, воспитатели и воспитываемые! Помышляйте и не забывайте, что учения человеческие приготовляют к жизни временной, но и ее не могут сделать счастливою без помощи учения Господня, а учение Господне приготовляет к вечной блаженной жизни, которой и да сподобит Бог всех нас кратким или долгим, но верным и правым путем достигнуть».

Святитель Филарет Московский. «Воспитание детей. Отечник №2»

Человек – творение несравненное, уникальное. Единственное, что всех нас объединяет, - наша сотворенность по образу Божию. Стать Богогподобным – задача всей жизни. Путь у каждого свой. У каждого свои призвание и ответственность за следование этому призванию. Неповторимое и несравненное нельзя соизмерить, сопоставить, человек сравним только с самим собой – каким был и каким стал. Жизнь должна проходить в развитии, в росте. Живет то, что растет. Если перестал жаждать совершенства, искать полноту в Боге – ты умер.

Мудрость, справедливость, мужество, самообладание – эти понятия в древнегреческой культуре обозначают добрый нрав. В христианстве идеальное включено в понятие веры в Бога, надежды, любви.

Идеальную цель и добро обычно обозначают понятием ценность и выражают, таким образом, известное совершенство, идеал, должное, а также то, к чему следует стремиться, чтобы поддержать развитие и способствовать совершенствованию жизни. Ценность является тем, чего еще, возможно, и нет, но что должно быть и к чему стоит идти.

Философ Е. Трубецкой, размышляя о цели жизни, о том, для чего человек создан, писал: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить. Эта цель или жизненный смысл есть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой; и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла».

Что же является для современного человека смыслом его жизни? Способен ли современный человек жить идеально и совершенно, окруженный со всех сторон соблазнами и искушениями? Способен ли он вырастить и воспитать своих детей настоящими христианами, научить их жить не только душевно, но и духовно, жить в соответствии с идеалом?

Семьдесят лет безбожной власти сделали свое темное дело. В жизни, в умах и сердцах людей тщательно выжигалось, искоренялось все то, что могло напоминать человеку о Боге, о Церкви, о вере. Разрушались храмы, монастыри превращались в места ссылок «врагов народа», вечные ценности подменялись временными, земными. А десятки тысяч верных служителей Божиих пополнили число новомученников нашей многострадальной земли.

Слава Богу, сегодня мы видим возрождение духовности, видим сияние золотых куполов наших храмов, слышим звон их колоколов. Никто нам не запрещает посещать Богослужения и слышать живое слово веры, живую проповедь о Боге, «Который стал Человеком, чтобы человек стал богом». Но долог и труден бывает путь человека от тьмы к Свету, от временного к вечному. Порой человек просто откровенно не понимает, для чего ему нужно «ходить в церковь»? «Я ведь никогда никому зла не желал, ничего плохого не делал, всех люблю, и меня все любят…и вообще, Бог у меня в душе». Здесь немаловажную роль и играют наши православные миссионеры, катехизаторы, преподаватели воскресных школ, которые и должны объяснить человеку, что такое человек душевный, а что такое человек духовный; что такое «ходить в церковь», а что такое «быть в Церкви»; что такое «знать о Боге» и что такое «знать Бога».

Знание Бога отличается от знания о Боге. Знание Бога - непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, знание о Боге - достояние ума и памяти. Прийти к познанию Бога - не значит найти Бога вне себя, как некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то логическими доводами, - это значит каким-то таинственным образом дать возможность нашему внутреннему "я" увидеть Бога внутренним оком.

Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу, которую видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

И в наше время богословское, семинарское и академическое образование не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и воспитания заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в руководимом это внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

Мера человеку – святость. Святость не достижима объективно, ей нет границ, но достижима в личной жизни каждого в меру сил человека. Грех – не только то, что сделал дурного в жизни. Грех – это и то, что не сделал должного. Нежелание стремиться к святости – тоже грех.

Много веков уже христиане стараются понять учение Христа, стараются осуществлять учение Христа в своей жизни. Жизнь многих святых освящает этот путь поисков, и каждому из нас надо, хотя бы в самой малой мере, задуматься о том, что значит учение Христа в моей собственной жизни, что говорит мне это учение о моем отношении к Богу, к людям и к себе самому.


1. Детское мышление и поведение (средний школьный возраст 9 – 11 лет)

«Замечая в дитяти пробуждающееся чувство и мысль, нужно дать ему угодную христианину пищу. Эта пища преимущественно заключается в религиозных понятиях. Пусть на первом месте дитяти слышится сладчайшее имя Господа Иисуса; пусть первый луч сознания упадает на понятие о Боге, нашем Творце, Вседержителе, Промыслителе и Спасителе; пусть нежное чувство сотрясется ощущением любви к Отцу Небесному, в обширном доме Которого живет он и родители его, из десницы Коего получает не только все нужное и все приятное для жизни, - и в самом начале возникающего разумного бытия дитяти возжжется тот небесный свет, который указывает путь истины и добра».

Игумен Вонифатий из Феофании «Воспитание детей. Отечник №2»

1.1 Особенности обучения

Детство, юность, зрелость, старость – разные возрасты единой земной жизни. Неразрывна жизнь: труды и плоды одного возраста делают человека или счастливым, или несчастным в последующее время. Так и земная жизнь – лишь часть жизни вечной. Земная жизнь – детство и юность жизни вечной. Чему мы научаемся в первые периоды жизни, тем мы и живем оставшуюся жизнь.

Средние школьные годы – это переходный период между детством и юностью. Мыслительные возможности большинства детей предполагают способность к логическим размышлениям для решения проблем или получения каких-либо сведений о конкретных вещах, действиях и событиях.

В своей книге «Этапы нравственного развития ребенка» священник Анатолий Гармаев, пишет: «До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел.

С легкой руки журналистов, этот период назван “периодом самоутверждения”. На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100%.

3-10% подростков проявляют заботу. То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей».

Возвращаясь к возрасту 9-11 лет, остановимся кратко на особенностях обучения детей. Это время, когда душевное становление открыто миру как явлению целого. Мир не поделен на математику, химию, физику. Мир предстает для ребенка во всей своей цельности, где множество оттенков, тонких нюансов, но все слито в одну большую торжественную жизнь. Задача школы — не разбить, не высушить, не ожесточить этот резонанс детской души с миром. Напротив, возделывать, бережно сохранять, умножать, — исполнить смысла и благодарности это богатство, этот дар чувства жизни, который дарован каждому человеку. Если здесь, в начальной школе, он сохранится, тогда во всей жизни человек будет способен целостно чувствовать мир, природу, в которой он живет, людей, с которыми общается. И при всяком возникновении трещин в гармоничной целостности мира будет чувствовать начало разрушения и искать силы и средства, чтобы восстановить мир, справедливость, правду.