регистрация / вход

Социальное воспитание личности в коллективе

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»

Филиал ТГПИ им. Д.И. Менделеева в г. Салехарде ЯНАО

Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Курсовая работа по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Социальное воспитание личности в коллективе

Студента 102 группы 1 курса

социально-психологического

факультета ОЗО специальности

«Социальная педагогика»

Степанова Раисия Максимовна

Научный руководитель:

преподаватель:

Купсольцева Марина Викторовна

Салехард 2008 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА I. Глава 1 Социальное воспитание учащихся

1.1 Социальное воспитание как педагогическая категория

1.2.

ГЛАВА II. Методика преподавания языка программирования VisualBasic. 52

2.1. программирования Visual Basic в школьном курсе информатики».

52

2.2. Фрагменты занятий по изучению темы «Методика преподавания языка программирования Visual Basic в школьном курсе информатики». Содержание, методы и формы изучения темы «Методика преподавания языка 57

Заключение

Список литературы

Введение

Есть вечные темы, будто обреченные на неизменную актуальность и привлекательность. К таким темам и относиться воспитание личности, его социализация, т. е его социальное воспитание в обществе, в коллективе, в социуме. Потому что личностью человек, индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания совей неповторимости как субъекта деятельности, члена общества.

Проходящие в нашей стране экономические, политические и социальные условия резко обострили социальные противоречия. Таким образом, можно констатирован, что в процессе социализации заложен внутренний, не до конца разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивид, и что личность есть продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения

Проблема воспитания подрастающего поколения оставалась и остается наиболее актуальной на протяжении существования человечества, и нет единого подхода в воспитании личности. Процесс становления личности происходит постепенно, здесь невозможно ожидать сиюминутных результатов. Воспитание можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. В процессе воспитания происходит становления личности, социальная микросреда является одним из важнейших факторов. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.

Цель исследования – теоретически обосновать сущность воспитания лич

ности в коллективе

Объектом исследования является целостный педагогический процесс, направленный на воспитание личности в коллективе, его социализации с использованием различных методов, приемов и направлений в деятельности в приобретении социального опыта в жизни общества детей подросткового возраста.

Предметом исследования является процесс воспитания личности в коллективе, его закономерности и принципы в историческом аспекте.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературы.

Изучение и обобщение педагогического опыта и изучение документов деятельности, анализа деятельности образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ и обобщение научно-педагогической литературы по теме самообразования «Социальное воспитание личности в коллективе»;

2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов воспитания личности в коллективе, в обществе на практике.

Практическая значимость работы заключается в том, что социализация (воспитание) как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов. Поэтому, по мнению одного известного педагога В. Гончаровой, сформировать личность одним школьным воспитанием невозможно, потому что школа формирует личность не с нуля, поскольку ранняя социализация уже прошла в семье и в микроокружении этого ребёнка.

Понимание этого мы находим ещё в педагогических сочинениях 18 века (А. Ф. Бестужев, Д. С. Аничков, Е. Р Дашкова, М. В. Ломоносов и др.). Уже в это время они пришли к пониманию идеи общественного воспитания, роли его среды в социализации личности. В «Трактате о воспитании» А. Ф. Бестужев пишет следующее: «Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относиться к истинному просвещению, к восстановлению в совершенстве всех выгод, всех добродетелей, каковые общество иметь должно, там люди познают, в чем состоит сие общество и какие суть его обстоятельства».

Структура работы

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, списка литературы, работа изложена на…страницах

Глава 1 Социальное воспитание учащихся

1.1 Социальное воспитание как педагогическая категория

Воспитание - важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса.

Общественное социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

«Социальное формирование», как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности. Это процесс и результат всех социальных воздействий на ребенка: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных. Шире только понятие «развитие», ибо, включая весь спектр социальных воздействий на ребенка, оно также содержит и воздействие врожденных и наследственных качеств на становление личности, особенности ее саморазвития. По сравнению с понятием «социальное формирование» собственно «воспитание» же.

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, что означает собственно «воспитание»; влияние среды и непосредственного ближайшего окружения личности; активность личности, проявляющуюся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитании и саморегулировании поведения.

Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.

При определении целей общественного (социального) воспитания всестороннее развитие личности рассматривается как цель, идеал, достижение которого в системе общественного воспитания осуществляется специфическими путями и средствами.

В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия – общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.

Направленность развития личности должна быть задана в достаточно общем виде, чтобы не препятствовать индивидуальной вариативности. Задача, таким образом, состоит в создании необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностно-смысловой сферы человека и его индивидуально-психологического здоровья.

Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.

Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – государство, общество и любые его институты. Не семья – помощник общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Главные усилия педагогики должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.

В этой связи деятельность всех субъектов социального воспитания должна предусматривать три взаимосвязанных направления:

1) передачу (организацию) социального опыта детей и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, ее самоактуализации в семье и ее ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества направлении; активизацию – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности в социуме;

2) создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

3) процессы реализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений в развитии личности и поведении, обеспечение социальной помощи и защиты детей с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в нормальную жизнедеятельность.

Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе – семейного воспитания).

Для каждой из этих областей характерна определенная расстановка воспитательных институтов, специфическая социальная ситуация, своеобразная психологическая позиция развивающейся личности как субъекта воспитания.

Для каждого периода социального развития и индивидуального становления человека как личности характерны специфические возрастные особенности, проявляющиеся в определенных психологических новообразованиях, в соответствующей возрасту разнообразной деятельности, в формирующем влиянии того или иного института социализации и т.д.

Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник и т.д.), в разных сферах микросреды, где развивается личность (семья, детский сад, класс, школа, дом, квартал, клуб, любительское объединение, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.

Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных институтов воспитания (открытая, неинституционализированная среда) и особенно в наиболее стабильном ее звене – семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства). Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.

Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) / Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др. – М., 1990. – С. 1–5.

Социализация как социально-педагогическое явление.

Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивид, и что личность есть продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных взаимоотношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, своей самоотождественностии неповторимости как субъекта деятельности, но именно в качестве члена общества. Это становиться возможным благодаря такому существующему в человеческом обществе явлению, как социализация.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества к которому он принадлежит. Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интерриозацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, социальным группам, социальным организациям и институтам как среде жизнедеятельности включение социальных норм и ценностей в внутренний мир человека, его «Я» обуславливается структурой каждой конкретной личности.

Социализация как явление близко по своему действию с имеющимся в педагогике понятиям «Воспитание» или социальным воспитанием. В процессе воспитания происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды, активности самой личности как субъекта этого процесса.

Социальная микросреда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности. Общественное (социальное) воспитание – это педагогический ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенале средств, в целях формировании личности ,адекватной требованиям общества.

Понимание этого мы находим ещё в педагогических сочинениях 18 века (А. Ф. Бестужев, Д. С. Аничков, Е. Р Дашкова, М. В. Ломоносов и др.). Уже в это время они пришли к пониманию идеи общественного воспитания, роли его среды в социализации личности. В «Трактате о воспитании» А. Ф. Бестужев пишет следующее: «Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относиться к истинному просвещению, к восстановлению в совершенстве всех выгод, всех добродетелей, каковые общество иметь должно, там люди познают, в чем состоит сие общество и какие суть его обстоятельства».\

Ещё в работах В. М. Бехтерева, Т. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогова, Л. Н. толстого, К. Д. Ушинского, Д. И. Писарева указывалось на то, что воспитание – это объективно закономерно явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого – образование, обучение и развитие включены в определённую систему отношений. Таким образом «Человек как социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных и наследственных условий».

«Цель всякого воспитания – отмечал Т. Ф. Лесгафт – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий по отношению к другому лицу» и даже «мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг: содействовать совершенствованию общества, в котором находиться».\

Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественного общественного, в котором ему со временем придется действовать.

«Каждый педагог соглашается – говорил Л. Н. Толстой – что жизнь вносит свое влияние и до школы и после школы, и не смотря на все старания устранить её и во время школы», и причина этого явления «лежит в потребности общества, а само «воспитание как явление имеет свое начало… в обществе»

В 30-е годы такое понимание воспитания развивалось такими педагогами, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Козлов. «Под воспитанием, - писала Н. К. Крупская – понимают весьма различные вещи. В узком смысле под воспитанием понимается обычно то или иное преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков… но воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад, воспитывает улица, общественная организация, окружающая обстановка, весь общественный строй». Воспитание есть «процесс социальный в самом широком смысле» - указывает а. С. Макаренко, об этом пишет И. Ф. Козлов.

\ Так, видный мыслитель 20 века Э. Фром считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и другим людям, что приводит, по его мнению, посредствам отношений форм общения к формированию «социального характера». «Социальный характер»,по Э.Фрому-это «Ядро структуры характера,свойственная большинству представителей данной культуры и формирование ….

В результате своих исследований,рассуждений Э.Фром приходит к заключению что структура общества и функции индивида в социальной структуре определяют содержание социального характера. Проблемами роли социальной среды формирования личности в нашей стране занимались Л.П.Буева и С.Кон,Г.Л.Смирнов и другие.В реальной жизнедеятельности индивида не просто адаптировавшиеся к среде но также учатся создавать нечто новое,преобразуя себя и окружающий мир.Об этом говорит в одной из своих работ Л.И.Анциферова,такое понимание социализации «или близкой ему» свойственно психологам А.А.Бадалеву, Л.И.Бажович,И.С. Кон и др. Источником современной теории социализации послужили работы французского ученого социолога Тарда.В основу теории положил принципы подражания, а отношение «учитель-ученик»провозглашено им типовым социальным отношениям. Тард первым попытался описать процесс интернационализации норм через социальное взаимодействие, само подражание Тард возводил как психологическим основанием (желаниям ,биологическим потребностям)так и социальным факторам(престижу, повышению, практическим выгодам). Большой интерес по вопросам социализации представляют работы Парсонса. Он впервые создал теорию социализации, в которой рассмотрены вопросы и вхождения любого человека и индивида в существующую социально экономическую систему на основании общепринятых норм.Он видит эти проблемы следующим образом: в процессе общения с другими людьми человек «вбирает» в себя общие ценности и начинает действовать общезначимыми нормативным стандартом, при чем это следование становится частью его мотивационной структуры его потребности. \

Усвоение ценностей происходит за счёт закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или её отдельном членам (например, отцу), это убедительно доказывается в эмпирическом исследовании :процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или неполных семьях – без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладывается фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов .\

В нашу научно-педагогическую литературу одним из первых термин «социализация» ввел видный ученый А.В. Мудрик в работе «Личность школьника и её воспитание в коллективе». В ней 1983 году он писал: «Формирование личности, которая рассматривается рядом педагогов как воспитание в широком смысле слова». В более поздней работе А. В. Мудрик излагает уже системное видение факторов процесса социализации.

Социализация как процесс, складывается из многих факторов воздействия. По его представлениям, их три группы: макрофактор, мезофактор и микрофактор.\

К первой группе микрофакторов он относит: космос, планету, страну и государство. Макрофакторы реально влияют на процесс социализации индивидов, доказательством чего является примерная однотипность роста и развитие детей в разных частях земного шара.\

Космос фактически не изучен как макрофактор и его роль строиться в догадках.

Планета в качестве макрофактора социализации более изучена. Установлено, что условия жизни людей с рождения и до смерти определяется глобальными, политическими процессами, происходящими в ней.

Страна как макрофактор социализации оказывает своё влияние через природно-климатические и географические условия, что культура страны складывается веками и естественно отражается на формирование (социализации) каждой личности (речь, обычаи, традиции, приметы, фольклор, быт…).

Общество воздействует на личность всей своей экономической и социальной структурой, идиологией, культурой.

Государство как фактор социализации признается по причине того, что оно своей политикой, идеологией и социальной практикой, создает определенные условия для жизни людей.

Во вторую группу , по А. В. Мудрику составляют мезофакторы – к ним относят типы поселений (село, город, этнокультурные и исторические условия.\

Проживание формирующейся личности – важнейший фактор её социализации. Так, город по своей структуре более много социален и профессионален в сравнении с деревней, и более информационно мобилен. Личность в городе более автономна в выборе.

На самореализацию индивида в городе, на современном этапе определенное влияние оказывает специфика социально-псхологической ситуации, которая связана с многомиллионной миграцией людей из деревни в город, из одного региона в другой. В результате этого»тон» в городе задают люди, которых Д. Андреев охарактеризовал следующим образом:»Эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землей и вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющимся от красот индустриального пейзажа до частушки. Эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с собой. Они, как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия смертельна скучна, искусство и литература в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд…

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий