Смекни!
smekni.com

Сегрегация и интеграция два пути развития современной специальной педагогики (стр. 1 из 2)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Специальная педагогика

На тему: Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики.

Выполнил студент

Группы 4Д

факультета ТЭСХ

Сергеев Д. Ю.

Проверил преподаватель

Ефремова К. Д.

Тула 2009

Содержание

Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики

3

Сегрегация

3

Интеграция

6

Список используемой литературы

12

Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики.

Пугающее слово сегрегация ассоциируется с различного рода дискриминациями и принуждениями, считается злом, тогда как интеграция, антоним сегрегации, воспринимается на сегодняшний день, как положительное и даже необходимое явление, определяется чуть ли не как высшая добродетель и ставится рядом с толерантностью.

Сегрегация [позднелат. segregatio — отделение] — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами).

История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. Ее основой могут стать также принадлежность к тем или иным стратифицированным социальным группам, сословиям, кастам (сословная, кастовая сегрегации), доступ к религиозным таинствам (сегрегация посвященных и непосвященных). Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне межличностных отношений сегрегация существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя.

Другие же источники дают примерно ту же характеристику сегрегации, но характеризуют ее, как политику принудительного отделения или изоляции, и считают ее злом, однако, даже Иисус Христос был сторонником сегрегации и как-то говаривал:

«Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка (гречанка), выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне . Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их...»

На мой взгляд, сегрегация есть следствие проявления физиологии человека, мало того, сегрегация во многом является источником культуры, так как понятие культура подразумевает все же отличие, а не сходство. Так же следует отметить, что культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) не является извращением законов природы, не смотря на то, что «Энциклопедия социологии» называет ее «надбиологической программой человеческой деятельности». Культуры, основанные на борьбе с природой, обречены на поражение, как это произошло с СССР, естественный гуманитарный распад которого, то есть та же самая сегрегация, пришел на смену принудительной интеграции, и насаждаемого интернационализма. Соответственно, сегрегация является более естественным и природным процессом, чем интеграция. Интеграция возможна на ограниченном промежутке времени, тогда, как сегрегация происходит постоянно. Это биологический процесс. Можно сказать, что интеграция вызвана физиологической и культурной схожестью людей, а сегрегация физиологическими и культурными отличиями. Например, все люди относятся к одному биологическому виду, это способствует интеграции, но проживают в различных климатических условиях, что является одной из причин сегрегации. «Что русскому хорошо, то немцу смерть» говорят сторонники сегрегации, «Россия должна отказаться от мифического своего пути», говорят сторонники интеграции. Сторонники интеграции отправляются «перекрещивать» население Ирака в либеральную веру, как это делает США или открывают границы для нелегалов в ущерб собственных граждан, как это делает Европа и, подражая ей, Россия, сторонники сегрегации организуют «железный занавес», как СССР по отношению ко всему миру. Кстати, обе системы не имеют научных основ, для них характерны крайности, ибо опираются они либо на либеральную по сути христианскую веру (не науку) «человек человеку брат», либо придерживаются ветхозаветных принципов «человек человеку волк» и «глаз за глаз». Реально весь американский либерализм - это христианство, так как Новозаветная Библия является источником Конституции и Прав человека. И либерализм опять несут на мечах и опять выходит все боком, как и во всех крестовых походах.

Сегрегация же это скорее народная забава, чем государственный строй, сегрегация - настоящее проявление демократии, которые некоторые ошибочно называют охлократией. Конечно, это не какая не власть толпы, а истинное лицо народа.

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений.

Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция — включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

· воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

· активное участие в данном процессе самого ребенка;

· совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

· адекватно вести себя;

· эффективно общаться с окружающими.

Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.