Смекни!
smekni.com

Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 13)

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Якутский Государственный университет

им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

кафедра дошкольной педагогики и психологии

Дипломная работа

на тему: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

студентка з/о НПО, ППД-96-2

Кузнецова Анна Артемовна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент ПДВ

Карамзина Ульяна Анатольевна

Якутск - 1999

Оглавление

Стр

Введение.

Актуальность. Задачи........................................................

3-7

Глава 1.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников....................................................................

8-20

1.1.

Образная выразительность в рисунках детей....................................................................................

8-15

1.2.

Особенности передачи театрального сюжета в композиции рисунка..........................................................

16-18

1.3.

Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста содержания кукольных спектаклей..........................................................................

19-20

Глава 2.

Исследование эффективности использования методов формирования умений создавать композицию рисунка после просмотра кукольного спектакля..........................

21-57

2.1.

Определение уровня композиционных умений и навыков в рисовании старших дошкольников................

21-31

2.2.

Система и методика проведения интегрированных занятий................................................................................

32-49

2.3.

Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у дошкольников..................................................

50-57

Заключение.................................................................................................

58

Список использованной литературы.......................................................

61

Приложение................................................................................................

67

Введение.

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.

Актуальность темы.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра, содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.

В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования “Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.

Предмет.

Использование разных видов кукольного театра в развитии композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Цель.

Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной деятельности.

2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей.

3. На основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию изображения в своих рисунках.

Методы исследования.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших группах;

- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на основе математических методов исследования.

Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, А. Михайловой.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая часть.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников.

1.1. Образная выразительность в рисунках детей

старшего дошкольного возраста.