Смекни!
smekni.com

Влияние внутрисемейных отношений на социальный статус ребенка старшего дошкольного возраста (стр. 7 из 13)

«Бихевиорисиская» модель взаимодействия.

Представители этой модели, Дж. Уотсон и другие бихевиористы пришли к выводу о том, что психика человека имеет минимум врождённых компонентов, её развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребёнка, характер его развития. Отсюда главное- особая организация окружения ребёнка. По мнению радикального представителя бихевиоризма Б. Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Р. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребёнка. А. Бандура- небихевиорист, представитель социально- когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путём моделирования. Поэтому, чтобы модифицировать поведенческие реакции ребёнка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опираться на обусловленное проявление любви к ребёнку. Представители бихевиористского направления полагают, что проявление родителями тёплых и нежных чувств к ребёнку должно быть обусловленным. Однако критики считают, что поскольку ребёнок учится действовать только за вознаграждение, это становится его системой ценностей, и желательные формы поведения он демонстрирует только тогда, когда это выгодно.

«Гуманистическая» модель взаимодействия.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек- существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчёркивается, что у каждого человека есть врождённое чувство общности, или социальный интерес, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Последователем А. Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды учёного, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. В русле представлений Адлера и Дрейкурса находится программа выработки позитивной дисциплины детей, которую разработали педагоги Д. Нельсон, Л. Лотт и Х. С. Глени.

Особое внимание авторы обращают на то, что негативное поведение детей является следствием ошибочных целей. В США и в других странах популярна модель семейного взаимодействия Т. Гордона, получившая название «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). На её основе созданы авторские варианты психотренингов, например, американскими психологами Дж. Байярд и Р. Байярд, российскими учёными- Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Рахматшаевой.

Основу взглядов Т. Гордона составляет феноменологическая теория личности К. Роджерса, который верил в изначальную способность человека к добру и совершенству. По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребёнок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка; благополучно разрешать спорные вопросы, так чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны. Ю. Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели Т. Гордона с учётом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. Центральные идеи и ключевые понятия модели разработанные Х. Джайноттом ориентированы прежде всего на практическую помощь родителям, на выработку их уверенности в собственных силах В. Горянина шаг за шагом ведёт родителей от авторитарности как принципа воспитания к доверию и взаимопониманию, к ответственному поведению детей. Созвучные идеи высказываются А. Фромм: родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребёнка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребёнка; передать ребёнку убеждение, что его любят и готовы всегда помочь.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей. По мнению В. Сатир, родительско- детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребёнка общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Таким образом, проблема внутрисемейных отношений у разных авторов приобретает разное звучание. Это может быть проблема детско- родительских отношений, когда на первом месте- личность ребёнка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя- фигура родителя, его ведущая роль во взаимодействии, возникающие у него трудности. В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребёнок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индивидуальном становление ребёнка. Внутрисемейные отношения рассматриваются зарубежными и отечественными авторами как взаимодействие, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни.

Отправной доминантой, обуславливающей и инициирующей все другие характеристики понятия внутрисемейные отношения, являются определённые внутригрупповые процессы и явления. И так как, межличностные внутрисемейные отношения- это сложные социальные образования, следовательно понятийный аппарат детско- родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки; родительские позиции; типы родительского отношения; стили воспитания детей; семейные роли детей и т. п. [41; 38]

Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями “позиция”, “статус”, “внутренняя установка” и “роль”.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно- избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты.

Позиция же – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.

В отличие от позиции статус человека в семье – это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательностью принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка- менее однозначна. В связи с этим исследователи, педагоги и психологи выделяют различные варианты родительских позиций, установок, родительского отношения.

А. Я. Варга, описывает следующий вариант: Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»). [5]

В. Н. Дружинин выделил такую классификацию: поддержка, разрешение, приспособление к потребностям ребёнка, формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребёнку, непоследовательное поведение. [10]

Иной вариант предложил А. С. Макаренко: сотрудничество, авторитет доброты, любви, уважения, авторитет подавления, расстояния, педантизма, подкупа.

В. Сатир предложил позитивную модель поведения, которую определил как гибкую или уравновешенную, где различные приёмы используются не автоматически, а сознательно, с учётом последствий своих действий. Характер и степень влияния на ребёнка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: пол, возраст, темперамент и особенности характера родителя, религиозность, национально- культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень и педагогической культуры.