Смекни!
smekni.com

Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии (стр. 2 из 7)

введение новой программы выпускных экзаменов, в соответствии с которой требовалось, чтобы окончивший курс гимназии владел обоими древними языками, решал

математические задачи с объяснением, и, наконец, необходимо было пройти устные испытания по всем предметам курса; [7]

увеличение продолжительности обучения на два года, что предполагало подготовку учащихся в университет. С тех пор в немецкой системе образования, в отличие от англо-американской, сроки обучения 12 и 13 лет.

С 1840г. классицизм в германских гимназиях постепенно уступает место естественноисторическим и математическим наукам, чем и было обусловлено возникновение нового типа учебных заведений - реальных школ (училищ). Основанные Геккером в 1747г., они лишь в 1822г. получили окончательное устройство, которое послужило образцом для создания последующих реальных школ.

В 1859г. было издано «Положение о преподавании и экзаменах в реальных школах», согласно которому реальные школы делились на три типа:

- реальные школы I разряда (названные позже реальными гимназиями) с девятилетним сроком обучения, содержащие сокращенный курс латинского языка;

- реальные школы II разряда (названные позже средними школами) с меньшим сроком обучения, в которых латинский язык преподавался факультативно;

- повышенные городские школы с семилетним сроком обучения с учебным планом, что и реальная школа I разряда, только без латинского языка [24, 32].

Учебный план реальных школ первого разряда, задумывавшихся как реальное учебное заведение с углубленным преподаванием естественных дисциплин, предлагал пять естественнонаучных предметов из 11 общеобразовательных изучавшихся по трем блокам. Вместо древних языков в реальной школе больше внимания уделялось новым языкам. Примечательно, что сведения по истории, географии, физике не составляли особую отрасль обучения, а входили в курс чтения отдельных отрывков, которые учитель выбирал для того, чтобы «внушить детям чувство преданности, религиозные и гражданские добродетели, а также уважение к властям» [14, 29]. В 1878 г. девятилетние реальные школы без латыни были преобразованы в так называемые промышленные школы, переданные в ведение министерства духовных дел и просвещения. Целью этих новых реальных школ стала подготовка молодежи к поступлению в различные высшие технические учебные заведения.

С другой стороны, реальные школы I разряда изменяли направление своего развития, все более и более приближаясь по содержанию даваемого ими образования к традиционным классическим гимназиям. От последних они отличались главным образом отсутствием греческого языка.

Тем не менее, классические гимназии, по-прежнему, преобладали над остальными типами средних учебных заведений. Таким образом, новый учебный план не удовлетворил ни сторонников реальной школы, которой он принес, правда, название «реальная гимназия», но не принес расширение прав, ни приверженцев гимназического классицизма, которые были недовольны сокращением латинского и греческого курса. Достаточно сказать, что за короткое время в министерство просвещения поступило около 350 проектов новой реформы среднего образования в стране.

Поэтому в январе 1892 г. была осуществлена новая реформа, результатом которой стало: сокращение общего числа учебных часов; ограничение часов на изучение древних языков, упразднение латинского сочинения; усиление курса немецкого языка, отечественной литературы и истории; увеличение числа часов, посвященных гимнастике; снижение требований к экзамену на аттестат зрелости с целью не допускать переутомление, причиной которого были многопредметность, ежедневные задания, строгие выпускные экзамены.

Одновременно с новыми учебными планами были, наконец, определены типы средних школ: классическая гимназия, реальная гимназия, реальное училище, которое в свою очередь распадались на 2 разряда:

высшее реальное училища с 9-летним курсом обучения,

реальные училища II разряда с 6-летним курсом обучения.

Реформатором этого нового типа учебных заведений стал Л.Гедике, который указывал, что главная цель реального училища заключается «в образовании нравственно добрых и полезных людей для общества». Итак, система среднего образования в Германии фактически сложилась к концу XIX в. При этом произошла определенная унификация этой системы, поскольку во всех немецких государствах за образец были взяты типы средних учебных заведений, существовавшие в Пруссии. Вместе с тем по всей стране широкое распространение получило прусское положение, наметившее тенденцию сближению реальной гимназии с классической гимназией. И, наконец, по взаимному соглашению между гетманскими государствами (1889 г.), права окончивших курс в любом учебном заведении одного государства признавались и в других. Однако, при организации среднего образования в каждом из государств Германии наблюдались значительные различия, так как организация школьного дела не входила в компетенцию федерального, т.е. имперского правительства. Каждое союзное государство распоряжалось своими школами совершенно самостоятельно. При этом не было единообразия даже в пределах одного и того же государства.

1.2. Реформирование средних школ.

Вторым этапом развития современного содержания образования в Германии (1900-1919гг.) стало реформирование средних школ, в основу которого была положена идея координации всех трёх типов средних учебных заведений. Их учебные планы предусматривали по общим для всех предметам (родной язык, история и религия) одинаковые цели и рекомендации.

Кроме этого, в старших классах всех типов школ начинала проявляться дифференциация обучения, целью которой было стимулировать способности каждого ученика, предоставив ему возможность заниматься теми предметами, к которым он чувствовал себя более способным. Такой подход позволил придать средней школе академический характер, облегчив тем самым «переход от школьной системы принудительного учения к университетским академическим занятиям, построенным на принципах свободы и самообразования» [30, 35].

Так, в результате школьных реформ 1901г. классическая гимназия, которой теперь уже не было надобности быть «всем для всех», сосредоточилась на изучении древнего мира. При этом она являлась единственным учебным заведением, в котором продолжали преподавать оба древних языка, поскольку гимназический курс с латинским языком признавался ещё необходимым, особенно для тех, кто продолжал учиться в университете, ибо до недавнего прошлого латынь в Германии была языком церкви, права, науки и литературы. Очевидно, что «в главнейших современных культурных языках латинский язык продолжал жить, как в своих более или менее близких потомках». [24, с.259].

О необходимости изучения латинского языка свидетельствовало и создание реформированной классической гимназии, одним из преимуществ которой стал непосредственный переход в эту школу из средней школы других типов и обратно, что стало возможно благодаря общности программы в младших классах.

Несколько менее благоприятно в этом смысле было положение реальной гимназии, основными предметами которой были иностранные языки с их литературой и современная культура. Однако значительное число часов, выделяемое на изучение латинского языка, и высокие требования по математике затрудняли выполнение задачи, поставленной перед реальной школой. Как отмечал Ф. Паульсен, «с подобными затруднениями неизбежно встречается всякая промежуточная форма». [22, с.283]

Именно поэтому возникла необходимость реформирования реальной гимназии, из которой был исключен курс латинского языка. Такой ход развития реальной школы, конечно, «удалил их от курса классической гимназии, но вместе с тем открыл им двери университета и содействовал бы их умножению». [22, с.283]

Таким образом, осуществление дифференциации среднего образования стало возможно в результате реформирования классических и реальных гимназий, которое существовало в двух формах - альтонская и франкфуртская, названных так по именам городов где были впервые организованы эти реформированные школы.

Первые опыты альтонской системы относятся к 1878 г., франкфуртская система начала развиваться в 1892 г., пользовавшаяся наибольшим успехом и сравнительно широким распространением. Обе эти системы были официально признаны в н. ХХ века, поскольку по новому Уставу гимназии, реформированные в соответствии с этими системами, представляли собой самостоятельные средние учебные заведения.

Однако при альтонской системе в реформированной реальной гимназии к французскому языку присоединялся английский язык уже с третьего года обучения, между тем как при франкфуртской системе изучение английского языка начиналось с шестого года обучения

Наиболее важна эта реформа была для небольших городов, которые имели только одну среднюю школу. В результате реформы 1901 г. при реальных училищах стали организовываться классы реально-гимназического образования, что было совершенно невозможно при традиционном распределении занятий в реальной или, в особенности, в классической гимназии.

Наконец, реформированный учебный план средней школы несколько уменьшал пропасть, отделяющую систему начального и среднего образования, а следовательно, делал более возможным переход в среднюю школу наиболее даровитым ученикам народных школ.

Для третьего типа средних учебных заведений - высшего реального училища - основными предметами стали точные науки, а главной целью обучения - развить у учеников способности вести самостоятельную работу в области математики и естествознания. Поэтому закономерно, что по Уставу 1901г. в этих школах значительно больше времени уделялось естественнонаучным дисциплинам.