регистрация / вход

Научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ 6 1.1Применение коллективных форм работы в процессе эстетического воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ 6

1.1Применение коллективных форм работы в процессе эстетического воспитания. 6

1.2 Влияние коллективных форм работы на развитие творческой личности в процессе нравственного воспитания 9

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 12

2.1Коллективные формы работы с использованием активных форм обучения. 12

2.2 Методы организации уроков изобразительного искусства с учетом коллективных форм работы. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 25

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет собой научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства (ИЗО).

Актуальность темы исследования:

Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон Республики Казахстана «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», в котором содержатся те основные принципы и положения, на основе которых необходимо строить стратегию, и тактику реализации законодательно закреплённых идей развития.

Главной целью развития педагогического процесса является формирование социально интеллектуально - гармонически развитой личности. В связи с этим, в познавательном процессе педагогу, прежде всего, необходимо организовать взаимодействие обучаемых, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество, которое способствует развитию эстетически-нравственной личности.

Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей.

Проблемы организации коллективной формы работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы.

При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения на уроках ИЗО, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.

Задачи курсовой работы:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;

Предметом курсовой работы является коллективный способ обучения. Этим способом является такая форма его организации, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый \тит каждого. В коллективном способе обучения нет возрастной дифференциации.

Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках ИЗО (рассматриваются проблемы реагирования и запоминания материала).

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что использование различных форм коллективной работы способствует повышению качества знаний учащихся в том случае, если:

- учитель сознает необходимость данных форм работы, если они проводятся систематически;

- дети принимают участие в них осознанно.

Теоретическими основами исследования являются: положение о том, что основной формой организации учебного процесса классно-урочная система, но среди форм работ она должна включать коллективную работу.

Работа состоит из двух частей, первая из которых посвящена педагогическим аспектам применения коллективных форм работы. Вторая глава посвящена методике организации коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства. В конце работы приведен список используемой

литературы.

1 Педагогические аспекты применения коллективных форм работы

1.1 Применение коллективных форм работы в процессе эстетического воспитания

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и выродитьсявбесполезныеразговоры.

Коллективное обучение - это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

Коллективные формы работ имеют следующие признаки:

1. Общая социально значимая цель.

Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости.

Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы - это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. В то же время коллективное обучение развивает эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося.

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.

Сегодня особенно актуальна проблема воспитания эстетического вкуса учащихся, выработка у них умений самостоятельной оценки произведений искусства, в связи с чем возрастает роль аксиологических параметров художественного образования, развития у школьников критического мышления. Ознакомление с культурным наследием прошлого позволяет учащимся глубже понять духовный, эстетический мир тех, кто жил и творил в нём, систему ценностей предыдущих эпох, конкретно представить образ жизни, мнения людей, понимание нерушимого единства художественного образа с природой, бытом, трудом, историей и национальными традициями. Вместо традиционного «анализа» произведений искусства в научно-педагогический оборот и школьную практику вводится понятие «интерпретация» произведений искусства. Поэтому поиск в искусстве личностно значащих смыслов, созвучных собственному духовному миру каждого учащегося, его художественно-эстетическому опыту, приобретает особое значение. Главные задачи эстетического воспитания — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека. Коллективные формы работ играют немало важную роль в эстетическом воспитание личности учащегося.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд.

1.2 ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

В структуру воспитательных уроков ИЗО этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

В систему этических воспитательных уроков ИЗО органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки.

Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности — важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

При организации и осуществлении этических воспитательных дел нужно учитывать следующие признаки:

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных творческих дел учащегося.

2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.

3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длите­лен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок по­нимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка

5. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных качествах творческой личности. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах

необходимо показать молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности.

Активность в обучении характеризуется проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и сопоставления и др.), пониманием изучаемого материала. Выделяют три уровня познавательной активности:

Первый уровень — воспроизводящая активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащегося стремления к углублению знаний.

Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. Характерным показателем второго уровня является большая самостоятельность, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднениях ищет пути их преодоления.

Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи (проблемы). Отличительная особенность этого уровня — в проявлении упорства и настойчивости при достижении цели, в широких и разносторонних познавательных интересах.

Таким образом, «активность в учении — не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию и характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».

В качестве средств активизации выступают не только содержание учебного материала, методы и формы обучения, но и материальная база учебного процесса, личные качества учителя и многое другое. Однако, бесспорно, что основой активизации познавательной деятельности являются действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы, Известно, что человек мыслит тогда, когда он сталкивается с условиями, при которых не может выполнить какого-либо действия известным способом и вынужден решать проблемные ситуации.

Что же может побудить учащихся к активной мыслительной дея­тельности? Эмоционально-познавательное отношение к учебной деятельности возникает тогда, когда она организована как поиск ответа на вопрос, как решение возникающей перед ними задачи. Таким образом, ключ к творческой активности — поиск ответа на вопрос. Но не всякий вопрос заставляет школьников сравнивать, сопоставлять, доказывать.

Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке. В зависимости от поставленной учителем цели занимательность можно использовать перед объяснением нового (в этом случае занимательная задача может выступать как проблема), в ходе объяснения нового (переключение внимания учащихся), перед закреплением материала — словом, на любом этапе обучения. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она -одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Не следует забывать, что основа учебного процесса — в целеустремленной творческой активности, а не в эмоциональной впечатлительности. Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности.

Иногда активность сводят лишь к физическим движениям ученика: считается, что ученик активен, если он рисует, чертит, пишет и т. д., а если читает про себя, слушает учителя, то он пассивен. Такое понимание активности одностороннее: ученик может быть внешне неподвижен, а его мысль в это время очень активно работает.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружились опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видя в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в ни правлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить но сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названии дают некоторое представление о целях, задачах, методике про ведения таких занятий(уроки творчества, уроки обобщения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, интегральные уроки и др.). Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Среди огромного количества видов коллективных форм работ на уроках ИЗО особенно практикуются следующие: кружок, студия, клуб, факультатив, творческая комната, реставрационная деятельность, игровая площадка, лекция, вечер, устный журнал, экспедиция, музей ИЗО, домашнее рисование, показ кинофильмов, внеклассная беседа, ИЗО-КВН, коллективное оформление стендов, изготовление элементов для украшения интерьера. Пожалуй, самым излюбленным видом является сочетание клубной и кружковой работы и работа в творческой комнате.

Особенно хороший эффект дает сочетание традиционных и инновационных уроков. Но на всех них гибко меняется соотношение теоретической, практической и методической частей в зависимости от темы. И на наш взгляд надо оценивать не то, каков урок, традиционный или инновационный, а каков его результат, каков его "выход" на творчество студента.

Нестандартные формы уроков развивают у учащихся следующие качества:

1. формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

2. воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;

3. обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

4. систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

5. приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

6. воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

2.2 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаше всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.

Эти задачи можно решать с помощью любых разделов нашего курса, где-то щедрее, где-то экономнее. Зачастую необходим эмоциональный настрой учащихся на тему, широкая предупредительная работа (которая проявляется в виде анализа темы урока, закрепления узловых точек), самостоятельная работа по теме, анализ работ и итог урока. Каждый этап урока может быть проведен либо учителем в плане анализа темы, вариантов решения ее, либо студентами в виде фрагментов школьных уроков; очень широко используется взаимопроверка, оценка и самооценка, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ; практическая работа представляет собой изготовление наглядных пособий для методических копилок студентов. Широко используется педрисунок (полный, частичный, с элементами аппликации), его выполняет как учитель, так и подготовленный студент. Для взаимопроверки и анализа студенты разрабатывают оценочный критерий данного вида работы, где особое место отводится самостоятельности, оригинальности, творчеству работы, умению нестандартно ее решить и подать. Для анализа, контроля и оценки предлагаются примерные опорные вопросы, с которыми студенты работают и в аудиториях, и на пробной практике, и в самостоятельной педагогической деятельности.

Но самым благодарным материалом в этом отношении, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных ( научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво. Содержание декоративных заданий должно органически связываться со всеми видами учебной работы по изобразительному искусству (рисование с натуры, на тему, по памяти). Анализ экспериментальных работ показал, что успешное развитие творчества учащихся в области декоративной работы находится в зависимости от уровня подготовки их в рисовании с натуры.

Также можно использовать при организации коллективных форм работ на уроках ИЗО графику. При разработке занятий линогравюрой вытекают следующие задачи:

1. Развить образное мышления учащихся;

2. Давать учащимся понимание средств гравюры и умение пользоваться ими.

Известно, что умение наблюдать - важное и необходимое качество для развития художественно-творческих способностей учащихся. Эти занятия развивают у учащихся прежде всего композиционные способности, что проявляется в умении зрительно уравновешивать формы - элементы рисунка, гравюры. Они приучают школьников рассматривать средства искусства со стороны их не только изобразительных, но и выразительных возможностей. И что особенно важно: занятия линогравюрой в высшей степени содействуют формированию у учащихся эстетического отношения к окружающим явлениям жизни.

Поэтому особое внимание необходимо уделять внеучебной работе, дополнительному образованию. На материале декоративно-прикладного искусства стараются учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво - всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Контроль знаний, умений и навыков проводится текущий (по мере освоения темы), также проводится итоговый зачет.

Знакомство с несколькими промыслами завершается праздником, в котором участвуют несколько классов. Это может быть ИЗО КВН, "Путешествие в страну Красоты", "Поле ИЗОчудес", "Следствие ведут ИЗОзнатоки" и т. д. На таких праздниках должны быть интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например, "оживить" картину, расписать блюдо только заданной росписью - аппликация и роспись и т. д.). Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, составленные из игроков разных групп, например, в команде "Палитра" игроки из группы За, 3б, 3в классов; в команде "Мастера" игроки - другие, но из этих же За, 3б, Зв классов. Таким же образом готовятся группы поддержки. Тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников другой гранью, часто нестандартной.

Огромно значение коллективных форм работ, когда учащиеся всем классом украшают зал для торжественного утренника, сцену, оформляя декорации для кукольного театра, изготовляют наглядные пособия, готовятся к праздникам.

Для выполнения таких общественных задач учащихся распределяют на соревнующиеся между собой небольшие группы. Общая работа обсуждается, корректируется (выбирается наилучший вариант) и планируется между группами, которым даются посильные задания, учитывая при этом возможности каждого ученика и группы в целом. Участие в таких мероприятиях отстающих учеников всегда вызывает чувство товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, старания каждого хорошо выполнить задание, чтобы не подвести других. Коллективная ответственность подтягивает отстающих. Школьники убеждаются, что коллективным, дружным трудом задание можно выполнить быстрее и красивее. Но самое главное, дети учатся ценить свой труд и труд товарищей, сохранять и беречь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Для учителей изобразительного искусства по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Таким образом,анализ методической литературы наглядно

свидетельствует о том, что коллективная форма работы обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007. - №3. - С. 15-17
  2. Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17
  3. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975. - 96с. + 16с. цв. вкл.
  4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания. - 256с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания. - с.256
  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд. М: АГАР, 2000. -256с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Педагогика"