Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 3 из 115)

Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлени­ем учащегося, воспитанника к конкретным требованиям совре­менной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с раз­витием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанни­ков к нуждам данного момента, к определенной социальной си­туации, к конкретным запросам общества. Но, с другой сторо­ны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником куль­туры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой куль­туры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общече­ловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый

план, стремление служить будущему характеризовали прогрессив­ных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, вы­двигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом ин­дивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманно­стью: это стремление к благо­родным общечеловеческим це­лям".* В реализации этой цели, считал он, особая роль принад­лежит учителю, который явля­ется живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

* Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 237.

А.Дистервег (1790 — 1866) — не­мецкий педагог-демократ, после­дователь Песталоцци. Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросо-образность, самодеятельность. Ав­тор двадцати учебников по матема­тике, немецкому языку, естество­знанию, географии, астрономии. Основной труд — "Руководство к образованию немецких учителей".

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Тол­стой, — он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершен­ный учитель".*

* Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1956. - С. 362.

Л.Н.Толстой (1828 - 1910) - все­мирно известный художник слова, внесший крупный вклад в разви­тие отечественной педагогической культуры. Разрабатывал идеи сво­бодного воспитания. Автор "Азбу­ки", "Книг для чтения", методи­ческих руководств.

Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обу­чения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлин­но гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче коман­дует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему при­нуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания де­тей: "Воспитание личности в со­ветской школе", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "О воспитании".

В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности. "Век математики — хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека".*

* Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1981. — С. 123 - 124.

Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практи­ческая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богат­ство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уро­вень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поста­вить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально пол­нокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, вы­пестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".*

* Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Т. 5. - Киев, 1980. - С. 102.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, соци­альной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряжен­нее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

К.Роджерс (1902 - 1987) — амери­канский психолог; видный пред­ставитель гуманистической психо­логии, автор центрированной на клиенте психотерапии.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников со­временного гуманистического направления в западной педагоги­ке и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями про­мышленности, армии, неспо­собностью и, главное, нежела­нием многих, начиная от рядо­вого учителя и кончая руково­дителями высшего ранга, рас­ставаться со своей, пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответ­ственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он пред­полагает не простое принятие на себя обстоятельств демократи­ческого идеала".*

* Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. — Toronto; London; Sydney, 1983. — P. 307.

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближай­шем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая учени­ка, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправ­ленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя край­не негативно сказывается и на нем самом, так как он постепен­но теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способ­ности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащего­ся, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общест­ва стремление передовых педагогов противопоставить миру на­силия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзыва­ется в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, от­мечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания» кото­рые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям".*

* Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. — М., 1981. - С. 68.

Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение сво­ей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманисти­ческое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встре­чаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспиты­вать", брать на себя право поучать, лишенные способности оце­нивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образова­тельного процесса, учитель должен признавать право быть субъ­ектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способ­ным довести их до уровня самоуправления в условиях доверитель­ного общения и сотрудничества.

Коллективный характер педагогической деятельности

Если в других профессиях группы "человек — человек" резуль­тат, как правило, является продуктом деятельности одного чело­века — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень труд­но вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источни­ков воздействий в качественное преобразование субъекта деятель­ности — воспитанника.