Смекни!
smekni.com

Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии (стр. 3 из 7)

Что касается древних языков, то высшее реальное училище так и осталось единственным учебным заведением, в котором они отсутствовали. Однако, и они, тем не менее, не могли полностью отказаться от латинского языка, поскольку ставили своей задачей подготовку в университет. Именно этим и было обусловлено возникновение факультативных курсов латинского языка при трех старших классах высшего реального училища.

1.3. Развитие женского образования Германии в XIX-XX вв.

Следующим немаловажным моментом в процессе анализа средней школы Германии к. XIX - н. ХХ вв. является развитие женского образования, как важнейшей педагогической инновации исследуемого периода, которое получило с 70-х гг. широкое распространение и играло заметную роль в системе общего среднего образования.

Средняя женская школа по-прежнему находилась «на стадии прозябания», поскольку существующая организация среднего женского образования не имела существенных признаков среднего учебного заведения: не давала достаточной научной подготовки и не предоставляла аттестат зрелости.

Кроме этого, господствующие в ней методы были «односторонне направлены на развитие чувства у девушек, в умственном же отношении они были вынуждены довольствоваться полуобразованием. Но мир чувств бессилен в качестве воспитательного момента, если не находит опоры в высоком интеллектуальном развитии» [12, с.234].

Именно поэтому еще в конце XIXв. появилась необходимость включения законодательным порядком в общую систему всего среднего образования и среднюю женскую школу с определенным и законченным циклом знаний и навыков, соответствующих потребностям среднего слоя общества и достаточных для подготовки к специальной средней и высшей школе или к общественным условиям домашней жизни.

Главные пункты реформы 1908 г. были обнародованы в прусском законе о среднем женском образовании и сводились, в общей сложности, к решению пяти основных вопросов:

о существующей реформе общеобразовательной средней женской школы и её новой организации;

о совместном обучении полов;

о способах подготовки девушек к университету;

о разумной подготовке девушек к обязанностям матери и воспитательницы своих детей;

о подготовке и правах учительского персонала для новой школы.

При этом сторонники реформы считали, что кризисное положение средней женской школы можно было исправить двумя путями: либо придать ей большую законченность, повысить требования к программам и привести их в соответствие с различными запросами женщины, вплоть до подготовки девушек к аттестату зрелости с целью допущения их в университет; либо разрешить сложный вопрос допущением девочек в мужские средние учебные заведения, то есть признать совместное обучение.

Глава 2. Поздние этапы формирования среднего

образования в Германии.

2.1 Среднее образование в Германии после окончания

первой мировой войны.

Третий этап развития средней школы Германии связан с периодом Веймарской Республики (1919-1933гг.). По окончании первой мировой войны 1914-1918гг., значительно затормозившей развитие среднего образования, немецкая школа вступила в полосу демократических преобразований, связанных с именем известного немецкого педагога Ф.Карсена. Как отмечается в некоторых исследованиях, «при всех своих недостатках именно школа сделала Германию в период Веймарской республики страной всеобщей грамотности. Последнее стало основой бурного экономического и военного роста в начале XX века» [20, с.262, 1].

По Веймарской конституции 1920г. наука и школа объявлялись свободными, вся школьная система была поставлена под контроль государства, был принят Закон о начальной школе, в соответствии с которым все дети должны были обязательно посещать первые четыре класса народной школы. По окончании 4-го класса учащиеся либо продолжали свою учёбу на старшей ступени народной школы, либо по результатам отборочного экзамена переходили в гимназию или реальную школу. Для приёма ребёнка в тот или иной тип школы решающим фактором являлись его задатки и способности, а не имущественное положение и религиозная принадлежность родителей». В эти школы ученики поступали обыкновенно после 4-го класса, либо после 5-го класса и выше. Исключение составляли только те учащиеся, которые пользовались частным обучением. Школьная повинность для учащихся средних школ заканчивалась только с получением свидетельства за 6 классов. Если ученик выходил из младших классов или даже после 5-го класса, то он был обязан посещать до 17 лет дополнительную школу (die Fortbildungsschule) [20].

Согласно Веймарской конституции, было провозглашено совместное обучение детей в школе без различия вероисповеданий, а также возможность открытия, по желанию родителей, как светских, так и конфессиональных школ. Преподавать религию, как основной предмет, должен был учитель, а не священник, который по-прежнему имел самые широкие полномочия по осуществлению надзора за преподаванием религии [7].

Дифференциация образования, и следовательно структурирование средних школ осуществлялась в соответствии со способностями учащихся:

учащиеся с ярко выраженными теоретически-практическими способностями рекомендовались для дальнейшего обучения в классические гимназии;

учащиеся, обладающие способностями применения теоретических знаний на практике, обучались в реальных средних учебных заведениях;

учащиеся с практическими способностями находили применение своим знаниям в старших классах народной школы.

В связи с развитием науки и усложнением производства в Германии особенно остро встал вопрос о целенаправленной подготовке квалифицированных кадров для различных областей хозяйственной жизни. Этому запросу в большей степени отвечала теория «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера. Организованные им по типу «трудовой» народные школы сыграли в 20-30-х гг. важную роль в модернизации школьного образования Германии, так как под воздействием этих школ в ряде мест была реорганизована вся система народного образования. Концепция содержания школ этого периода свидетельствовала о том, что отбор учебного материала определялся установкой на резкое усиление воспитывающей и формирующей мировоззрение функции школьного обучения.

Так, для трудовой школы, по Кершенштейнеру, было характерно:

а) создание нравственного характера, прежде всего, средствами религиозного воспитания, поскольку «нравственность всегда остается жалким растением, если она не будет освещена религией, если она не будет развиваться на почве доверия к Богу, которое должно питать её» [27, с.248, 31];

б) формирование у учащихся умения самостоятельно пользоваться теми методами, которые необходимы для соответствующих наук, представленных в школьном курсе в виде различных предметов;

в) использование ручного труда как важнейшего средства воспитания характера и подготовки к практической деятельности. При этом ручной труд понимался не как механические упражнения кисти или стандартные мануальные действия, а прежде всего, как сопровождавшие интеллектуальную деятельность.

Соответственно своим педагогическим взглядам Кершенштейнер предлагал и общий план структурирования образования, вся организация которого служила трудовой подготовке школьников к овладению профессий. Так, целью начальной обязательной народной школы являлась подготовка к прилежному выполнению работы и «воспитание чувства наслаждения трудом на службе государства».

Кроме народных школ Германии исследуемого периода продолжали развиваться и государственные классические и реальные гимназии, высшие реальные училища, целью которых, главным образом, была подготовка к высшим учебным заведениям. Так, содержание обучения в классической гимназии, состав предметов в которых не изменился с начала века, основывалось на единстве классической культуры и современных наук. Она давала серьезное, может быть лучшее в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX и в начале XX вв. страдала перегрузкой учащихся [27].

Таким образом, именно в период Веймарской республики сформировались основные черты современной средней школы, для которой характерно разделение на полную народную, ставшую позже основной, реальную школу и гимназию. Однако среднее образование, по-прежнему, не было унифицировано и представляло разнообразные варианты для получения неполного и полного среднего образования.

Тем не менее, несмотря на столь безучастное отношение правительства к реформе средней школе, именно для Веймарской Германии было характерно открытие экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, что обуславливалось интенсивной экспериментально-педагогической и научно-педагогической работой. Характерной чертой всего движения за реформу немецкой школы в этот период был протест против крайнего интеллектуализма, пронизывающего всю систему образования, и обращение не только к проблемам умственного, но физического и эстетического развития детей.

Первой экспериментальной школой в Германии, организованной по английскому образцу, стала школа Г. Литца, который проводил в жизнь идею воспитания лучших нравственных расовых свойств, считая свою систему “немецкой национальной школой будущего”. Особенностью системы воспитательных домов Г. Литца было то, что каждый из них предназначался для определенного возраста: школа начальной ступени была в Ильзенбурге, средняя – в Хаубидде; в Биберштейне учились воспитанники старшего школьного возраста.