регистрация / вход

Воспитание дошкольников любви к родному краю через живопись

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ….2 Глава 1.Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через живопись ….5

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………….2

Глава 1.Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через живопись ……………………………………………………….5

1.1. Сущность понятия патриотизм, его структурные компоненты .5

1.2. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте …………………………...8

1.3. Воспитание любви к родному краю через живопись в старшей дошкольной группе………………………………………………………….10

Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания любви к родному краю через живопись у старших дошкольников ………………………………………………16

2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае…………………………………………………….16

2.2. Анализ полученных результатов исследования………………18

2.3. Формирование положительного отношения к родному краю у старших дошкольников через живопись…………………………………..20

2.4. Анализ эффективности разработанной программы…………..28

Заключение ………………………………………..……31

Список использованных источников ……………….32

Приложение ……………………………………………..33

Введение

Актуальность исследования. Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [6, с. 66].

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт в области теории воспитания патриотических чувств, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме (К.Д. Ушинский, Е.И., Водовозова, А.С. Мерлина, Н. Ю. Ясева, Н. Г. Комратова, Л.Ф. Грибова, и др.). Во взглядах на развитие патриотических чувств у личности существуют различные подходы, и авторы предлагают свои технологии воспитания любви детей к родному краю [6], [11].

Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью пат­риотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей дош­кольного возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнем, базируется на развитии эмоционально-чувствен­ной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмо­ции и чувства – искусство [11, с. 3].

В старшем дошкольной возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят изобразительному искусству. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие произведений изобразительного искусства способствует переносу вызванных данным про­изведением эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.

Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающего реальный мир и воспитывающей нравственно-патриотические чувства. Так при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к своей стране, к ее ценностным ориентирам [11, с. 5].

Теоретическое значение работы. В работе рассмотрены основные вопросы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание и роль формирования любви к родному краю через живопись.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для оптимизации учебно-профессиональной деятельности педагогов, разработана программа "Воспитание положительного отношения к родному краю через живопись для детей старшего дошкольного возраста ", которая опробована в ДОУ № 3 г. Славгорода.

Цель исследования: изучить уровень развития патриотического воспитания у старших дошкольников, разработать и апробировать на практике программу по воспитанию положительного отношения к родному краю средствами живописи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: уровень знаний детей о родном крае.

Предмет исследования: – воспитание положительного отношения к родному краю у детей старшей дошкольной группы.

Гипотеза исследования: воспитание положительного отношения к родному краю через живопись эффективно влияет на общий уровень патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование.

3. Проанализировать полученные данные.

4. Формирование любви к родному краю через живопись у детей дошкольного возраста.

5. Проверить эффективность разработанной программы и проанализировать полученные результаты.

Результаты исследования нашли свое применение в работе детского дошкольного учреждения № 3, г. Славгорода.

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через живопись

1.1. Сущность понятия патриотизм, его структурные компоненты

Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.

Научное понимание этого патриотизма раскрыто классиками советской школы. Доказано, что данная категория отражает социальные явления, не существующие вне рамок человеческого общества, что патриотизм - это элемент общественного сознания. Являясь таковым, патриотизм вторичен по отношению к экономической жизни, базису общества, определяющему форму идеологической надстройки, духовную жизнь людей, их патриотические чувства.

В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка [6, с. 67].

На современном этапе в концепции по развитию патриотического воспитания дано следующее определение: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6, с. 68].

Теоретически важным является выяснение сущности понятий "родина" и "отечество". В работах философов А. Г. Агаева, М.Н. Росенко дается следующая трактовка данных понятий. Авторы считают, что в широком смысле понятие "отечество" включает в себя понятие "родина". В узком смысле "родина" - это народ, природа родного края, история, культура, традиции народа, его язык. Понятие "родина" содержит в себе больше общечеловеческого, это социально-этническое понятие [6, с. 67].

Исходя из сущности и особенностей патриотизма, философы А.Г. Агаев, Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский выделяют следующие его структурные компоненты:

1. Чувственно - эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.

2. Интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, осознание ответственности за судьбы родины.

3. Действенно-практический: труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культур­ными, национальными, географическими, природными особеннос­тями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются пред­посылки гражданских качеств, развиваются представления о челове­ке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д.С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [2, с. 32].

В Беларуси – Никоновой И.Е. в «Концепции дошкольного образования» подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Особенности формирования любви к родному краю в старшем дошкольном возрасте рассматриваются в следующем вопросе.

1.2. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, П.М. Якобсон. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л.С, Выготский, А.В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я,3. Неверович [4, с. 8].

Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова [6, с. 66].

На основе возрастания общей произвольности поведения к старшему дошкольному возрасту усложняется характер деятельности ребенка. В процессе ее дошкольник выполняет практические действия, результат которых важен для других люде, деятельность его начинает диктоваться целями общественного характера.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

Таким образом, выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей данного возраста.

1.3. Воспитание любви к родному краю через живопись в старшей дошкольной группе

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рас­сматривает иллюстрации в книжке и сам пытает­ся на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир [1, с. 12].

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

А. А. Блока пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» [2, с. 32].

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование лич­ности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «В период дет­ства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональ­ная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-твор­ческое начало. С помощью живописи дошкольников учат любить родной край, его природу, людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориен­тации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предме­там, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Рассмотрим подробнее основные функции изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения [4, с. 9].

Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произ­ведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.). При этом не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие сто мастерства, рассказывает, что побудило художника написать эту картину [2, с. 45].

При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему худож­ник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности ис­пользовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель под­черкивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

Любое произведение искусства строится по определенным, логичным пред­ставлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства [5, с. 44].

Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произ­ведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только разви­вать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознаком­лении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ.

Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников [9, с. 7].

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изобра­женных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осо­знанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления форми­руются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональ­ные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее рас­крывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении) Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Анализ программы «Пралеска» и методических рекомендаций показал, что задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду условно делятся на четыре группы [8, с. 132].

Первая группа — содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа— изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художест­венные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа — эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

Четвертая группа— воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-патриотические качества, формировать, какие чувства воспитывать в процессе обу­чения детей восприятию искусства.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства — живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и вырази­тельной стороны произведения, стараются дифференцировать, в их представ­лении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только назы­вать, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к со­держанию произведения.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах.

От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие средства выразительности, как пятно, линия, замечают контрастные по цвету изображения. В средней группе дети воспринимают форму предметов, замен; выразительность позы, жестов, мимики. Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

Изменения происходят и в задачах по развитию патриотических чувств, эмо­ционального отношения к картине художника. В старшей группе у дошкольников формируется эмо­ционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением пред­мета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию кар­тины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяс­нить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому [7, с. 5].

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изобра­женных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между со­держанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произ­ведения искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, граж­данских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, порт­ретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учиты­вают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явлении. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в кото­рых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает фор­мирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.

Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания любви к родному краю через живопись у старших дошкольников

2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае

Научное исследование с целью проверки гипотезы, что воспитание положительного отношения к родному краю через живопись эффективно влияет на общий уровень патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте, проводилось на базе детского ясли сада № 3 г. Славгород среди детей старшей дошкольной группы ДОУ. Контингент испытуемых составляет 10 человек. Эмпирическое исследование проходило в 4 этапа.

На первом этапе осуществлялась анкетирование старших дошкольников ДОУ.

На втором этапе исследования проводилась обработка и анализ результатов.

На третьем этапе исследования разрабатывалась и апробировалась программа по формированию положительного отношения к родному краю у старших дошкольников.

Для изучения уровня знаний детей по родному краю проводилось среди дошкольников анкетирование.

Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 15 вопросов:

1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Республика Беларусь)

2.В каком городе ты живешь?

3.Как называется столица Беларуси? (Минск)

4.Как называется улица, на которой находится твой детский сад?

5.Какие ты знаешь заводы и предприятия в Беларуси?

6. Какие ты знаешь парки, скверы?

7.Что такое патриотизм?

А) любовь к Родине

Б) любовь к себе
8. Что такое Родина?

9. Тебе нравится жить в Беларуси?
10.Почему необходимо дорожить Родиной?
11. Какие исторические памятники говорят о героизме белорусского народа?
12. Какими качествами должен обладать патриот?
13. Хотели бы Вы покинуть Родину?
14. Что Вы знаете о государственных символах Беларуси (герб, флаг)?
15. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родины?
Инструкция: Старайтесь быть максимально правдивым.

Анализ результатов: За каждый правильный ответ выставляется по баллу.

1. 12-15 баллов - высокий уровень - проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь.

2. 7-11 баллов – средний уровень- выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.

3. 0-6 баллов - низкий уровень - Затрудняется отвечать на вопросы. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.


2.2. Анализ полученных результатов исследования

Результаты исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровней знаний детей по родному краю

Фамилия Имя

Количество ответов

Уровень

Долинчик Елена

8

средний уровень

Захаров Вадим

3

низкий уровень

Емельянова Инга

4

низкий уровень

Дроздова Екатерина

3

низкий уровень

Кочнева Наталья

9

средний уровень

Киселев Кирилл

8

средний уровень

Прохоренок Мария

5

средний уровень

Питяков Сергей

1

низкий уровень

Пипко Вадим

2

низкий уровень

Сильченко Вячеслав

2

низкий уровень

Для лучшей наглядности результаты диагностики представлены на гистограмме на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели уровней знаний детей по родному краю в старшей дошкольной группе

В диаграмме 1 на рисунке 2 представлено количество детей и их процентное соотношение по уровням знаний по родному краю.

Рис. 2. Показатели уровней знаний детей по родному краю и их процентное соотношение

В результате полученных данных можно утверждать, 60% детей старшей дошкольной группы имеют низкий уровень. Затрудняются отвечать на вопросы. Проявляют неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

У 40% - средний уровень знаний по родному краю, выражают интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о достопримечательностях города.

Таким образом, у 60 % детей выявлен низкий уровень знаний по родному краю. С целью повышения уровня знаний детей по родному краю, нами была составлена и апробирована программа по воспитанию положительного отношения к родному краю через живопись.

2.3. Формирование положительного отношения к родному краю у старших дошкольников через живопись

Пояснительная записка:

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу [7, с. 53].

Можно провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании. Можно организовывать выставки рисунков.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают прием наглядности (картины известных художников их сравнение), индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Следует отметить, что в про­цессе занятий идет постоянная смена видов деятельности и форм организации детей. Так, каждая часть предусматривает чередова­ние местонахождения детей в группе: в центрах краеведения, изоб­разительной деятельности, в экологическом и игровом центрах.

Цикл занятий «Я гражданин республики Беларусь»: предусматривает знакомство детей с историей Беларуси на уроках изобразительного искусства, воспитывать патриотизм через живопись [3, с. 21].

Оборудование: репродукции картин И. Карасева «Золотая осень», Л. Щемелева «Летний вечер», И. Заслоновой «На окраине деревни».

Вступительная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие друзья. Вы когда-нибудь замечали ли вы когда-нибудь, на какой красивой земле мы живем. Какая богатая она на обыкновении и традиции, какую знаменитую историю мы имеем, сколько именитых людей родила. Показать красоту, разнообразие, богатство Беларуси сможет нам наш гость.

Входить Художник с палитрой красок в руках - ученик или ученица.

Художник: Я – Художник. Странствую я по миру, Пожаловал и в школу на урок. Так давайте будем сегодня, ребята, разговаривать про родной свой уголок. Я принес вам палитру красок с самыми яркими цветами нашей Родины.

Воспитатель. Сегодня вы, мои дорогие белорусы, попробуете показать свою эрудицию. А за вашей работой будут наблюдать наши гости.

Какая же она наша Беларусь? Рассматривают репродукции картин белорусских художников - живописцев. Все эти картины относятся к живописи. Говорят, что когда-то в древней Греции жил художник. Нарисовал он однажды виноград и поставил картину у открытого окна, чтобы краски скорей высохли, а сам куда-то пошел. Вдруг прилетели птицы и начали клевать нарисованный виноград, ведь смотрелся он, как настоящий. Слово живопись и имеет определение «живо писать». То есть писать так, как выглядит предмет в жизни. Особенностью живописи является то, что живописные произведения создаются красками. При помощи цвета и освещения художник-живописец сообщает в картине мысли, чувства. Именно потому цвет и освещение в живописи называют главными средствами художественной выразительности.

Художник: Посмотрите внимательно на картины, какие краски помогают художникам воссоздать неповторимый образ Беларуси? (Дети должны придти к выводу, что Беларусь как разноцветная радуга, привлекает своей красотой, чистотой). Ребята, давайте сегодня с вами создадим коллективный рисунок, на котором покажем свой любимый белорусский край.

Разработка темы. Художник: Возьмем синий цвет.

Воспитатель: Интересно, что он предложит нам?

Художник: Синий цвет показывает, как бегут реки, сверкают голубые озёра.

Воспитатель: Нашей красивой земле люди дали звучное имя – Поозерье. В Беларуси около 10 000 озер. Угадайте, которое из них самой большое.

Жилье для животных под землею

Заполниться может водою

И озером сказочным стать,

Как букву только добавить.

(Нора - Нарочь).

Художник: Действительно, самое большое на Беларуси - озеро Нарочь. Второе по величине - Освейское, третье - Дривяты. А какие еще озера вы знаете? (Дети отвечают на вопрос).

Художник. А вот еще один цвет – зеленый. Берегите и охраняйте природу.

В любую пору года,

И в погоду, и в ненастье,

Слушай родную природу -

Ты услышишь голоса

Таинственной красы.

С лесом, с нивой золотою,

Разговаривает ветер,

Солнце-солнышко - с землею,

С тишиною соловей,

С небом - реки и озера,

Как и о чем они говорят,

Слушай, друг, любимый мой.

В. Жукович.

Художник. Возьмем с палитры красок желтый цвет. Что он нам принесет?

Дети: Солнце, тепло.

Воспитатель: Правильно ребята, с желтым цветом всегда связано тепло, радость.

Белорусский народ всегда любил веселиться. Давайте и мы с вами попоём и станцуем (дети танцуют, поют и аккомпанируют себе на бубнах, цимбалах).

Художник: А вот черед и белого цвета. Белый цвет издавна любимый для наших предков. Даже в названии нашей страны встречается белый цвет – Белая Русь. Белый цвет символ чистоты и независимости.

Воспитатель: И наконец – красный цвет – цвет гордости. Ребята, а кем можно гордится в нашей стране? Знаете ли вы белорусских писателей и художников. Проводится конкурс «Кто самый образованный».

Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, что такое живопись, какие цвета мы использовали на занятии, что они обозначают. Какие картины мы рассматривали с вами на занятии?

Художник: А вот и наш коллективный рисунок. Мы нарисовали прекрасную белорусскую природу. Может этот рисунок и не профессионален, но зато мы создавали его коллективно, с любовью к Родине.

Воспитатель: Мы сегодня посмотрели только несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. А есть еще исторические, научные и другие станицы. Любите нашу Родину, гордитесь ею, чтобы каждый из вас мог бы сказать: «Люблю тебе, Белая, Белая Русь».

Занятие 2. «Они сражались за Родину». Цель: познакомить детей с важнейшими событиями ВОВ, которые происходили на территории Беларуси [10, с. 32].

Оборудование: репродукции картин, запись песни Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Вступительная часть. Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Воспитатель делает сообщение о Великой Отечественной войне и ее последствиях на территории Беларуси.

— Более шестидесяти лет мы живем под мирным не­бом благодаря победе советского народа в Великой Оте­чественной войне. Но все эти годы мы помним ту войну, каждый ее день — от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, помним пе­пел Хатыни.

В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 горо­дов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Каждый четвертый житель Республики Беларусь погиб в годы войны. Война не обошла стороной ни одну семью.

- 22 июня, на рассвете, немецко-фашистские армия внезапно напала на города и деревни Беларуси и на другие советские республики. Они хотели захватить территорию Советского Союза, утвердить политическое и экономичное господство Германии, жителей частично уничтожить, остальных превратить в рабов.

Первый удар врага приняли на себя пограничники Брестской крепости. Немецкие генералы отводили на ее захват три часы. Однако защита крепости продолжалась 28 дней.

Рассматривается картина I. В. Ахремчика "Защитники Брестской крепости". Дети отвечают на вопросы:

- Кого отобразил художник?

- Чем занят каждый из защитников?

- Какие черты характеру, как вам кажется, свойственны защитникам? (Мужество, смелость, стойкость, отвага).

- Какое впечатление вызывает картина?

- Подвиг защитников Брестской крепости стал примерам мужества и отваги, верности Родине. Воины шли на подвиг, ни думали о славе. Они сражались за Родину.

В боях под Оршей советские армии впервые использовали реактивные минометы "Катюша" Командовал минометной батареей капитан Иван Флёров. Немецкий офицер, который попал в плен в этом бою, во время допроса говорил: "Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу сообщить ваших секретов. Но скажите мне на смертном одре - что это? Что это страшное обрушилось на нас сверху, это гнев божий"? Сражались против врага не только на фронте. На оккупированных территориях активную борьбу с оккупантами вели подпольщики. На железнодорожной станции Орша, например, подпольщики во главе с Константином Заслоновым делали мины, которыми взрывали паровозы, затем организовали партизанский отряд. Они развернули так называемую "рельсовую войну", пуская под откос вражеские поезда, взрывая рельсы и железнодорожные мосты.

(Рассматривается картина С. Р. Романова "К. Заслонов в депо ст. Орша". Дети обмениваются впечатлениями от картины).

Константин Заслонов погиб во время боя, ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Летом 1944 года началось изгнание врага с Беларуси. Под Минском находились большие силы гитлеровцев. Силами воинов четырех фронтов немецкая группировка "Центр" была окружена и уничтожена. Много немецких солдат было взято в плен. Как символ подвига и мужества воинов-освободителей в том месте, где произошло окружение фашистских войск, под Минском поднялся Курган Славы, построенный в 1969 г. (Рассматривание фотоснимков Кургана Славы).

3 июля 1944 года белорусская столица была освобождено от врага. (Рассматривание картины В. В. Волкова "Минск. 3 июля 1944 года"). Дети обмениваются впечатлениями, которые вызвала у них картина, складывают по ней мини-рассказ.

В последние годы именно 3 июля празднуется как день независимости нашей страны.

Итог занятия: Давайте еще раз вспомним, какие картины мы рассматривали с вами на занятии?

- На фронтах ВОВ сражались 1 млн. 300 тыс. белорусов. Свыше 300 тыс. солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, были награждены орденами и медалями. Около 400 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Мы сегодня узнали еще несколько страниц из жизни нашей любимой Родины. Вы узнали, кто достоин, называть себя патриотом своей Родины. И я вам желаю стать настоящими патриотами, научиться ценить и уважать свою Родину.

Занятие 3. Экскурсия по городу Славгороду. Рассказ об историческом прошлом города, о современном экономическом, культурном развитии города. Возложение цветов у памятника, погибшим воинам. Как результат экскурсии беседа воспитателя с детьми, что больше всего запомнилось, дети рисуют на тему «Славгород - мой родной город». Делается выставка работ.

На завершающем занятии проводится игра «Эрудит», где дошкольники по репродукциям картин рассказывают об истории своей Родины.

С целью проверки эффективности наших занятий, была проведена диагностика уровня сформированных знаний детей по родному краю. Результаты анкетирования отражены в следующем вопросе.

2.4. Анализ эффективности разработанной программы

При исследовании уровня знаний старших дошкольников по родному краю применялась анкета, что и при первичной диагностике. Результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Фамилия Имя

Количество ответов

Уровень

Долинчик Елена

12

высокий уровень

Захаров Вадим

12

высокий уровень

Емельянова Инга

6

низкий уровень

Дроздова Екатерина

11

средний уровень

Кочнева Наталья

13

высокий уровень

Киселев Кирилл

12

высокий уровень

Прохоренок Мария

11

средний уровень

Питяков Сергей

9

средний уровень

Пипко Вадим

11

средний уровень

Сильченко Вячеслав

11

средний уровень

Показатели уровней знаний детей по родному краю

Для лучшей наглядности результаты диагностики представлены на гистограмме на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели уровней знаний детей по родному краю в старшей дошкольной группе

В диаграмме 2 на рисунке 4 представлено количество детей и их процентное соотношение по уровням знаний по родному краю.

Рис. 4. Показатели уровней знаний детей по родному краю и их процентное соотношение

В результате полученных данных можно утверждать, 40% детей старшей дошкольной группы имеют высокий уровень знаний по родному краю, проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях. Проявляют интерес к стране, в которой живут.

У 50% - средний уровень знаний по родному краю, выражают интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о достопримечательностях города.

У 10 %- низкий уровень. Затрудняются отвечать на вопросы. Проявляют неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Таким образом, у 90 % детей повысился уровень знаний по родному краю. Наша программа оказала положительное влияние на развитие познавательной активности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Одним из эффективных средств воспитания положительного отношения к Родине является изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они могут непосредственно наблюдать в ок­ружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором лег­че усваиваются знания. Одними из самых благоприятных видов деятельности, в которых ребенок выража­ет свое отношение к окружающему, являются творческая изобразитель­ная. Отображая события и яв­ления окружающего мира, ребенок передает не только зрительное впе­чатление, но и отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В рисунке каждый ребенок отражает свое восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него [11, с. 8].

Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает фор­мирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.


Список использованных источников

1. Алларова И. Симфония красок.- М.: 2006. 64 с.

2. Валахнович С.Н. Преображение творчеством.- Мн.: Белая навука, 2003. 80 с.

3. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2007. №1. С. 21-28.

4. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

5. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

6. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.

7. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр.: Белы Вецер, 2006. 160 с.

8. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.

9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1997. 126 с.

10. Штабинская С. Людзі і фарбы Палесся ў творчасці Гаўрыіла Вашчанкі // Пралеска.- 2008. № 6. С. 31-32

11. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. 60 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий