Смекни!
smekni.com

Незаслуженно забытый Домострой (стр. 1 из 2)

Незаслуженно забытый «Домострой»

Глаголева О.В.

"Это обрядник всего, что делать и как жить"

И.П.Сахаров,первый исследователь "Домостроя".

Сегодня мы многое подвергаем переосмыслению и реабилитируем то, что еще совсем недавно было принято критиковать и бесповоротно отвергать, зачастую даже не читая произведения, будь оно трижды талантливым, только веря на слово "авторитетам".

Так случилось с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом "темного царства", что совершенно не отвечает истинному содержанию этой уникальной книги, в которой сконцентрировано духовное мироощущение своего времени.

Речь идет о произведении, полное название которого таково: "Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам". И название говорит само за себя. А потому как ни прикрепляй к нему ярлык "темное царство", любому здравомыслящему человеку понятно, о чем, собственно, идет речь: об устроении дома и обо всем, что касается личной жизни гражданина.

"Домострой" — это энциклопедия русской жизни XVI века. В ней наряду с частными советами — к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте — даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было "как в рай войти"; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое.

Для своего времени "Домострой" был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально-экономических норм. Три его основные части излагают правила общежития в отношении:

- "духовного строения" (религиозные наставления);

- "мирского строения" (о семейных отношениях);

- "домовного строения" (хозяйственные рекомендации).

Единого мнения о том, кто является автором этой книги, до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр. До нашего времени сохранилось около сорока списков этого произведения.

Перелистаем же некоторые страницы "Домостроя", чтобы составить свое мнение о незаслуженно отвергнутой и забытой книге. Подивимся мудрости наших предков.

Основа основ

В далеком XVI веке вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. Первые главы "Домостроя" наставляют в том, "Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…" (гл. 2); "Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе" (гл. 4) и т.п.

Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам.

В "Домострое" можно было найти рекомендации, "Как святителей почитать, также и священников и монахов" (гл. 5); "Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби" (гл. 6); "Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить" (гл. 13).

Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней(!) давности наказы: "…милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай…" (гл. 6);

"…в Церкви ни с кем не беседовать, стоять в молчании, слушать, не оглядываясь; ни к стене не прислоняться, ни к столбу…, не переступать с ноги на ногу...; не выходить до конца службы из Церкви, придти же к самому началу" (гл. 13).

В каждом доме красный угол непременно предназначался для икон. Эти родовые, из поколения в поколение переходящие святыни символизировали духовную связь и преемственность отцов и детей. При часто случающихся тогда пожарах в первую очередь спасали именно их!

К благоговейному отношению к иконам призывал и "Домострой". Вот как следовало "…дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать": "Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли…; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать… А к святым образам прикасаться лишь с чистой совестью…" (гл. 8).

Чистая совесть. Постоянно обращается "Домострой" к этой нравственной категории, о которой мы сегодня предпочитаем и не вспоминать, а если невзначай и упомянем в разговоре, то уж непременно с насмешливым оттенком — как о чем-то архаичном, вымершем и даже почти неприличном в наше время.

А ведь, действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства — по Закону Божиему и "Домострою". С младых ногтей знал каждый русский человек тринадцать "не": "не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться" (гл. 21 "Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить").

Да и следующие рекомендации можно со всей определенностью назвать жизненным кредо тогдашнего жителя России. "Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних как братьев почитай; немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай;…всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи; если обидят — не мсти, если хулят — молись; не воздавай злом за зло; согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах...; отвергни советы злых людей; равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же" (гл. 7 "Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это").

Глава дома

Во времена "Домостроя" каждый с детства разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам патриархальный уклад жизни в полном соответствии с Божиими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он — первое лицо в семье, глава своей жене, хозяин дома, им ведется и держится семья.

"Домострой" иллюстрирует такое положение вещей своими рекомендациями мужу: "Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой — свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь…" (гл. 29 "Как учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться"); "Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…" (гл. 49 "Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне"). И строго предупреждает: "Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по Заповеди устраивает, и о своей душе не радеет… — и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит" (гл. 39 "Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет").

Муж — господин (по С.М.Соловьеву, "осподарь" — это начальник семьи, отец семейства), значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком "царстве-государстве", в том числе и за жену: "Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением…" (гл. 29); "…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет,… должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и согласии" (гл. 38 "Как порядок в избе навести хорошо и чисто") (уточню: в XVI веке слово "наказать" означало "учить", "поучать", "наставлять").

Специально выделено здесь слово "любовь": то самое пресловутое "темное царство", оказывается, строилось и держалось на любви и согласии! Во всяком случае, именно к этому призывал "Домострой".

Ему помощница

"Домострой" не обошел своим вниманием "лучшую половину человечества", посвятив немало страниц ее обязанностям: "Мастерицы хорошие жены — доход и сбереженье всему…" (гл. 30); "Как всякое платье кроить…" (гл. 31); "Как всякий порядок домашний содержать" (гл. 32); "Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем…" (гл. 34); "Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…" (гл. 36).

Среди множества безнадежно устаревших рекомендаций (жизнь изменилась кардинально!) показались интересными такие:

- "…сама бы хозяйка ни в коем случае никогда, разве что занедужит, без дела не находилась…" (гл. 29); "…со слугами бы госпожа пустошных речей пересмешных никогда не говорила, и к ней бы никогда не приходили торговки, ни бездельные женки…" (гл. 33 "Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке");

- "…беречься всегда хмельного питья: пьяный муж — дурно, а жена пьяная в миру не пригожа…; …обо всем рассказать мужу перед сном…" (гл. 34 "Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями");