Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили

Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: точка зрения американского психиатра Росс Кэмпбелл в книге "Как на самом деле любить детей". Опыт обучения детей в книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили. Родители и учителя как субъекты воспитания.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"

Контрольная работа по педагогике

Тема: Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили

Проверила: преподаватель

Костина Нина Михайловна

Выполнила: студентка

Зайцева Лариса Олеговна

Группа: 3СВ-020400-41 (к)

Ижевск. 2010 г.


Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл . В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к детям через контакт глаза в глаза, физический контакт; рассказывает о путях, которыми родители должны пользоваться, чтобы ребенок осознавал и чувствовал их заботу, любовь.

Цель воспитания автора данной книги - вырастить каждого ребенка достойным человеком, чтобы ребенок осознавал и чувствовал доброжелательность родителей, заботу, любовь. "Больше всего меня волнуют потребности самого ребенка и то, как лучше всего удовлетворить их". В Библии всячески подчеркивается ценность детей: "Вот наследие от Господа: дети, награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой".

Объектом воспитания для автора является ребенок. На протяжении всей книги чувствуется как автор с трепетом повествует о ребенке, как о чем-то нежном, хрупком, бесценном - Даре Божьем. В своей книге Росс Кэмпбелл приводит цитаты из Библии. "…посмотрите Библию, и вы убедитесь, как высоко превозносятся там дети". "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то Иисус вознегодовал и сказал им: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие." Истинно говорю вам, кто не примет Царство Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их возложил руки на них и благословил их".

А в Книге Бытия сказано, что дети - дар Божий ("И взглянул (Исав) и увидел жен и детей, и сказал: "Кто это у тебя?" - Иаков сказал: "Дети, которых Бог даровал рабу твоему").

Как важно малышу ощущать, что он - совершенно особенный.

Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способами спрашивает своих родителей: "Вы меня любите?". Ребенок задает этот эмоциональный вопрос в основном своим поведением, редко словами. И в жизни каждого ребенка ответ на этот сакраментальный вопрос - абсолютно самое важное.

"Вы любите меня?" Если мы любим ребенка безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос утвердительный. Если же мы любим его условно - в зависимости от его успехов, поведения и пр., - он теряет уверенность в себе, становиться тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

Ребенок обычно задает этот вопрос всем своим поведением и мы, родители, также всем своим поведением отвечаем на этот вопрос. Не только тем, что мы говорим, но и тем, что мы делаем. Своим поведением ребенок показывает нам, в чем он больше нуждается, какие у него эмоциональные потребности, может, ему нужно больше любви, больше дисциплины, больше признания его как личности, больше понимания.

Своим поведением мы, родители и те, кто связан с детьми, удовлетворяет эти потребности, но мы можем сделать как следует только если наши взаимоотношения с детьми основаны на безусловной любви.

Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе: он не только слышит что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. Это куда более важно! На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

У каждого ребенка есть эмоциональный резервуар, это фигуральное выражение, но понятие совершенно реальное. У каждого ребенка есть определенные эмоциональные потребности, и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т.д.), определяет многое: прежде всего как ребенок себя чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости. Это определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый. Чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительнее его эмоции и тем лучше его поведение.

Только родители отвечают за содержание эмоционального резервуара. Поведение ребенка является сигналом, указывающим на состояние этого резервуара.

Необходимо осознать, что этот резервуар должен быть полон и только родители этого могут добиться.

Только если резервуар полон, ребенок может быть счастливым, ему удастся достичь своего наивысшего потенциала в развитии и соответствующим образом реагировать на требования дисциплины.

Субъектом воспитания являются родители. Автор книги предлагает рассмотреть необходимые предпосылки хорошего воспитания.

Первое и наиболее важное - Дом, т.е. Семейный очаг. Принципиально существенны взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложились между мужем и женой. Поэтому крайне необходимо обеспечить самые лучшие отношения между супругами прежде чем пытаться серьезно изменить отношения к ребенку в позитивную сторону.

Когда читаешь книгу, то создается впечатление, что с тобой ведет беседу добрый мудрый друг. Росс Кэмпбелл обращается к своим читателям (родителям) как к своим друзьям: "Нас, родителей", "друзья - родители", "любящие родители". Во время чтения ощущаешь диалог с автором. Хочется задать вопрос, а он как-будто бы опережает тебя вопросом и тут же сам отвечает. Беседа без нотаций, нравоучений для меня очень поучительная.

Автор пытается поделиться с родителями (читателями) своими знаниями. По мнению автора каждый родитель любит своего ребенка, однако этого мало, недостаточно, необходимо суметь передать свою любовь и нежные чувства и главное ребенок должен это ощутить и почувствовать себя любимым, его полностью принимают и уважают, и тогда он сможет любить и уважать себя сам. Как следствие родители смогут помочь своим детям научиться безоговорочно любить других, особенно своих будущих супругов и детей.

"Надо применять как само собой разумеющееся, что родители в самом деле любят своего ребенка и действительно хотят на практике применить то, что они здесь узнают. Есть определенная разница между смутным теплым чувством по отношению к ребенку и глубокой заботой и стремлением пожертвовать всем, что необходимо, для максимального удовлетворения его интересов".

По мнению Росса Кэмпбелла, настоящая любовь безоговорочна и должна проявляться во всех искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения со своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.

Мы можем быть уверенны, что ребенок правильно воспитан и дисциплинирован, только если в основе воспитания лежит безусловная любовь . Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять как справиться с его непониманием. Безоговорочная любовь - это путеводная звезда в воспитании ребенка. Без этого мы, родители, блуждаем в темноте без ясных ориентиров, определяющих, какова наша позиция и что мы должны предпринять в тот или иной трудный момент при воспитании нашего ребенка. Если такой свет сияет впереди, у нас появляются ориентиры, определяющие состояние, настроение и поведение ребенка и помогающие нам справиться со всеми проблемами, включая дисциплину. Именно этот фундамент является краеугольным камнем, благодаря которому мы овладеваем искусством воспитания ребенка и ежедневно можем удовлетворять его эмоциональные потребности в первую очередь, а потом уже и все остальное. Без фундамента безусловной любви родительские обязанности - мучительное, давящее на нас бремя, тяжкий и неблагодарный труд, иногда вызывающий горькое чувство неудовлетворенности, а именно заводящее в тупик.

Что же такое безоговорочная любовь? Любить ребенка безусловно - значит, любить его независимо ни от чего, независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение. Ясно, что (так же, как и в супружеских отношениях!) это идеал, которого мы никогда не достигнем полностью. Но опять же чем больше мы стремимся к нему и чем больше мы достигаем положительных результатов, тем больше удовлетворенными и уверенными в себе родителями мы становимся. И тем более довольным жизнью и нами, доброжелательным и счастливым растет наш ребенок.

Средствами коммуникации являются особенности проявления любви к ребенку. Их несколько.

Первая особенность , а именно - контакт глаза в глаза. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми!) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.

Что же такое контакт глаз? Это просто значит, что вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь.

Второе - это физический контакт. "Я вовсе не имею в виду обязательно целоваться, обниматься и прочее. Я просто имею в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и тому подобное".

При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему легко общаться с другими, и следовательно, он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз - это два наиболее ценных дара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Третье - пристальное внимание.

Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на не распыленное внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес к нему, именно в эту минуту. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире.

Ребенку необходимо дать почувствовать, что он - единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее, чем он. В результате этого ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.

Как же добиться пристального внимания? Самый лучший способ - это выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине. Хорошее воспитание требует времени.

Именно в минуты пристального внимания родители имеют особую возможность дополнительного контакта глаз и физического контакта со своим ребенком.

Четвертый путь - дисциплина.

Обычно в представлении воспитателей и родителей любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Не удивительно, что у родителей происходит путаница и осложнения при попытках контролировать поведение ребенка.

Родители, смешивающие такие вещи, обычно считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых - порка). Любовь и дисциплину нельзя разделить и что наказание - это очень маленькая часть дисциплины.

Чтобы приучить ребенка к дисциплине, надо дать ему почувствовать, что его любят, - вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Конечно это не все. Но это наиболее важно.

Дисциплины легче добиться, когда ребенок чувствует его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Чем лучше дисциплинирован ребенок, тем меньше требуется наказаний. Как ребенок подчиняется требованиям дисциплины, зависит в основном от того, насколько он чувствует любовь, заботу и внимание к нему. Поэтому самое главная родительская задача - дать нашему ребенку почувствовать, что мы его любим, что мы всегда на его стороне.

В результате такого воспитания мы вырастим счастливого, уверенного в себе и в своих возможностях ребенка. Ребенка, который прекрасно ладит со сверстниками и со взрослыми, учится с удовольствием, хорошо себя ведет - какая награда для родителей!

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

В прочитанной мной книге "Здравствуйте, дети!" автор Ш.А. Амонашвили делится опытом обучения детей шестилетнего возраста, опираясь на свою многолетнюю педагогическую практику.

Автор перед собой ставит цель : утвердить гуманистические и оптимистические начала педагогики школьной жизни.

Объектом воспитания является ребенок. Ш.А. Амонашвили показывает шестилетнего ребенка не только как ученика (его даже трудно назвать учеником в подлинном смысле этого слова), но, в первую очередь, как растущего человека, имеющего свою многогранную жизнь и сложные взаимоотношения с окружающими. В зависимости от этого автор показывает, что каждый ребенок может быть познан и воспитан как личность только с учетом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностей и стремлений, способностей и надежд.

Шалва Александрович с любовью, нежностью и трепетом повествует о детях в своей книге:

"Какие красивые дети, сколько улыбок!".

"Они мешают нам спокойно и уныло ходить по улицам…".

Специфический детский шум автор называет грузинским словом "жриамули". "Оно означает веселый шум птиц и детей! Придумали его наши предки, чтобы отмежевать обычный шум людей от детского шума - радостного и веселого".

Шалва Александрович тщательно готовится к предстоящей встрече со своими учениками накануне 1 сентября:

- он рассылает письма детям, в которых рассказывается немного о школе, о том, что он их учитель и ждет с нетерпением встречи;

- изучает личные дела ребят;

- рассматривает фотографии, заучивает имена детей, чтобы 1 сентября поздороваться с каждым ребенком по имени.

"Я перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам…".

По мнению автора, дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

Автор считает, что надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Автор убежден и я с ним согласна, что воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей.

Субъектом воспитания является учитель.

Удивительная особенность учителя (автора книги) в канун 1 сентября подсчитывать количество учебных дней и уроков на весь год на все 4 года начального обучения, высчитывать минуты и даже секундочки своего непосредственного общения с детьми.

"Иногда мне представляется, что классные комнаты, школьные коридора, заполненные детьми; это то же самое поле, воспитательное, обучающее, по которому непрерывно проходит "педагогический комбайн" - сея и убирая урожай. Но остаются пропавшими бесследно тысячи секундочек и минуточек, которые уже никогда нельзя будет собрать. Это как беспечный сеятель сеет пшеницу, разбрасывая горсти семян направо и налево, не замечая, что они оказываются за пределами поля или попадают на не вспаханные участки, так и беспечный учитель разбрасывает неповторимые и бесценные семена педагогического времени направо и налево".

"Каждая педагогическая секунда каждому школьнику нужна в строго определенное время - не раньше, не позже".

"Находясь в педагогической цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды считать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить, что ответственен за его судьбу ".

"Я стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. Класс - это же не цех массового производства стандартного обучения и воспитания детей. Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, пропитывать каждую клеточку маленьких сердец чувством любви к человеку. "

Мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

Шалва Александрович в своей педагогической деятельности мог просить прощения у детей и признавать за собой педагогическую неточность. "Простите, дети, я же не нарочно! Вы прямо на ходу ломаете мою науку, и мне трудно все предвидеть! Но я обещаю вам, что через четыре года я исправлю это упущение с другими ребятишками, которым пока только два года!"

Автор спрашивает совета у детей как работать на уроках, благодарит детей.

"Спасибо, дети! Не зря я вижу в вас учителей своего педагогического мастерства!"

Необходимо чаще приглашать на уроки Момуса - бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна.

Мы все друзья; вы - мои сотрудники, серьезные взрослые люди; я же - давайте останусь педагогом, только рассеянным, забывчивым, вы не спускайте с меня глаз, будьте начеку.

Я считаю своим долгом доставить вам радость познания, радость, вызванную преодолением трудностей при овладении знаниями, я ищу пути к тому, чтобы не "вкладывать" знания в ваши головы, а чтобы вы сами пытались "отнять" их у меня, овладеть ими в результате интеллектуального "боя" со мной, приобретать их путем постоянных поисков и неутомимой жажды к ним.

Украшением уроков станет звонкий смех детей.

Я научу детей решать сложные задачи, а сам буду "ошибаться" при их решении. Научу их читать выразительно, а они затем сами же начнут "поправлять" меня в чтении. Научу играть в шахматы, чтобы они затем ликовали по случаю выигранных у меня партий.

Они начнут стремиться к познанию. И когда я задам им вопрос: "Какие вам давать задачи - сложные, трудные или простые, легкие?", я услышу от них произнесенное хором и воинственно "Давайте сложные, самые сложные!". Ребенок окажется в царстве мысли и будет стремиться к познанию.

Так вырастет мой авторитет в ваших глазах, мои дорогие дети, и вы поймете, что ваш учитель тоже человек вам необходимый! А если и любимый, то высшего признания среди вас мне и не нужно!

Огромную роль автор уделял связи семьи и школы.

Нужна не просто связь школы с семьей, нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта ценность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды.

Проводил работу с родителями:

1. Уроки для родителей.

"Я обязуюсь продемонстрировать перед ними, перед обществом мою - учительскую - преданность детям и педагогическое мастерство".

2. Я решил идти дальше: пригласить родителей стать воспитателями своих детей в школе.

Я стремлюсь дать детям всестороннее - умственное трудовое, нравственно-этическое, физическое развитие. Стремлюсь к тому, чтобы в формирующейся личности ребенка все эти стороны сочетались гармонично и взаимодействовали друг с другом, т.к. личность не есть сумма этих качеств, она гармоническое целое.

Только целенаправленно сочетающиеся между собой виды деятельности могут стать условием всестороннего и гармонического развития.

"…Надо чтобы у человека все дверцы сердца и души были распахнуты настежь для восприятия. "

Средства коммуникации .

По мнению автора книги очень важны не только слова, но и интонация, тон голоса, то есть как они произнесены. Огромное значение имеет и выражение лица.

"… дело не в самих словах, а в том каким голосом я их произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону".

Для Амонашвили (как для учителя), на мой взгляд, очень важна не только словесная форма, но и установление физического контакта.

" - Здравствуй, Гига! - я беру в свою руку протянутую маленькую ладонь мальчика и крепко пожимаю ее.

А ты - Марика!. Здравствуй!

Ее ладонь я кладу в свою нежно, она у нее мягкая хрупкая".

На уроках учитель, подходя к детям, поглаживает их по голове, нежно похлопывает по плечу.

Автор книги на уроках и переменах применяет различные методы:

- произносит слова медленно, растянуто, шепотом.

Медленно и растянуто, чтобы дети смогли заглянуть в него и еще, чтобы дети привыкли улавливать содержание слов.

Шепотом, чтобы развить слуховое восприятие, фонематический слух и еще вызвать у детей внимание и интерес.

Приемы нашептывания ответов на ухо учителю. Во-первых, этот прием нравится детям, во-вторых, появляется возможность удовлетворить желание многих ответить.

В первый же день обучения дети чувствуют чуткое нежное отношение к ним и открыто выражают свою любовь к учителю прямо на уроке.

"Зурико обхватил меня крепко обеими руками, прижал к себе и со всей щедростью детской души, первым среди тридцати восьми, на первом же уроке в своей жизни награждает меня чувством, которого все последующие годы я буду добиваться от всех детей класса. Дядя, - шепчет мне мальчик, - ты хороший учитель. Я люблю тебя!"

"Зачем, мальчик, ты так щедро, доверчиво, так неожиданно да и пока не заслуженно награждаешь меня своим доверием? Разумеется, я буду очень стараться, буду стремиться стать достойным тебя педагогом, буду день и ночь трудиться, чтобы оправдать твои надежды, буду расти вместе с тобой, ради тебя же самого! Но зачем в самом начале, в первые же минуты своей школьной жизни ты возлагаешь на меня ответственность за чистоту моей педагогической совести?"

"Лучше, чтобы дети в эту минуту не смотрели на меня". Здесь Шалва Александрович применяет очень интересный прием в своей педагогической деятельности: "Опустите головы на парты… Закройте глаза! … И вспомните что-нибудь очень смешное из вашей жизни, любую из ваших шалостей!"

В этот момент у учителя появляется возможность прийти в себя, успокоиться, а у детей возможность переключиться с учебного процесса на отдых - посмеяться.

Результат.

Шалва Александрович Амонашвили глубоко проникает в помыслы ребенка, смысл поступков, используя все его внутренние возможности, направляя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности, потребности в творческом овладении действительности. "Свое, детское" становится для ученика тем богатством и той радостью, которой он спешит скорее, как можно скорее поделиться с учителем. И при этом дети знают, что учителю важно и интересно все, что интересно и важно для них самих. Учитель всегда в горении педагогического творчества, даже если не все его решения и действия бесспорны. Нить, связующая педагога и детей, не рвется, не распадается ни разу на протяжении всей книги, и ни на минуту не слабеет внимание читателя.

"Я бесконечно рад способностям моих шестилеток, рад свершению чуда!" - и привел бы в доказательство все 37 письменных откровений детей".

Сопоставительный анализ.

Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили в своих книгах призывают своих читателей к гуманности по отношению к детям. Авторы считают, что самое главное в воспитании это любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка, которую так легко ранить, задеть неосторожным словом, поступком.

К ребенку следует относиться с уважением, добротой и заботой.

Воспитание и обучение должно осуществляться учитывая и удовлетворяя интересы ребенка и прежде всего через любовь. Ни в коем случае не допускается насилие и грубость.

Окунувшись в чтение книги "Здравствуйте, дети!" я реалистично представляла учителя, как он общается с детьми, ведет урок, анализирует события. Я видела и чувствовала, как он трепетно относится к детям.

Меня постоянно не отпускало желание сравнить ту "сказочную" педагогику, которую несет автор и ту, которая царит в действительности в школах нашего города. Зная как относятся к детям "дорогие" учителя наших школ, хочется верить в ту сказку, которая описывается в книге "Здравствуйте, дети!" Если бы у меня появилась возможность отдать своих детей в экспериментальный класс Ш.А. Амонашвили, я бы обязательно воспользовалась этой возможностью.

Читая книгу, я словно прошла курс лекций и получила наглядный урок, как надо воспитывать ребенка. Воспитывать через любовь, нежность, понимание, заботу. Родители и педагоги должны прежде всего стремиться к созиданию и самосовершенствованию. Только стремление к идеалу может приблизить к цели. А стремясь к цели, можно увидеть ребенка счастливым, уверенным в себе.

Как бы я хотела сказать, цитируя Росса Кэмпбелла "я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!" Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я хочу, я буду пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. Из этой книги для себя я извлекла урок. Я уже сейчас напоминаю себе, что:

1) это обычные дети;

2) они ведут себя так, как все дети на свете;

3) в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного;

4) если я буду стараться как следует выполнять свою роль матери и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек;

5) если я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуравновешенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрелым. Я отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше), чем они сами;

6) если я люблю свих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют;

ребенок обучение кэмпбелл амонашвили

7) если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этой матери никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии. И опять я, мать, должна помнить, что я отвечаю за рост и развитие детей так же, как они, если не больше.

8) Ради самой себя (как страдающей за своих детей матери) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил должна стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.

Я очень благодарна авторам Ш.А. Амонашвили и Р. Кэмпбеллу, что имела возможность впитать в себя часть знаний, которыми они очень щедро поделились со мной.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ