Смекни!
smekni.com

Социальное пространство воспитательного процесса 2 (стр. 4 из 8)

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой – это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще – низкая педагогическая культура родителей. Но и то, и другое во многом зависят от видов и типов семей. Множество причин неправильного воспитания можно свести к следующим:

Расширение сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (повторяющаяся или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: Супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребёнок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребёнком. Они хотят, чтобы удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная и исключительная привязанность, частично, эротические потребности). Отношения с ребёнком, а позднее подростком, становится исключительным, важным для родителя. Мать нередко оказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну “все чувства”, “всю любовь”. В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табулировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что её никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, чаще они рационализируют её в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать поведение детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток всё еще “маленький”. Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими им не так интересно. Рассматривая подростка как “ещё маленького”, родители снимают уровень требований к нему, стимулируя развитие инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идёт на поводу у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребёнок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его слабое место и использует это, чтобы добиться ситуации “минимум требований – максимум прав”. Типичная ситуация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов “слабого места” связан с психологическими особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним тоже чувство “неоплатного долга”, какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей – признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребёнка. Обусловливаемое нарушение – гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). Слабое место – повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости ребёнка, его болезненности – всё это могло развиться в связи с историей рождения ребёнка (его долго ждали, родился хрупким и болезненным и т.п.) Другой источник – перенесённые тяжелые заболевания ребёнка, особенно, если они были длительными. Отношение родителей к ребёнку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха его утраты. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию ребёнка и спешить с его выполнением, других – докучно опекать его.

Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, “повышенная моральная ответственность”, жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность реализовывать себя в детях, “продолжить себя”. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей детей с отклонениями характера. В тоже время это явление очень редко осознается, а ещё реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в желании иметь дело с ребёнком, особенно, подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в своё время не испытывал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При трудных, напряженных условиях жизни на ребёнка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления.

Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитание: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания является то, что в ребёнке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанности. Ведя борьбу с таким же истинным или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с тяжелым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребёнка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит невез в сына, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить “истинную”, т.е. плохую, причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель не осознаваемо борется.

Внесение конфликта между супругами в сфере воспитания. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпотекции другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в поле битвы конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь заботой о “благе ребёнка”. При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на строгом воспитании, другой родитель склонен жалеть ребёнка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребёнка, сколько то, кто прав в споре.

3. Педагогическая культура родителей.

Детское развитие – зеркало практики воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а наибольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем воспитатель невозможен без авторитета