Смекни!
smekni.com

Александр Федорович Лазурский (стр. 1 из 2)

Александр Федорович Лазурский (1874-1917)

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6

ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

В. А. Журавель

РОЛЬ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО В СОЗДАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Музей В. М. Бехтерева (зав. — А. М. Шерешевский) Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Б. М. Бехтерева (дир. М.М. Кабанов)

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,— сказал акад. В. М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии [1].

А. Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория [2]. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге [3]. В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» [3]. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом [4]. Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования [5—8].

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» (9). Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники [10].

Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассмат­ривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне [11]. А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологиче­ские функции [12],

Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом [13]. Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является... седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» [13].

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. [14—16]. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию [17, 18]. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте [19]. Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время [20]. С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта [21]. Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» [22]. Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [ 23]. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии [24, 25]. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия [26]. А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний [27]. Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии — «науки о характерах», как он ее называл [28, 29], А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова» [30]. Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. [31]. Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками [32—35].

Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова). В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы пато­психологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, под­тверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного иссле­дования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.