Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 54 из 115)

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994.

Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ч. 1,2.— Ростов н/Д, 1993.

О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1991.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1979.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.

Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

• Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Граждан­ское воспитание в системе формирования базовой культуры лич­ности • Формирование основ нравственной культуры личности • Тру­довое воспитание и профессиональная ориентация школьников • Фор­мирование эстетической культуры учащихся • Воспитание физической культуры учащихся

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достиже­ния мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает чело­века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные сто­роны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают ("присваивают") знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, дей­ственными, другие же остаются только словесным знанием.

Убеждения — это не нечто "знаемое " и "понимаемое ", это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными тре­бованиями общественного прогресса, с познанной человеком не­обходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объективную необходимость, она может воспринимать веление должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стрем­лениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятель­ности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутрен­нюю потребность, не ставшей его собственной волей, он дейст­вует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического ап­парата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности.

Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая об­щие и наиболее существенные стороны множества явлений, обоб­щения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной цело­стности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принци­пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. По­ниманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми­ровоззренческий характер. К ним относятся начальные представле­ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един­стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи­ях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки со­вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей­ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно­сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя­тельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя орга­низацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвое­ние личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережи­вания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив­ной практической деятельности.