Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 75 из 115)

органической частью педагогической технологии являются диа­гностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологи­ей и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой сто­роны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастер­ства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овла­деть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определя­ется личностньши параметрами педагога. Одна и та же техноло­гия может осуществляться разными учителями.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно раз­личать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обу­чения и его осуществления. Частные — это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стиму­лирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее резуль­татов, и более конкретных задач типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая тех­нология в отличие от методики предполагает разработку содер­жания и способов организации деятельности самих воспитанни­ков. Она требует диагностического целеобразования и объектив­ного контроля качества педагогического процесса, направленно­го на развитие личности школьников в целом.

§ 2. Структура педагогического мастерства

Понятие педагогического мастерства

А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учите­лям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. "Я на опыте пришел к убеждению, что ре­шает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалифика­ции" (А.С.Макаренко).

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят мно­гие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педаго­гического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассмат­риваемого явления; правильно диагностировать явление — опре­делять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, ко­торый опирается в своей деятельности на научную теорию. Ес­тественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность об­щих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже не­которых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управ­ления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учи­теля часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание более или менее полезных практических рекомендаций и правил воспита­ния и обучения. Одни из них касаются элементарных приемов работы и не нуждаются в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей педагогического процесса и кон­кретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера — традиционные и инструктивные, условные и безусловные, эмпирические и рациональные — явля­ются прикладной частью педагогики. Во многих случаях без зна­ния нормативных положений трудно решить совсем несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг пе­дагогической деятельности был творческим, неповторимым и все­гда новым. Однако столь же велик может быть и вред педагоги­ческих нормативов. Рецептурность, косность, шаблон, неприязнь к педагогической теории, догматизм педагогического мышления, ориентация на методические установки свыше, непонимание чу­жого положительного опыта — вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы педагогического процесса.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической дея­тельности исключают неправомерные решения, позволяют дей­ствовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, — писал В.А.Сухомлинский, — когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предста­ет перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоре­тических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".*

* Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 10.

Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. "Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделать­ся мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается прави­лом воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание".*

* Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М„ 1948. - С. 18 - 19.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень разви­тия педагогической деятельности, владения педагогической тех­нологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастер­ство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогичес­кого процесса.

Компоненты педагогического мастерства

В педагогической науке сложилось несколько подходов к по­ниманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно науч­ного, авторитетного руководства, способного преодолевать педа­гогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, вообра­жению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагоги­ческими знаниями, интуицией также умения в области педаго­гической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затра­той энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство складывается из специальных зна­ний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализу­ется совершенное владение основными приемами того или ино­го вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педа­гог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве пе­дагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуаль­ной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство пере­дачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педа­гогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, пе­реплетаются и взаимно усиливают друг друга.*

* См.: Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие. — М., 1983. — С. 200 - 201.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педа­гогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, ко­торая необходима для эффективного применения системы мето­дов педагогического воздействия на отдельных учащихся и кол­лектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в об­ращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чув­ство темпа, навыки управления и демонстрации своего отноше­ния к поступкам учащихся и др.

Владение основами педагогической техники — необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сде­лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 ню­ансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".