Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.1 (стр. 39 из 81)

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассей­на». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмот­ность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образова­ние, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уров­не интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» — Мексика, Ко­лумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на ко­ординацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского обра­зования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган — Со­вещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии — 2,l года затем в Буркина-Фасо — 2,4 года, в Гвинее — 2,7 года, в Джибути — 3,4года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся—учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении — 39, в Намибии — 38; при среднемировом показателе — 16, а в развитых странах мира — 23.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея — около 4000, Ливане — более 3000, Аргентине — 3300, Венесуэле — около 3000, США –– около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд долларов США в год; а на образование одного учащегося — около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субре­гионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образо­вания. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государ­ственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося — около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической неста­бильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюда­ется спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалис­тов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществи­ли «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, со­держания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточ­ной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры обра­зования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уров­ня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других разви­тых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образо­вания (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следую­щим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения стра­ны и численность студентов в расчете на 100000 жителей (см. табл. 1). На основа­нии полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет — лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля все­го международного студенческого обмена приходится на Европу.

Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза на­уки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.

Таблица 1. Результаты международной оценки уровня системы высшего образования

Группа, Показатель валового национального продукта на душу населения, тыс. долларов­ Страна Количество студентов на 100 000 жителей
I 20 США 5600
Канада 5100
Норвегия 3370
Финляндия 3330
Франция около 3000
ФРГ 2810
Австрия 2670
Япония 2330
Швеция 2250
Швейцария 2050
Исландия 2050
Объединенные Арабские Эмираты 642
II 10-20 Испания 3000
Нидерланды около 3000
Израиль 2800
Бельгия 2730
Италия 2500
Багамские острова 2190
Великобритания 2170
Катар 1560
Кувейт 1250
Гонконг 1200
Сингапур около 1000
III 5-10 Республика Корея 3900
Ирландия 2600
Греция около 2000
Барбадос 1660
Ливия 1550
Бахрейн 1400
Саудовская Аравия более 1000
Мальта 800
Оман 400
Кипр более 300
IV 3-5 Антигуа и Бабуда 2190
Португалия 1890
Бывшая Югославия 1400
Бывшая ЧССР 1200
Суринам более 1000
V 1-3 Перу 3450
Аргентина 3300
Венесуэла 2900
Коста-Рика 2500
Уругвай 2320
Иордания 2230
Панама 2180
Болгария 2100
Чили 1940
Таиланд 1770
Мексика, Колумбия, Сальвадор, Польша,Турция около 1500
Алжир, Бразилия, Иран, Венгрия, Румыния,Тунис около 1000
VI менее 1 Ливан более 3000
Филиппины 2800
Египет, Боливия, Эквадор, Монголия, Сирия около 2000

Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техни­ческим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принад­лежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал — «Дорога высокой техно­логии».