Особенности эстетического воспитания подростков

Реализация системы художественно-эстетического воспитания школьников в учебно-педагогическом процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время. Принцип эстетики детской жизни: организация отношений, деятельности, общения по законам красоты.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Уссурийский государственный педагогический институт"

Курсовая работа

тема: "Особенности эстетического воспитания подростков"

Выполнила: Студентка 5 курса

2 высшее кафедра биологии,

химии и психологии

г.Уссурийск, 2011г.


Содержание

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

1.2 Виды эстетического воспитания

Глава 2. Особенности эстетического воспитания

2.1 Эстетическое воспитание в системе образования

2.2 Эстетическое воспитание подростков

Заключение

Список литературы


Введение

В данной работе я рассмотрю тему "Особенности эстетического воспитание подростков". Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Потому актуальность данной темы и данного направления воспитательной работы в целостном педагогическом процессе не вызывает сомнений.

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

И так, рассмотрим подробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.


Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. [10]

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя "эстетическое мышление", воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности .

1.2 Виды эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[16]

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые "кирпичики" в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.[2]

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.

Все сказанное выше об эстетической культуре личности подводит нас к мысли о важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

эстетический воспитание школьник красота


Глава 2. Особенности эстетического воспитания

2.1 Эстетическое воспитание в системе образования

В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства, пения и музыки. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут "кружки".

Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Так же предусматривается выработка системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у учащихся воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественноматематического цикла помогают раскрыть перед учащимися красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит подростка в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.[10]

Художественные навыки в области рисования, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благодаря практическим упражнениям становится тоньше и дифференцированнее художественное восприятие.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Важно пробудить у учащихся стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.

2.2 Эстетическое воспитание подростков

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчёркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в "Стратегии модернизации Российского образования". В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий.[4] Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания. Главными задачами должны стать: улучшение художественного образования и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагоги учат ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов - весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.

Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

В познании художественных средств изображения действительности, в искусстве, большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке и др. В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отношения к изучаемому художественному произведению. В старших классах практикуется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства.

Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда зачастую учащиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику.

Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д.

Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, "боевики". Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.

В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление "быть, как все", выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.

Все чаще старших подростков волнуют вопросы, какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. [7]

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.

Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др.

Б. Т. Лихачев в книге "Эстетика воспитания" дает классификацию предметов обучения в школе, разделив их на три группы и наметив конкретные возможности воспитания для каждой из этих групп.[10]

1. Предметы, раскрывающие объективные закономерности природы и общества, обеспечивающие теоретическое научное познание мира (математика, физика, химия, биология, география, история, специальные дисциплины в конкретных областях знаний). В изучении этих предметов важно раскрыть эстетическую сущность явлений природы и общества, их развитие на основе законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания).

2. Предметы развивают практические навыки, учат практическому познанию мира (физкультура, трудовая деятельность, частично лабораторно-практические занятия по теоретическим предметам). В эстетическом воспитании они способствуют накоплению эстетического опыта и отражению накопленных представлений о прекрасном в практической деятельности, в жизни, формируют навыки, необходимые для эстетического творчества.

3. Предметы, раскрывающие картину мира в эстетически воспринимаемых образах (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино), обеспечивают развитие высокого художественного вкуса, общее развитие личности, понимание огромной общественной роли искусства, его специфических средств изображения действительности.

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, магнитофонные записки). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников.

Немалое влияние на эстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке).

Эстетическое воспитание находится в тесной связи с физическим воспитанием.

Художественная литература раскрывает картину мира в эстетически воспринимаемых образах, созданных силой воображения писателя, поэта. Художественная литература - искусство слова, самое богатое и сложное искусство.

Слово по природе своей содержит элементы образности, вызывающей в читателе множество сложных ассоциаций, чувств, представлений, мыслей. Поэтому литература обладает универсальными изобразительно-выразительными возможностями, сочетая в себе свойства разных видов искусств. Изображение пейзажа, интерьера, портрета, описание явлений и событий вызывают в воображении подростка зрительные образы, в то же время литература возбуждает слуховые образы, образы, развивающиеся во времени, раскрывающие чувства, переживания, мысли человека. Зрительные и слуховые образы, рождающиеся при восприятии литературы, специфичны, они отличаются от непосредственной наглядности тем, что не воспринимаются глазом или слухом, а, возникая в воображении человека от воздействия слова, носят иллюзорный характер. Поэтому восприятие литературы носит более сложный характер, оно требует большей интенсивности и силы воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.

Анализируя художественные произведения, ребята оценивают их, доказывает верность своей оценки, умение выражать свои мысли правильным, литературным языком, простым и выразительным.

Важно научить учащихся наблюдать за развитием характера героя в самостоятельной работе над текстом, выяснить жизненную основу характера героя, его действий, поступков и дать глубокую психологическую характеристику образа: черт его характера, особенностей ума, чувств, воли; раскрыть образ во всей его сложности, показать прекрасные черты личности. Высокое нравственное совершенство, глубокий ум, яркие сильные чувства, воля - эти качества положительно оцениваются нашей молодежью. Отрицательные качества личности вызывают чувство неприязни, стремление бороться с проявлением этих черт в себе и окружающих. Задача морально-эстетического воспитания подростков требует иногда уточнения эмоций и понятий об идейном содержании художественных образов.

Таким образом, эстетическое воспитание осуществляется в процессе познания специфики литературы, как вида искусства, как образного отражения действительности.

В чем специфика возможностей эстетического воспитания в предметах естественно-математического цикла, раскрывающих научную картину мира, закономерности развития вещей и явлений, обеспечивающих теоретическое познание мира?

Эстетическое воспитание подростков в процессе изучения естественных наук предполагает в качестве основы определенную эстетическую концепцию - признание объективности красоты в природе; понимание таких эстетических принципов, как целостность, гармония, единство в разнообразии, единство формы и функции, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность. Эстетическое воспитание в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла осуществляется не привнесением в предмет посторонних элементов. Оно исходит из содержания самого предмета. Учитель использует в изложении материала конкретно-эстетический анализ объектов и явлений, изучаемых биологией, физикой, математикой, химией, географией, астрономией в сочетании с научным подходом к теме. [12]

Математика - одна из абстрактных наук, она отличается логической безупречностью, обоснованностью и последовательностью выводов. Новые программы по математике в школе значительно повышают уровень математической культуры учащихся средних школ. Учитель должен не только глубоко знает и понимает математику, но и чувствует ее красоту, уметь передать ее учащимся.

Красота - в силе математической мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательства "очевидных теорем" и, наоборот, для обнаружения несправедливости многих очевидных истин.

Эстетическое воспитание подростков осуществляется на уроках истории. Эстетическое в истории носит объективный характер. К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, что исторический процесс - это богатейший источник эстетического и что эстетическое в истории обусловлено объективными закономерностями развития общества. Таким образом, надо развить у подростков способность видеть и чувствовать эстетическое в самой истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.

Наибольший интерес в плане эстетического воздействия представляют прекрасная и возвышенная борьба передовых общественных сил за осуществление высоких гуманистических идеалов, крестьянские народные восстания, борьба пролетариата за построение социалистического общества, героизм советского народа, проявленный в борьбе с фашизмом в Великую Отечественную войну.

Таким образом, эстетический аспект изучения истории - это средство всестороннего изучения предмета, которое вырабатывает эмоциональное, духовное отношение к истории, формирует личность в целом.

Подростковый возраст - возраст наиболее интенсивного внутреннего собирания красоты в процессе деятельности и отношений и ее выражения в собственном поведении и художественном творчестве. Подростковому возрасту свойственны романтические стремления и искания - в этом своеобразие их стремления к идеалу. В работе с подростками учитель предоставляет им как можно больше возможностей для творчества, сравнивает результаты трудового и художественного творчества разных учащихся, отбирает для ознакомления произведения искусства, близкие по своему содержанию опыту детей.

Таким образом, во всех учебных предметах есть возможности эстетического образования и воспитания.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов.

Школьникам необходимо показать красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.

Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.

При изучении "Основ материаловедения" девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции.

Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

При этом на примере изготовления объектов учащиеся должны знакомиться с элементами черчения и графики, использовать знания, полученные на уроках изобразительного искусства, МХК, ОПК, истории и ряда других школьных предметов. Девочки знакомятся с народными, классическими видами вышивок, современными вышивками с использованием декоративных материалов, с различными видами современных аппликаций, традиционными видами вязания с художественными, мальчики с народными промыслами обработки природного материала, видами резьбы по дереву, плетением изделий из лозы, гончарством.

Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать подростков от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, стилистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

Формирование эстетической культуры – это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе.

Многообразны формы внеклассной работы. Это кружки художественной самодеятельности, утренники и вечера, праздники песни и танца, фестивали искусств, выставки, лекции-концерты, экскурсии и походы, посещение театра и кино. Большое развитие получают организованные при клубах или в школах молодежные университеты культуры и клубы любителей искусств.

Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский. С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств и 3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, кружки, творческие вечера, экскурсии, классные часы.

Расширяется кругозор учащихся, их знания, развивает творческие способности, прививает практические умения и навыки. Виды кружков: драматический, кружок художественного чтения, литературный, литературно-творческий, кружок по изучению выразительных и изобразительных средств и жанров различных видов искусства, литературно-искусствоведческий и др.

Неоценимое значение для эстетического воспитания подростков имеют лекции по искусству. Они несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве.

На занятиях кружка проводятся экскурсии, походы, встречи с работниками искусства (композиторами, писателями, артистами), устраиваются конкурсы, викторины

Школьные вечера - распространенная форма внеклассной работы по эстетическому воспитанию, которая позволяет привлечь к активной художественной деятельности массу учащихся.

Они оказывают огромное нравственно-эстетическое воздействие на школьников своим содержанием, яркостью, торжественностью, концертами художественной самодеятельности.

Вечера художественной самодеятельности координируют работу кружков, каждый из которых показывает свое искусство, они выявляют и развивают художественные умения и способности школьников (умение петь, танцевать, выразительно читать, играть на сцене), потребность в прекрасном.

Распространенной формой учебной и внеаудиторной работы являются экскурсии - "форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места, предприятия и т. д.) или в музеях, на выставках".

На экскурсиях по изобразительному искусству ребята, знакомясь в подлинниках с творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развивают эстетическое восприятие. Цель экскурсии дать определенный минимум понятий, знаний о том или ином виде искусства, возбуждает желание понять и почувствовать его красоту, знакомит с экспонатами музея. Все это обеспечивает осознанное восприятие произведений искусства, дает ребятам возможность пережить радостное чувство узнавания.

Активное участие в организации выпуска стенной газеты, в которой рассказывается о школьной жизни, о школьных делах, имеются статьи познавательного характера, рассказы и стихи школьников, сатира и юмор.

Единство и органическая взаимосвязь классной и внеклассной работы являются важным условием осуществления эстетического воспитания в школе.

Таким образом эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.


Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.

На уроках учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребенка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.


Список литературы

1. Бабанский Ю. К.,"Педагогика". -Просвещение, Москва, 1983 г.

2. Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. /– М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.

3. Борисова, Е. С. Эстетическое воспитание школьников. / Е. С. Борисова. М.: Просвещение, 1989. – 144 с.

4. Гачев, И. Л. Творчество. Жизнь. Искусство. / И. Л. Гачев. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.

4. Гавриловец К.В., Каземирская И.И. "Нравственно-эстетическое воспитание школьников". – Минск, 1988

5. Гончаров И.Ф., "Искусство в эстетическом воспитании" электронное издание

6. Дремов А. К "Эстетика и современность" Москва, 1988 год

7. Ильин В. С.,"Формирование личности школьника: Целостный процесс". Москва.,1984г.

8. Козырева, О. А. "Общие основы педагогики" для студентов специальности "Педагогика и психология". /– Новокузнецк: КузГПА, 2005. – 216 с.

9. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя – М.: Педагогика, 1985. – 288 с.

10. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. - №7.

11. Максимова З.Н. "Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей" Москва, 1981 год

12. Неменскии Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе: Сб. статей. — М., 1990.13. Радугина А.А., Эстетика. Под ред.– М., 1998.

14. Смольянинов, Д.В. "Красота природы и воспитание красотой." /– М.: Педагогика, 1984. – 176 с.

15. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – 2-е изд. /– М.: Детская литература, 1989. – 367 с.

16. Таборидзе, А. К. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. / А. К. Таборидзе. – М.: Профиздат, 1988. – 254 с.

17. Толстых, А. В. Воспитание школьников. / А. В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

18. Хрипкова, А. Г Мир детства: Юность. / А. Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1988. – 432 с.

19. .Шестаков. В.П., Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 томах/ Сост. М., 1973г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ