Смекни!
smekni.com

Культура педагога (стр. 1 из 3)

Культура – это сложноорганизованный комп-

лекс развивающихся знаковых систем, предна-

значенных для хранения и трансляции социаль-

ного опыта, комплекс «надбиологических» вне-

генетических программ человеческой жизнеде-

ятельности. Знаковой системой, закрепляющей и

передающей социальный опыт, может стать фун-

кционирование субъектов поведения, общения и

деятельно сти. Педагог, демонстрирующий уче-

нику способы и приемы работы, образцы поведе-

ния и отношения к жизни, обретает функцию

знаковой системы, транслирующей программы

поведения, общения и деятельности. Следова-

тельно, мы можем рассматривать педагога как

часть особой системы информационных кодов

(культуры), обеспечивающей воспроизводство и

развитие общества.

В Российской педагогической энциклопедии оп-

ределение культуры трактуется так: «Это истори-

чески определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выражен-

ный в типах и формах организации жизни и деятель-

ности людей, в их взаимоотношениях и в создавае-

мых ими материальных и духовных ценностях» [3].

Из данных определений видно, что культура ха-

рактеризует особенности сознания, поведения и

деятельности людей в конкретных сферах жизни и

в определенных исторической эпохой условиях.

Сфера жизни, которая нас интересует, – педагоги-

ка. Следовательно, мы можем сформулировать та-

кое определение педагогической культуры: педаго-

гическая культура – это часть общечеловеческой

культуры, в которой запечатлены результаты и

ценности образования и воспитания (духовные и

материальные), а также способы педагогической

деятельности, необходимые для обслуживания ис-

торического процесса смены поколений, социали-

зации личности.

Сегодня в обществе поменялись целевые ориен-

тиры образования и ценности, следовательно,

должны меняться и способы деятельности педаго-

га. А для этого необходимо формировать педагоги-

ческую культуру. Попробуем выделить основные

аспекты педагогической культуры и то, как они ре-

ализуются в личности их носителя – педагога.

Можно выделить пять основных составляющих

человеческой культуры. Она складывается:

– из норм общества;

– мировоззрения как системы ценностей и иде-

алов личности;

– знаний и умений, реализуемых человеком в

деятельности;

– определенного уровня интеллектуального, нрав-

ственного и эстетического развития;

– способов и форм общения.

Если наполнить эти составляющие педагогиче-

ским содержанием, то получается, что в современ-

ной педагогической культуре учителя должны быть

следующие компоненты:

1. Гуманистическая философия образования и

воспитания как норма сегодняшнего общества.

2. Аксиологические ориентации педагога (цен-

ностное отношение к детству).

3. Профессиональная компетентность, включа-

ющая предметную, культурологическую, философ-

скую подготовку и владение педагогической техно-

логией).

4. Творческие и рефлексивные способности как

основа позитивной динамики профессионализма.

5. Диалогичность и открытость в общении.

Рассмотрим подробнее каждую из вышепере-

численных характеристик педагогической культу-

ры и особенности их формирования у педагогов.

Гуманистический подход

Под гуманизацией российского образования его

последователи понимают «продвижение» в образо-

вательную среду системы взглядов, утверждающих

высшей ценностью человека. Человек понимается, с

одной стороны, как «общественное существо», стре-

мящееся к соответствию определенному стандарту,

а с другой стороны, как индивидуальность, которая

готова преодолеть любой социальный стандарт.

Именно в разрешении этого диалектического проти-

воречия – залог существования и развития человека.

Основные положения гуманистической педаго-

гики состоят в следующем:

– Укоренение в сознании педагогов идеи о том,

что человек в процессе воспитания превращается

из природного человека в культурного и становит-

ся «общественным» существом.

– В процессе своего становления как «общест-

венного существа» человек способен на своем био-

логическом материале (индивидууме, по термино-

логии А. Бердяева) строить различные системы

способностей, которые позволяют реализовать ему

себя как социального индивида, субъекта деятель-

ности и личности (статусы – состояния).

– Существуют некие фундаментальные образо-

вания, позволяющие человеку быть индивидуаль-

ностью. Формирование этих фундаментальных об-

разований происходит в самостоятельном преодо-

лении всеобщего (универсальных форм культуры)

и особенного (статусы – состояния человека). Каж-

дый человек способен самостоятельно вырастить в

себе уникальную и универсальную индивидуаль-

ность, если у него возникнут соответствующие мо-

тивы. Задача взрослых – передать ребенку ответ-

ственность за свои действия и поступки, а также

технику выращивания и культивирования фунда-

ментальных важнейших образований индивиду-

альности, к которым относятся: уникальные цен-

ностные ориентации, универсальное умение стро-

ить и осуществлять деятельность, универсальную

способность человека – интеллект.

– Становление индивидуальности человека рас-

сматривается в педагогике как безграничная воз-

можность. В основе идеи человека как безгранич-

ной возможности лежат: идея «подчинения систе-

мы образования задачам развития человека», со-

здания в рамках системы образования условий для

развития каждым человеком самостоятельно своих

ценностей, своего сознания, воображения, мышле-

ния, своей деятельности и средств общения; идея

использования каждым человеком системы образо-

вания своего саморазвития.

– Идея о безусловном принятии ребенка незави-

симо от его поведения, деятельности, проявляемых

им эмоций и чувств. Демонстрация ребенку своей

убежденности в положительных изменениях в нем,

его личностном росте и развитии. Личностное об-

щение педагога и школьника позволяет создавать

условия для: а) осознания учащимися своих пот-

ребностей и интересов; б) открытия учащимися

личной значимости знаний; в) направления усилий

школьников на самопроблематизацию, самоопреде-

ление и самостроительство, что позволяет макси-

мально реализовать безграничные возможности

каждого учащегося.

Знания особенностей гуманистического подхо-

да способствуют формированию новой педагоги-

ческой позиции. Они актуализируют в педагоге

потребность в самоизменении. Сформировать их

можно в ходе дискуссий на философские, психо-

логические, педагогические темы, в процессе и в

результате которых происходит постепенное пе-

реосмысление постулатов, разрушение стереоти-

пов и развитие взглядов и убеждений на основе

анализа имеющегося педагогического опыта. Во-

обще, сформировать педагогическую культуру

специалиста можно только в деятельности, и это

требует деятельностных (активных) организаци-

онных форм.

Профессиональная компетентность

Субъектом деятельности становится тот, кто об-

ладает профессиональной компетентностью (в дан-

ном случае педагогической). Существует прямая

связь профессиональной подготовки учителя и ре-

зультата его работы, так как сначала происходит

становление идеального представления о результа-

те деятельности (определение цели), а потом кон-

струируется система для достижения этой цели.

Знания современного педагога должны включать

культурологическую подготовку. Вхождение в куль-

туру означает воспроизводство, воссоздание дости-

жений человеческой культуры. Учителю недоста-

точно самому быть культурным, он должен изучать

феномен культуры, прослеживая динамику, выявляя

сущность, фиксируя формы культурологической ди-

намики.

Философская подготовка – второе условие пе-

дагогической компетентности. Философская куль-

тура педагога – сложное и многогранное качество,

проявление его общекультурной и профессиональ-

ной подготовки. Она складывается из ряда взаимо-

связанных элементов. Основные из них: понима-

ние сущности философского знания; умение ви-

деть множественность смыслов в понятиях, теори-

ях, концепциях, соотносить их друг с другом и

выделять собственные смыслы в знаниях, миро-

воззренческих позициях, своей профессиональной

деятельности; умение обосновать цели, задачи, со-

держание и методы своей педагогической деятель-

ности в соответствии с выбранной образователь-

ной парадигмой; владение основами современной

научной методологии; умение ориентироваться в

понятиях синергетики; представление о современ-

ной картине мира и ее роли в науке, социальной и

личной жизни человека и знание основных тенден-

ций и закономерностей развития мировой цивили-

зации, характера их отражения в образовательном

процессе. Умение отдавать отчет в ходе и течении

жизни, оценивать протекающие события надситуа-

тивно, видя в фактах явления жизни, а в явлениях

ее закономерности, должно быть развито у педаго-

га, если он хочет формировать личность, произво-

дящую свободный выбор из вариантов достойного

образа жизни.

Без философской подготовки педагог функцио-

нирует как организатор, информатор, контролер,

но не воспитатель. Философия исследует отноше-

ние человека к миру, выраженное в системе духов-

ных, познавательных, деятельностных ценностей,

изучает человеческое знание о мире, включенное в