Смекни!
smekni.com

Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (стр. 29 из 43)

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.

Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.

В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А. Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.

Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие. В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).

В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

Учебный экран. При ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы — росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные («Откуда стол пришел», «Про слонов») и очерковые кинофильмы («Кружка молока», «Рассказ колоска»). Диапозитивы и диафильмы («Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Лес и его обитатели», «Домашние животные в разное время года», «Животные — обитатели суши и водоемов» и др.) по статичности изображения приближаются к дидактическим картинам. Но они так же, как картины, дают возможность показать- явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений. Используются они во всех возрастных группах для первоначального формирования представлений о тех или иных явлениях природы, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.

Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи с занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.

К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.

После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведенная таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. Вначале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны. Беседы после просмотра фильма с малышами проводить не следует.

Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает детей к восприятию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в средней группе. Так же как в младшей группе, просмотр сопровождается словом воспитателя. Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в фильме.

После просмотра проводится беседа, цель которой — выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.

Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы его, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Дидактические игры

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные. Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настолько-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.