регистрация / вход

Предметное рисование в младшем и среднем дошкольном возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ ГАОУ СПО «КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСЧКИЙ КОЛЛЕДЖ» Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ: ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАОУ СПО «КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСЧКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Вариант 1.

Субаевой Маргариты Игоревны

Студентки 5 курса

Заочного отделения

501 группы

Казань, 2010

План:

Введение.

1. Задачи обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

2. Содержание (тематика) предметного рисования в младшем и среднем дошкольном возрасте.

3. Методика и приемы обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

4. Организация занятии по предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

5. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ:

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений. Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома). Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном.

В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т. е. к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.

Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем чтобы одна сторона не подавляла другую.

Задачи обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Первая младшая группа.

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и у меня, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи связанны с общим воспитательным воздействием на детей.

Итак, задачи обучения детей в первой младшей группе следующие:

· Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

· Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

· Научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм .

Вторая младшая группа.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

· Научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

· Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета;

· Развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа;

· Совершенствовать технические навыки.

Первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связанно с развитием движений руки.

Средняя группа.

Задачами обучения в этой группе являются следующие:

· Научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей; • Научить использованию цвета как художественного выразительного средства:

· Развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

· Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашом и красками.

Содержание (тематика) предметного рисования в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Первая младшая группа.

Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Карандашом можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Если слабо нажимать на него, то следов на бумаге не будет. Такое объяснение и наглядный показ привлекает внимание маленького ребенка к рисованию, получению изображению.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению с ее началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга.

Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами – линиями, пятнами, получаемые кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки – на синем фоне, желтые или красные огоньки – на зеленой елке и т.д.

Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набирать краску только на ворс кисти и т.д.

Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами.

Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Вторая младшая группа.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т.д. тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указанна в программе: рисование ленточек, дорожек и т.д.

Поскольку содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Трудной задаче для детей является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной формы, но и способности синтезировать эти формы, объединить их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмические повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).

Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движения, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть лин6ию в начальной точке. В соответствии с этой задаче подобрана и тематика заданий – рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинается выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный – для флага, желтый – для солнца, зеленый – для елки, травки и т.п.

К концу года дети могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному желанию.

Средняя группа.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху – внизу, с одной стороны – с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм – снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Методика и приемы обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Первая младшая группа.

Большое место в обучении рисованию детей занимает показ правильных приемов пользования карандашами и красками, правильных приемов изображения. Эффективным приемом обучения малышей является прием пассивных движений, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка. Часто бывает, что воспитатель, показа как держать карандаш, смотрит на детей и не замечает, что некоторые дети держат его не правильно: щепотью, двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если это не исправит сразу, ребенок к ним привыкнет и позже с трудом осваивает другую манеру.

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении.

В работах В.Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу – проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Нужно, чтобы занятия рисованием доставляли детям радость. В этом большую роль играет эмоциональное отношение педагога к занятиям, умение заинтересовать детей, вызвать желание заниматься. Важно проявить чуткое, внимательное отношение к ребенку.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью: он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание верно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснить задание каждому ребенку. Слово педагога направляет и организует действия малыша. Процесс рисования, отражающий какое-либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможность выразить его рисунке.

Включение худ. слова повышает положительное эмоциональное отношение к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом.

На обучение детей также положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным.

В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет – сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами.

В зависимости от содержания задания детям может быть предложена цветная бумага. Так, нарисовать «Как солнышко светит в окошко» дети смогут интереснее и выразительнее, если дать им бумагу не белого, а серого или синего цвета.

Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает им задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению. В начале года, когда дети лишь начинают осваивать движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети уже произвольно повторяют случайно полученное изображение, воспитатель может спрашивать, что нарисовано. В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становится, узнаваемы не только для взрослых, но и для самих детей, что доставляет ребенку большую радость.

Полезно детям давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.

Вторая младшая группа.

Проведение занятий с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности.

Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. Например, при рисовании прямых горизонтальных линий – дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физического развития трехлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцам по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами. Такое словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Также рекомендуется включать музыку (звучание капель дождя). Это еще больше повысит эмоциональный настрой детей.

В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке. Эта активность в начале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которым необходимо овладеть детям. Сначала он производит движение рукой в воздухе, затем повторяет месте с детьми. Точно также необходимо в начале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и всеет ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в сторону ветви, зеленый цвет. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа. Изображаемый предмет используется в начале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя. В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размера или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок. Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимание от главного. Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета.

Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограничены. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятия с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Они должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, снизит эмоциональный настрой и желание рисовать. Этот же стишок можно вспомнить и в конце занятия при рассматривании рисунков.

Проводимый в конце занятий просмотр детских работ т несложный анализ способствует воспитанию активности у детей. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимания ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Такое рассматривание работ помогает ребятам видеть изображение, замечать несоответствие с предметом, вызывает желание исправить ошибку. Рисунки неудачные, плохие показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и, в особенности от развития движений.

Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им хочется. Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.

Средняя группа.

Перед воспитателем средней группы стоит задача – научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

У детей уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям.

Эти программные требования основывается на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия. Именно поэтому большое место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части). При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, каким они даются в изображении. Воспитатель при изображении предмета пользуется обрисовывающим жестом словесным объяснением.

Для детей, которые приобрели навыки рисования, этого жеста, бывает достаточно, чтобы понять с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать.

В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была пред глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковыми) При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета.

Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырех летних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит н6ерисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость работу детей, что повышает их активность.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Детей 4 лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.

По содержанию используемые в данной группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков.

Показ приемов рисования продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал. Например, тема рисования – снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям предать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где? Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончит рисунок. При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.

Образец в предметном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка.

Использование художественного слова занимает большое место, чем в предыдущих группах.

С одной стороны, художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействовать на чувства детей и в то же время ясно предавать внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак. Например, начиная занятия чтением стихотворения:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят,-

воспитатель старается воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.

В другом случае воспитатель выбирает загадку, которая дает образ с некоторыми отличительными признаками, например:

Летом серенький,

Зимой беленький,

Никого не обижает,

А всех боится,-

И предлагает нарисовать отгадку. В этом случае словесный образ будет являться содержанием детских работ. При заключительном анализе рисунков в конце занятия эта загадка будет служить критерием правильности рисунка.

В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.

Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже, или нет, поможет воспитатель.

Также можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем просвети анализ отдельных работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное от занятий время, когда ребенок захотел рисовать.

Дети могут заметь достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, 6-7 лет.

Организация занятии по предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, каким приемам и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми – наблюдение, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т.п.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти и т.п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней группе воспитатель выставляет необходимый материал на отдельный столик, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя.

Когда все готов для занятия, воспитатель приглашает детей. Они легко переключаются с игровой деятельности на учебную, если занятия проводится всегда четко по режиму дня. Организационный момент занимает 1-2 минуты. Он должен проводиться воспитателем по-разному в зависимости от занятия. Можно предложить всем подойти сначала к воспитателю, посмотреть то, что они потом будут изображать, малышам надо дать потрогать, погладить предмет, например игрушку.

Постепенно, с первой младшей группы, следует приучать детей садиться без шума, учить, как надо взять стул, поставить его около стола и сесть.

Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограничены. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя. Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть. Комната пред занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.

В этом возрасте занятия не могут быть обязательными для детей. Они еще не знают возможностей материала, иногда боятся незнакомых ощущений. Не следует принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети.

В средней группе можно поупражнять детей в умении садиться тихо в виде игры-соревнования, чтобы не фиксировать на этом особое внимание в начале занятия, не отвлекать детей от последующего задания.

В зависимости от содержания занятия, намеченной методики и возраста детей могут быть продуманы разные варианты расстановки столов. Например, в младших группах столы можно поставить полукругом, чтобы воспитатель видел всех детей и мог подойти к каждому. Если выполняется коллективная работа, то тоже можно посадить детей полукругом перед мольбертом или доской, на которой прикреплен лист бумаги, и на нем рисуют по 2-3 ребенка.

Все занятия делятся на 3 части:

I- Объяснение задания;

II- Процесс выполнения задания детьми;

III- Анализ с детьми работы.

В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы создать у детей интерес к занятию, творческую атмосферу.

После объяснения дети в младших группах садятся лицом к столу, воспитатель проверяет их позу и напоминает всем, с чего нужно начать.

Во второй части занятия – в процессе выполнения работы воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к заданию. Далее педагог следит, чтобы не было пауз в работе, чтобы, закончив одно, ребенок сразу же переходил к следующему этапу.

В течение всего занятия дети приучаются работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, так как дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.

Начиная со средней группы, дети обращаются к воспитателю, поднимаю рук. Однако и самому воспитателю необходимо следить за тем, кто из них испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходит на помощь. Примерно за 5 минут до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу. В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед, они не чувствуют время. В начале года детям этой группы, закончившим работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим заниматься. Начиная со второго полугодия, дети обычно привыкают работать в течение всего занятия.

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие вместе со всеми, организованно. Однако следует избегать затягивания занятия. Иногда оно может длиться и менее установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней группе детям, закончившим работу раньше других, нужно посоветовать дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие подходит концу, модно предложить убрать сое место, сложить оборудование, материалы, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на свое место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки. После того как воспитатель объявил об окончании работы, все дети должны ее прекратить. Если все-таки ребенок не успел, воспитатель должен предоставить детям возможность довести изображение до конца после занятия во вторую половину дня. Но надо учить детей выполнять работу в установленное время, научить действовать быстро и без пауз.

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Для правильного анализа необходимо выставить все работы на стенде для рисования. Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают все работы, размещенные на стенде. Воспитатель спрашивает мнения детей, сам дает оценку рисункам. После занятия необходимо предоставить детям возможность еще раз рассмотреть работы, поговорить с теми, кто не очень активен во время анализа, кто, по мнению воспитателя, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка.

Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младших группах занятие часто начинается с игры. В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы опросы. Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, заранее подготовленной воспитателем. Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Например, во второй младшей группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд, и получается улица. Указания к коллективному выполнению задания должны быть четко изложены в начале занятия, чтобы дети могли осознанно работать над ним.

В первой младшей группе организация занятий имеет свои особенности. Воспитатель объединяет детей в подгруппы с учетом возраста: от2 до 2 лет 5 меся., от 2 лет 5 мес. до 3 лет. Занятия проводятся отдельно с каждой подгруппой. В течение года содержания занятий подгруппы формируется из 5-6 или 12-14 детей.

Во второй младшей группе в основном проводятся общегрупповые занятии, однако и здесь имеет место деление на подгруппы. Каждый раз эти организационные формы должны быть оправданы. Дети третьего года жизни приучаются к участию в общегрупповом занятии постепенно. Воспитатель старается заинтересовать детей новой для них деятельностью: показывает им яркие карандаши, чистые листы бумаги, привлекает их внимание к процессу рисования, изображая в присутствии детей простые, понятные малышам предметы и объясняя свои действия. Чтобы ознакомление с новыми видами деятельности было более эффективным, воспитатель проводит занятия по типу развлечений. Через полторы-две недели, когда дети привыкнут к новым условиям, можно ввести обычную форму обучения – занятия. Вначале одновременно занимаются 3-4 малыша. Им дают цветные карандаши. Чтобы не рассеялось внимание детей, набор карандашей вначале ограничивается одним – двумя цветами. Через некоторое время (1-1,5 месяца), когда дети приобретут элементарные умения действовать карандашами, воспитатель дает краску. Кистью рисовать легче, так как она не требует усилия при нажимании. Дети 3-4 лет рисуют несколькими красками. Поэтому воспитатель знакомит детей с навыками промывания кисти, показывает как одной и той же кистью работать красками разного цвета, как прикладывать кисть к бумаге и т.д.

На развитие изобразительной деятельности влияет и общая воспитательная работа, в процессе которой происходит всестороннее развитие ребенка. Во время занятий воспитатель постепенно приучает детей заниматься все более сосредоточено, доводить начатое до конца.

Список литературы.

1. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 1987

2. Методические рекомендации к Программе. М.,1986

3. Программа «Радуга» по всем группам.

4. Методика обучения ИЗО и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой, Н.П. Саккулиной

5. Саккулина Н. П., Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду. М., 1982

6. Казакова Т.Г. Изодеятельность младших дошкольников. М, 1980

7. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду. М.,1990

8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изодеятельности. М,1995

9. Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изодеятельности, М.,2000

10. Теория и методика обучения изодеятельности. М.,1985

11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.,1994

12. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Семья и школа» с 1995-2001

13. Халезова Н. Лепка в детском саду.

14. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.,1970

15. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.,1976

16. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.,1965

17. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10, 1997 стр. 71 Рисование штрихом.

18. Швайко Г. Занятия по ИЗО в средней группе детского сада. М.,1999

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий