Смекни!
smekni.com

Преодоление трудностей при обучении письму (стр. 2 из 5)

• продолжение маршрута по заданному образ­цу. После предварительного разбора образца ребенок вслух проговаривает направление движения. При выраженных трудностях реко­мендуется маркировать каждую часть повторя­ющегося элемента своим цветом;

• прорисовывание по заданному в письменной или устной форме маршруту без повторяю­щихся элементов с проговариванием ребенком вслух направления движения;

• выполнение графического диктанта, в результате которого получается какой-либо предмет: собака, слон, заяц, машина и т.д.;

• выполнение графического диктанта, в результате которого получается половина предмета с последующим дорисовыванием его до целого (вертикальная, горизонтальная симметрия);

• кроссворды, игра «Морской бой», шашки, шахматы;

• прорисовывание линий без отрыва в задан­ном направлении движения: в воздухе, на плоскости парты, на доске, на мольберте. Работу можно выполнять рукой, широкой кистью, маркером и т. д.

1.3. Трудности восприятия и переноса информации

с вертикальной плоскости на горизонтальную

Возможные формы работы:

• подвинуть парту вплотную к школьной доске или стене, закрепить на доске ленту (тесьму, шнурок), предложить ребенку проложить лен­ту по доске, далее на парту;

• прорисовывание маркером, мелом линии спер­ва на вертикальной плоскости с продолжением на горизонтальной (прямая линия, волнистая линия, прерывающаяся линия, узор в полосе;

• копирование с доски простых рисунков, гео­метрических фигур, элементов букв, букв в тетрадь, на лист;

1.4. Трудности опознания и дифференциации зрительных образов

По классификации, данной Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой Н.М., трудности опознания и дифференциации зрительных образов могут быть следующими:

• перцептивно-вербальные – когда ребенок называет предмет словом, обозначающим пред­мет из той же категории: диван – это «кресло», балалайка – это «гитара»;

• перцептивно-близкие – когда ребенок называет предмет, похожий по зрительному образу: фу­ражка – это «тарелка», расческа – «батарея»;

• смешение фигуры и фона – когда фон становит­ся фигурой или объединяются их детали;

• по типу фрагментарности.

Возможные формы работы:

- называние зрительно похожих изображений: банан, баклажан, бумеранг, огурец;

- подбор названий к данным картинкам;

- выбор правильного названия из данного ряда слов к одной картинке;

- игры «Найди, чего на рисунке не хватает», «Найди ошибку», «Найди различия»;

- нахождение на картинке предмета по описа­нию (затем – по загадке): 1) среди предметов с сильно отличающимися зрительными образа­ми, 2) среди зрительно похожих изображений;

- называние предмета по описанию (затем – по загадке) в окружающей обстановке;

- называние предмета по описанию (затем – по загадке) без зрительной опоры;

- работа с трафаретами: обведение, называние, подписывание (копирование);

- называние (отыскивание) предмета по его тени;

- опознание наложенных изображений, начиная с двух. На первом этапе изображение каждого предмета обводится своим цветом, затем мож­но каждый предмет зарисовать отдельно и под­писать (скопировать) его название;

- опознание перечеркнутых изображений (с постепенно увеличивающейся сложностью перечеркивания и образа), обведение перечер­кнутого предмета по контуру ярким цветом и называние его;

- опознание незаконченных изображений, до­рисовывание или обведение по лекалу;

- опознание изображений по фрагменту рисунка, дорисовывание или обведение по лекалу;

- составление целого предмета из разрезанной картинки;

- «Puzzle»;

- игра «Memory»;

- «Иконки». Детям дается несколько предме­тов или картинок, изображающих предметы. Предметы называются, затем учащиеся рисуют к каждому предмету схематическое изображе­ние – «иконку». Предметы убираются, учитель просит назвать в нужном порядке все предметы с опорой на «иконки»;

- опознание изображений в «шуме» (с посте­пенным увеличением количества и сложности изображений);

- выделение изображений из фона (с постепен­ным увеличением количества и сложности изображений).

1.5. Проблемы развития мелкой моторики

Возможные формы работы:

Существуют различные способы развития мел­кой моторики рук: массаж и физические упраж­нения. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, органично вписываются в уро­ки письма и являются необходимым элементом грамотно построенных занятий. Эффективность и успешность работы с этой проблемой в первую очередь зависят от регулярности выполнения на­меченной программы. Эти упражнения рекомен­дуется проводить непосредственно перед началом процесса письма и в промежутках между занятия­ми. Также следует написать памятку и инструкцию для родителей. Наш опыт показывает, что, наряду с традиционной пальчиковой гимнастикой, одним из самых эффективных можно считать комплекс упражнений, предложенный О.А. Семе­новой. Приведем некоторые упражнения, не требующие индивидуальной формы проведения и которые учитель может включать в урок и прово­дить вместе со всем классом.

• Перекладывать из руки в руку каучуковый мя­чик (около 4 см в диаметре) так, как будто ре­бенок лепит снежок. Для ритмичного выпол­нения упражнения можно использовать счет вслух.

• Перекидывать из руки в руку каучуковый мячик.

• Катать мячик по парте из одной руки в дру­гую с четким выполнением последователь­ности действий: покатили, поймали, взяли в руку и т.д.

• Подкидывать и ловить мячик одной рукой, держа другую руку за спиной. Важно не то, как высоко подкинут мячик, а сколько раз это сде­лать, чтобы мяч не упал. Можно устроить со­ревнование между правой и левой руками.

• Ронять мяч из руки в руку так, чтобы одна рука находилась прямо под другой. Каждый раз рука, в которой мяч, должна оказаться сверху. Важно мяч не перекладывать, не перекидывать, а именно ронять.

• Сохраняя то же положение рук, что и в преды­дущем задании, подкидывать мяч той рукой, которая снизу и ловить верхней рукой.

• Ронять мяч на стол и ловить его, когда он отскочит, не переворачивая руку ладонью вверх. Можно усложнить задание: схватить мяч так, чтобы он только один раз ударился о стол, два раза, и т.д., ронять мяч одной рукой, а ловить другой.

1.6. Трудности регуляции мышечного тонуса

Трудности регуляции мышечного тонуса – это одно из проявлений нарушения двигательных функций. На письме это проявляется в виде уве­личения нажима, возрастающего постепенно к концу строки. Дети с такими проблемами часто жалуются, что их рука очень быстро устает, осо­бенно в условиях высокого темпа работы в классе. Сталкиваясь с такими проблемами, для их компенсации педагог может повлиять на ситуацию следующими способами:

• снижение темпа письма;

• уменьшение объема написанного;

• использование при письме мягкого каранда­ша;

• при написании элементов букв и графем сле­дует писать их с различной степенью нажима: сильно, средне, слабо; начать с сильным нажи­мом, закончить со слабым и т.д.;

• выполнение специальных упражнений, на­правленных на развитие умения регулировать мышечный тонус.

Возможные упражнения:

- попросить показать, как поднимают тяжелую гирю, отталкивают большой камень, гладят кошку, несут стакан, полный воды, изобразить руками ужасное чудовище и т.д.;

- вытянуть вперед руки и с силой сжать в кулаки, досчитать до пяти и с силой бросить руки вниз, повторить несколько раз;

- вытянуть руки и как можно сильнее растопы­рить пальцы, досчитать до пяти и с силой бро­сить руки вниз, повторить несколько раз;

- сильно сжимать кулаки – разжимать;

- сильно напрячь все мышцы тела – расслабиться; в комплекс упражнений с каучуковым мячи­ком, включить упражнение: сильно сжать мячик - разжать;

1.7. Трудности удержания позы

Подобные трудности считаются одной из при­чин снижения темпа и качества овладения процес­сом письма. Это проявляется в том, что ребенок на уроках или во время выполнения домашних зада­ний не может сохранять рациональную позу, ре­комендованную медиками и физиологами. Поня­тие «рациональная поза» – это в первую очередь достаточно точные параметры позы, в которой должен находиться ребенок: расстояние от груди до края стола, направление и положение ручки, поворот листа и т.д. Проверить, есть ли эти про­блемы, несложно. Ребенок сутулится, искривляет посадку, неправильно держит ручку, слишком низко наклоняет голову или, наоборот, откидыва­ется назад, делает упор при письме на кисти рук или на запястья, локти сползают с парты, ребенок подкладывает ногу под себя или «заплетает» их, сидит на кончике стула и т.д. Как правило, для их решения необходимо проводить специальные коррекционные оздоровительные занятия (ЛФК, физкультура). Но и педагог на уроке или в груп­пе продленного дня может предложить несколь­ко простых упражнений, регулярно включая их в физкультминутки, направленных как на преодо­ление имеющихся сложностей, так и на их свое­временную профилактику.

Возможные формы работы:

• удерживать на голове книгу в положении сидя, за­тем – стоя, постепенно увеличивая длительность выполнения упражнения от 10 до 30 секунд;

• игра «Море волнуется раз...»;

• игра «Зеркало»: повторить и удержать позу, по­казанную педагогом или одним из детей.

1.8. Недостаточная сформированность чувства ритма

Письмо – это сложный, ритмически органи­зованный процесс. Поэтому недоразвитие чувс­тва ритма у ребенка в той или иной степени вли­яет на успешность овладения письмом и чтением.

Этапы работы:

• наблюдение и прислушивание к естественным и искусственно организованным ритмическим действиям;

• воспроизведение ритмических действий.

Возможные формы работы: