регистрация / вход

Деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе

Содержание: Введение ..3

Содержание:

Введение ..................................................................................................................3

1 Педагогическая мысль второй половины ХIХ века и деятельность

Л. Н. Толстого ........................................................................................................ 4

2 Деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе ...................................6

2.1 Система воспитания и обучения в Яснополянской школе............................6

2.2 Дидактические взгляды Толстого..................................................................9
2.3 «Азбука» и книги для чтения Л.Н. Толстого..............................................13

Заключение ............................................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................15

Введение

Воспитание спасет мир - в этих словах Л.Н.Толстого заключена мысль об исключительной роли воспитания. Именно так относился к просвещению величайший русский писатель. Его педагогическая деятельность носила разносторонний характер. Толстым написано много глубоких статей на тему воспитания и обучения. В 1849 году он предпринял первую попытку обучения в Ясной Поляне крестьянских детей. Через десять лет он открыл школу в родовой усадьбе, начал выпускать педагогический журнал «Ясная Поляна». Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения. Он написал свои замечательные, до недавнего времени забытые «Азбуки», посвятил детям около 600 рассказов и притч в «Книгах для чтения». Как педагог-мыслитель, Л.Н.Толстой находился в постоянных исканиях верной идейно-философской основы своей педагогической теории и практики.

Своеобразным зеркалом происходящих в России событий оказалось творчество великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого. Именно это имел в виду Ленин, назвав Толстого «зеркалом русской революции».

В контрольной работе я раскрою особенности творчества и педагогической деятельности Л.Н. Толстого, изложу кратко материал о его педагогической деятельности в Яснополянской школе.

1 Педагогическая мысль второй половины ХIХ века и деятельность

Л. Н. Толстого

Противоречивость русской общественной жизни и культуры нашла красноречивое отражение в педагогике Л.Н. Толстого, которая прошла эволюцию от барского снисхождения к идеям «свободного воспитания».

Просветительская миссия Толстого началась раньше, чем литературная, и охватывала большую часть жизни великого русского писателя, философа, педагога. Интенсивная педагогическая работа Л. Н. Толстого началась с 1859 г., когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. Деятельность Л. Н. Толстого-педагога разделяется на три периода: первый - 1859-1862 гг., второй - 1870-1876 гг., третий - начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя.

Первый период педагогической деятельности (1859-1862) писатель назвал периодом «трехлетнего страстного увлечения... педагогическим делом». Это было время большого общественного подъема в России в связи с отменой крепостного права, и просветительскую деятельность среди крестьян Л. Н. Толстой рассматривал как выполнение своего долга перед народом.

Размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился к идеям свободного воспитания. Идея свободного воспитания насчитывает продолжительную историю. Истоки теории свободного воспитания прослеживаются в полисной демократии Афин V IV вв. до н.э. В самостоятельное направление педагогической науки она оформилась со второй половины ХVШ века.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. «Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем». В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача - открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе.

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу.
Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом, и была примером для подражания.

Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя. В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Толстой вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году, была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ.

В своей статье 1874 года, «О народном образовании» он критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.

Толстой в последний период творчества, относящейся к девяностым годам, в основу своей педагогической деятельности ставил свою «толстовскую религию» - признание, что человек носит бога в «самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать в духе проповедуемого им «очищенного христианства». Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась в период существования Яснополянской школы. Они нашли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы, в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней, в статье «О воспитании», книгах афоризмов мудрецов мира.

В 1908 г. предпринял опыт преподавания нравственности мальчикам 8-9 лет. В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам», опубликованной в журнале «Свободное воспитание» (1908), он рассказал об этом событии.

Таким образом, изучив биографию и творчество Л.Н. Толстого и сопоставив его педагогическую деятельность с эпохой, необходимо отметить, что противоречивость русской общественной жизни и культуры нашла красноречивое отражение в педагогике Л.Н. Толстого.

2 Деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе

2.1 Система воспитания и обучения в Яснополянской школе

В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л.Н. Толстого и его педагогический опыт оказали огромное влияние на многих педагогов-гуманистов.
В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничиться лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал детей чтению, письму, арифметике и т.п., но и проводил воспитательную работу. Это является одним из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще, но против воспитания, которое проводилось в школах того времени, - против муштры и угнетения, против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: «Критериум педагогики - только один - свобода».

В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

В этих словах - идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерная для теории «свободного воспитания». Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям.
Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками.

В Яснополянской школе учащиеся изучали 12 предметов: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфию, грамматику, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, математику, беседы из естественных наук, Закон Божий. Объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.

Школу посещало от 30 до 40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в 8 часов утра и зачастую продолжались до 2 часов дня; с 2 до 5 часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в 8-9 часов вечера.

Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Цель школы, по Л. Н. Толстому, - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, - указывал он, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося.

Яснополянская школа представляла собой ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.
Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что Толстой противопоставил современной школе систему воспитания, которую построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

2.2 Дидактические взгляды Толстого

В годы работы в Яснополянской школе он сформулировал важные дидактические принципы:

- свободы в обучении и воспитании, означавший новый тип отношений между учителем и учеником. В его школе царил дух свободы, не было жесткой дисциплины («дух» школы, по Толстому, обратно пропорционален жесткому регламенту). Свободу Толстой считал «главным критериумом педагогики»;
- ненасилия;

- учет личного опыта ребенка, опоры на этот опыт. Толстой не раз подчеркивал вред знаний, оторванных от жизненного опыта ученика;

- развитие интереса к учению в ребенке;

- индивидуализации обучения и др.

Вопрос о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени - чтение, письмо, арифметика, закон божий. Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся.

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему. В последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячным делом. В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», - писал Толстой. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, он советовал:

- чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;

-чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;

- чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т е. за непонимание, ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;

- чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста, но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления, как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение, лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен, тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого. В Яснополянской школе Толстой устраивал игры: в снежки, перетягивание каната, катание на санках. Об атмосфере в его яснополянской школе можно судить по воспоминаниям и рисункам детей. Сохранился рисунок его ученика, на котором изображена сценка из жизни школы: игра «перетягивание каната», на рисунке - дети, Толстой и надпись «Милый человек Лев Николаевич».

- чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком легок, не слишком труден.

Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Предавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы.

В методическом приложении к «Азбуке» Толстой перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок, нет привычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».

Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала. Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

Писателя интересовали различные аспекты содержания образования и отбора учебного материала. В его понимании учебный предмет - это система научных понятий, обобщений, которые отражают реальную действительность как совокупную трудовую и духовную деятельность людей. Толстой относился критически к звуковым методам обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.
По мнению Толстого, учитель должен помочь ответить ребенку на следующие главные вопросы жизни: «Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?» и «Что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим, и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?», «как жить», чтобы быть счастливым («О воспитании», «Любите друг друга»).

Необходимо сделать вывод, что взгляды Л.Н. Толстого на проблемы образования, воспитания, развития ребенка не были оторваны от жизни, они питались самой жизнью и вытекали из его педагогического опыта.

2.3 «Азбука» и книги для чтения Л.Н. Толстого

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге, Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.

Подводя итог, необходимо указать, что характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки. Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет.

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей.

Заключение

На основании изученного и изложенного материала необходимо в заключение сделать вывод о том, что Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.

Сегодня философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого нашли дальнейшее развитие в деятельности НИЛ «Школа Л. Н. Толстого» - инновационной системы нового типа, деятельность которой осуществляется как уникальный педагогический эксперимент, имеющий свои философские, психологические, культурно-исторические основы.

Список используемой литературы:

1 Бабский Ю. К. Педагогика - М., Просвещение, 2000

2 Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

3 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под редакцией академика РАО А.И. Пискунова - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2001

4 Константинов Н.А.,Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого// История педагогики. М.: Просвещение, 2003

5 Латышина Дилара Исмагиловна. История педагогики: история образования и педагогической мысли: учебное пособие для студентов вузов/ Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2006

6 Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 2005

7 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. - М., 2000

8 Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Изд-во Владос - Пресс 2003

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий